Огонь, вода и нефтяные пятна

Столичные спасатели готовы к любым ЧП

В последнее время поговорка “мой дом — моя крепость” несколько потеряла актуальность. “Крепость” явно трещит по швам. Энергокризис в Москве, теракты в лондонском метро и прочие напасти заставляют жителей мегаполисов задумываться о том, что беда может прийти в любой момент в любой дом. И теперь кто-то запасается свечками, кто-то — медикаментами, а кто-то — брошюрками по гражданской обороне.

Максимально обезопасить наше с вами существование в столице пытаются разные городские службы, в том числе сотрудники МЧС РФ. Недавно гостями нашей редакции стали главный государственный инспектор по пожнадзору Москвы генерал-майор Виктор КЛИМКИН и замначальника Главного управления МЧС РФ по Москве полковник Юрий СЕДЕЛЬНИКОВ. В течение часа они отвечали на вопросы читателей “МК”.


— Добрый день, я москвичка, меня зовут Катя Максимова. Интересно было бы знать, как часто проверяют в вагонах метрополитена огнетушители. Говорят, что половина из них не работает.

— Дело в том, что у каждого огнетушителя существует свой срок годности. И каждый огнетушитель по-разному действует: порошковый можно проверять внешним осмотром хоть каждый день. Если вы обратили внимание, на современных огнетушителях стоит манометр и стрелка. Если стрелочка в зеленом поле — он работает. Что касается метрополитена, то там очень много углекислотных огнетушителей, их часто проверять не требуется. Их проверяют раз в пять лет.

— Так могут некоторые из них и не работать?

— Они надежные, и, поверьте, все работают. Тем более что в подвижном составе огнетушители и другие средства пожаротушения осматриваются ежедневно перед выходом на линию. По крайней мере визуально.

— А в каком вагоне ехать наиболее безопасно — ближе к машинисту?

— Безопасно — в любом вагоне. В Москве давно уже внутренняя отделка поездов метро выполняется из негорючих материалов. И если внутри разливается какая-то горючая жидкость и воспламеняется, эти материалы не выделяют токсичных продуктов. В частности, когда в прошлом году был взрыв на “Автозаводской”, если помните, не было пожара. Именно из-за того, что вагоны метрополитена сделаны из таких материалов, которые не способствуют горению.

— Слышала, что при входе в метро планируется установить рамки-металлоискатели…

— Этими вопросами занимается ГУВД Москвы. Я не слышал об этом. Но, честно говоря, смысла в этих металлоискателях я не вижу, поскольку современные средства, которые применяют при терактах, не содержат металл. Сейчас в качестве меры безопасности в вестибюлях метро и на платформах установлены камеры видеонаблюдения, они фиксируют всех пассажиров.

— Спасибо большое. Всего хорошего.


— Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий Алексеев. Я — москвич. Недавно я в газете прочитал, что у нас на уличных экранах будут показывать видеоклипы, как вести себя в чрезвычайных ситуациях. Сейчас тем более это актуально. А что-то экранов этих не видно...

— Дело в том, что этот процесс очень длительный. Это не значит, что прямо завтра все это поставят. Вы знаете, что все эти экраны — коммерческие. Поэтому социальную рекламу — бесплатную — не так-то просто вклинить в ту коммерческую информацию, которая проходит. Но по линии нашего министерства мы уже такую пропаганду запустили в нескольких крупных супермаркетах. Ну, естественно, будем выставлять свои панно на наиболее оживленных перекрестках города и в местах массового скопления людей. Там будут практические советы по действиям в случае чрезвычайной ситуации.

— Это нужно, потому что совершенно непонятно, как действовать, например, в метро, если что-то случилось...

— Пользуясь случаем, объясню, что в первую очередь необходимо выполнять все указания администрации метрополитена. У них заготовлены специальные информационные ролики, и в случае какой-то внештатной ситуации они пускают все это в эфир, как в подвижных составах, так и на станциях метрополитена. И дежурный персонал тоже обучен тому, как правильно действовать в различных ЧП.

— Спасибо, будем знать.


— Здравствуйте, Алексей Павленко из Москвы вас беспокоит. Вы не подскажете, сейчас в Московской области, да и в Москве, по-моему, ведется строительство нескольких аквапарков. Восстанавливают в том числе и “Трансвааль-парк”. Проверяют ли ваши сотрудники подобные сооружения на предмет безопасности?

— Вы знаете, было строительство аквапарка на Аминьевском шоссе. Оно заморожено уже на протяжении многих лет. По моим данным, достраиваться он не будет. Что касается “Трансвааля”, то по его восстановлению пока решения не принято.

— День добрый. Меня зовут Римма, и у меня вопрос, который, думаю, волнует многих москвичей: есть ли угроза загрязнения Иваньковского водохранилища из-за разлива мазута в Тверской области? Ведь мы эту воду пьем…

— Могу вас успокоить: проведены все мероприятия по недопущению попадания нефтепродуктов в тот водоем, из которого идет водозабор для Москвы. Так что угрозы загрязнения воды в городской сети нет. А дальнейшие вопросы рекультивации грунта, который загрязнен, решаются, и все будет приведено в нормальное экологическое состояние.

— Спасибо. Вы меня успокоили.


— Здравствуйте, я сам москвич, мой приятель тоже. Он хочет стать пожарным. Нужно ли для этого специальное образование?

