Игры депутатов

Можно ли остановить индустрию азарта?

20 июля 2005 в 00:00, просмотров: 167

В публичной политике есть вопросы, которых все стараются избегать. Вроде не трогаешь — не пахнет. Вопрос о регулировании игорного бизнеса, безусловно, один из таких. Исходя из провозглашенных моральных принципов, любой депутат должен бескомпромиссно бороться с индустрией азарта. В жизни все совсем не так. Финансовые потоки в этой сфере так велики, а риски так очевидны, что практически любой представитель исполнительной или законодательной власти пытается не переходить грани. Ситуация, развернувшаяся этим летом в Госдуме по поводу предложения убрать казино и “одноруких бандитов” из городов, — лишняя тому иллюстрация.


Проблема игорного беспредела давно стала в России сверхострой. В Москве, например, действует 56 казино, более 2000 залов игровых автоматов. В среднем приходится по одному “однорукому бандиту” на 170 жителей столицы. По этому показателю Москва уступает разве только Лас-Вегасу. Если пройти по Новому Арбату, то только по одной стороне горят вывески пяти казино. То же самое на Ленинском и Ленинградском проспектах, других главных улицах.

В Москве сосредоточено приблизительно 40% игорного бизнеса страны. Но в регионах дела обстоят не лучше. Хотя в абсолютных цифрах на душу населения автоматов там стоит меньше, но сути дела это не меняет.

Даже во многих деревнях “добрые люди” поставили по одному-два “бандита”, которые приносят небольшую, но стабильную прибыль. В областных центрах (кроме Белгорода, где игорный бизнес запрещен местным законом) везде есть казино и игровые залы. Причем рассчитаны они совсем не на богатеев (какие уж там богатеи на селе). Рассчитаны они на людей зачастую с ничтожными доходами, которые готовы расстаться с последним в надежде на удачу.

С каждым годом таких несчастных становится все больше. Ведь искушение приходит в самые труднодоступные места. Игровые системы решительнее других осваивают страну. Сломанных судеб, исковерканных психик с каждым годом становится все больше. Чтобы оценить масштабы бедствия, можно сказать, что в 2004 году совокупный налог, который заплатили игорные учреждения в федеральный бюджет, — 10 млрд. рублей (из них 5 млрд. — московские казино и залы). И вряд ли эти налоги “не оптимизировались”. Для сравнения — 5 млрд. Москва тратит в год на все мероприятия по охране окружающей среды.

Принято считать, что рядом с игорным бизнесом всегда есть место открыто преступным занятиям — отмыванию денег, коррупции, проституции и т.д. И объемы всего этого денежного вала уже так огромны, что даже оценить его трудно.

До самого последнего времени депутаты всех уровней (кроме Белгородского заксобрания) аккуратно обходили эту тему стороной. Но весной — в начале лета ситуация изменилась. Уже на прошлых выборах мэра Москвы вопрос о засилье азартных развлечений неожиданно получил большой резонанс у избирателей и особенно у избирательниц. Тогда его поднял кандидат в мэры Александр Лебедев, а Юрию Лужкову пришлось даже оправдываться.

С тех пор прошло полтора года. Ситуация в Москве не изменилась. В стране — и говорить нечего. И ставший депутатом Александр Лебедев вместе со своим коллегой Андреем Самошиным разработали законопроект “О тотализаторах и игровых заведениях”. Главный удар по игорному бизнесу в законопроекте заключается не в предложении ужесточить правила выдачи лицензий (они нынче очень просты) и контроль за заведениями. Главный удар — в радикальном предложении вообще выселить подобные “точки” за пределы населенных пунктов.

Если представить, что законопроект будет принят, то финансовые потери “игроков” действительно будут огромными. Во-первых, переезд смогут позволить себе самые большие и богатые системы. Остальные просто погибнут. Во-вторых, поток людей на Новом Арбате и за Кольцевой дорогой — мягко говоря, несколько разный. А заработок казино зависит именно от количества, а не от качества посетителей. Кроме того, ездить за город развлекаться смогут себе позволить хоть сколько-нибудь обеспеченные граждане. А основной контингент залов у метро — люди с совсем невысокими возможностями — туда после зарплаты точно не отправится.

В общем, принятие предложений Лебедева—Самошина реально будет означать сильнейшие ограничения для индустрии азарта. И казалось бы, и представители Думы, и исполнительной власти, работники местных органов, не говоря уже про церковь, должны были бы поддержать “безумство храбрых”. Но не тут-то было. Полная тишина.

Только бывший противник Лебедева Юрий Лужков сказал: “Я поддержу любое радикальное решение этого вопроса. То, что сейчас происходит в городе, — полный разврат и моральное уродство”. Все остальные молчат — и единороссы в Думе, так заботящиеся о моральном настрое нации. (О том, почему из этих соображений надо ограничивать свободу СМИ, они не забывают ни на секунду.) И патриархия, куда Лебедев отправил письмо с просьбой поддержки. И агентство по спорту, штампующее лицензии...

Как рассказывает сам Лебедев, подойти тихонько, пожать руку, сказать: “Ну ты даешь!” — некоторые чиновники еще могут. Сделать это публично не рискует никто.

Более того, сам законопроект “не успели” заслушать на весенней сессии Госдумы и отнесли пока на осень. Сами авторы документа считают, что это было сделано специально. Прикрывалось все “формально-бюрократическими причинами”. Но по словам того же Лебедева: “Такие проволочки не случайны, поскольку на кону стоят огромные деньги. Не зря же кто-то назвал “одноруких бандитов” легальными машинами по печатанию денежных банкнот”.

Впрочем, никто таким развитием событий не удивлен. Ведь с самого начала “слуги народа” заявили, что будут рассматривать предложение своих товарищей в рамках закона “О деятельности игорных заведений”. Этот закон был внесен в парламент три с половиной года назад, дошел до второго чтения, был в нем принят, после чего был все-таки снят с дальнейшего рассмотрения! Игровое лобби сорвало тогда попытку всего лишь увеличить стоимость просто копеечных лицензий и ввести требование по увеличению активов заведений. Даже трудно представить, какие ресурсы будут задействованы теперь, чтобы не допустить выселения казино из Москвы и других городов.

Так что и осенью законопроект Лебедева—Самошина вряд ли будет принят. Скорее всего его будут тихо спускать на тормозах. Но он все равно важен. Два депутата подняли совершенно очевидный и однозначный вопрос. Строгие ограничения на игорный бизнес наложены во всех странах, кроме СНГ. И наша власть (в самом широком смысле), которая в последнее время так много говорит о морали, духовности, традициях, по отношению именно к этому законопроекту, должна будет либо подтвердить приверженность заявленным высоким принципам, либо по сути расписаться в двуличии и корысти. Всякому здравомыслящему человеку и без того было не трудно догадаться, что без поддержки местных властей, федеральной “крыши” наверху, связей и с силовиками, и с бандитами игорные империи построить невозможно. Теперь это может быть доказано экспериментально.




Партнеры