Двоая катастрофа

Самолет могли погубить ошибка пилота или плохой бензин

19 июля 2005 в 00:00, просмотров: 373

Трагедией завершились эксперименты с фигурами высшего пилотажа для инструктора и его ученика на подмосковном аэродроме “Шувое” под Егорьевском. Их двухместный “Як-52” разбился в 200 метрах от взлетно-посадочной полосы в воскресенье днем. Оба летчика погибли.

Как выяснили корреспонденты “МК”, “Як-52”, принадлежащий авиационной фирме “РИАК”, взлетал по запланированному заданию. В 14.10 после разрешения диспетчера спортивный моноплан оторвался от земли и начал резко набирать высоту. За штурвалом сидели летчик-инструктор, 48-летний Владимир Цветков, и его ученик-пилот, 29-летний Алексей Сазонов. 13 минут они отлетали в штатном режиме. Но на 14-й минуте, во время выполнения фигуры “штопор”, “Як-52”, очевидно, потерял управление. Вывести машину из неуправляемого сваливания ни пилот, ни инструктор не смогли. В результате в 14.24 спортивный самолет рухнул с высоты около 700 метров на глазах десятков свидетелей.

Цветков и Сазонов получили серьезнейшие травмы и погибли. “Як-52” развалился на несколько фрагментов.

Пока можно только гадать, почему произошло сваливание. Вообще “штопор” является одной из самых опасных фигур высшего пилотажа. При выполнении этой фигуры, в частности, погибли Гагарин и Серегин. В военной авиации инструкторам запрещено вести самолеты в неконтролируемое сваливание.

Сазонов, как утверждают источники, близкие к организации полетов, налетал на “Як-52” около 150 часов. Те же источники утверждают, что разбившийся “Як” не был зарегистрирован в РОСТО. На него имелась только уже утратившая силу регистрация в Федерации легкой авиации. Кстати, один час учебного полета на “Як-52” в аэроклубе “РИАК” стоил 150 долларов. Также фирма занималась обучением пилотов на вертолете “Ми-2” за 190 долларов в час и организовывала парашютные прыжки.

Летчик РОСТО Виктор СЕМЕНОВ прокомментировал “МК” это ЧП:

— Почему частный “Як-52” оказался на аэродроме РОСТО?

Егорьевский аэродром принадлежит областной организации РОСТО (ДОСААФ), но там летают и частники из Федерации любителей авиации (ФЛА). Лет пять назад по РОСТО был издан приказ: запретить полеты и базирование частных лиц на аэродромах РОСТО. Но, видимо, этот приказ нарушается. Хотя, если разобраться: где же им летать? ФЛА у нас в России — “бедные родственники”. Вот частники и кочуют с одного аэродрома на другой.

— Ваша версия причин катастрофы?

— Могу предположить: причина в топливе. Существует приказ по РОСТО, разрешающий летать нашим самолетам на автомобильном топливе — 95-м бензине, вместо “родного” авиационного Б-91/115. Многие летчики РОСТО не согласны с этим приказом. Понятно, что авиационный бензин сейчас стоит почти 40 рублей за литр, а 95-й — в среднем около 17 рублей. Но такая экономия приводит к катастрофам. К тому же топливо на бензоколонках, откуда его доставляют на аэродром, сейчас очень низкого качества.

А произойти могло вот что: летчик прогрел двигатель на повышенных режимах. Затем так же “на полном газе” взлетел. И после набора 100 метров высоты уменьшил обороты двигателя. Но в этом режиме полета двигатель не смог выдержать “паленого” бензина. Он не рассчитан на такое низкое октановое число, которое у 95-го бензина.




    Партнеры