— Вопрос очень хороший и своевременный. Дело в том, что как раз с этого года мы переходим на новую систему комплектования. К нам приходят молодые люди, отслужившие в армии. Они становятся не только пожарными, а спасателями-пожарными. В первую очередь нужно отслужить в армии, иметь среднее образование, иметь отменное здоровье и обратиться в одно из наших подразделений на территории, желательно там, где вы проживаете.

— То есть не отслужив в армии, пожарным стать невозможно?

— С этого года нет.

— А раньше было возможно?

— Раньше — да, до 1 января 2005 года.

— Спасибо за информацию.


— Здравствуйте. Меня зовут Анна Игнатова, я домохозяйка, живу в Выхине на улице Ферганской. Вот пару лет назад, когда в Подмосковье горели леса, у нас стояла жуткая гарь, в квартире вообще невозможно было находиться, даже при закрытых окнах. Вот хотела бы узнать прогнозы на этот год по лесным пожарам.

— Анна, хочу вас успокоить: по прогнозам, таких крупных лесных пожаров, как были в 2003 году, в Подмосковье не будет. Дело в том, что эти лесные пожары — торфяные — возникают не только в сухую жаркую погоду, они практически не затухают в течение всей зимы. На сегодняшний день, вы знаете, и в Подмосковье, и в Москве стояла довольно-таки влажная погода, то есть нет такого большого распространения горения по торфяникам. Так что задымления в Москве и Московской области не предвидится.


— Я жительница Капотни. Зовут меня Наталья Синицына. Скажите, пожалуйста, почему во время энергокризиса не работали громкоговорители, которые, как нас учили, существуют на случай всяких там ЧП? И почему по радио нам не объясняли, где брать воду и вообще что делать?

— Наталья, а вы где в это время находились?

— Я находилась дома как раз.

— У вас были проблемы с водой?

— Проблем не было. Ну а случись что-нибудь более страшное?

— Как раз наша служба следила, чтобы ничего страшного не произошло. Мы оценивали информацию, и у нас были в готовности те транспортные средства, которые подвозили бы воду. Кроме того, правительство Москвы выделило все необходимое для разворачивания дополнительных киосков, которые могли бы торговать продуктами, причем без кассовых аппаратов, потому что они тоже не работают без электроэнергии... Так что все меры городскими службами были приняты правильно.

— А в Москве вообще существует запас питьевой воды, аккумуляторов и прочих вещей первой необходимости на случай повторения энергокризиса?

— Не только запасы воды, но и продуктов питания, и необходимые источники электроэнергии существуют. Ведь в первые же часы энергокризиса правительством Москвы и сотрудниками МЧС были приняты меры для обеспечения источниками энергоснабжения обесточенных учреждений здравоохранения и потенциально опасных объектов, чтобы не произошло большей трагедии. Естественно, если бы произошла эта авария зимой, наверное, она бы имела более сложные последствия.


— Здравствуйте. Это вас беспокоит Николай, я живу в Филях. В последнее время практически каждый год бывают сильные ураганы, падают деревья. Вот у нас во дворе из-за этого несколько машин переломало. Что-то в этом направлении гражданская оборона будет делать, чтобы обезопасить город?

— Гражданская оборона этими вопросами не занимается. А вот Министерство чрезвычайных ситуаций, которое включает и гражданскую оборону, как раз решает такие задачи. Но по большей части это вопросы к коммунальным службам. Потому что обрезка или устранение деревьев — это их прямая обязанность. Ведь падает то, что уже плохо стоит или пережило свой возраст. Если у вас будут трудности с коммунальными службами, то в правительстве Москвы существует телефон “горячей линии”: 777-77-77. Если тот или иной чиновник жилищно-коммунального хозяйства неоправданно не выполнил вашу просьбу, вы можете всегда довести эту информацию на этот телефон. Незамедлительно последует прямое указание по решению вопроса.

— Спасибо.


— Здравствуйте. Вас беспокоит Марина, Юго-Восточный округ. Меня интересуют вопросы спасения на водах. Просто таких мест — водоемов, где есть спасательные станции, — не так уж много. И не знаешь, куда бежать, если что...

— Марина, у нас спасением на воде занимается Московская городская поисково-спасательная служба. В ее составе 23 поисково-спасательные станции. К сожалению, не все водоемы мы перекрываем. Естественно, у нас есть также поисково-спасательные отряды (их в Москве 11), которые могут оказать помощь населению на воде, они оснащены всеми необходимыми для этого средствами. Также в составе МЧС есть Государственная инспекция маломерных судов, где постоянно патрулируют инспектора, и в их задачу входит оказание помощи пострадавшим, то есть они участвуют в спасении населения. Другое дело, вы правильно сказали, что не все водоемы мы перекрываем. Здесь уже все зависит от населения, от его сознательности. Не надо лезть в воду там, где не оборудованы места для отдыха.

— А как вы боретесь с людьми, которые все-таки там купаются? Их что, вылавливают?

— Все эти водоемы патрулируются и милицией, и общественными спасателями. Но есть проблемы. Статистика показывает, что 50% погибших на воде были в состоянии алкогольного опьянения. Так что гражданам надо в том числе и самим думать о своей безопасности.


— Скажите, а уже много людей утонуло в этом году?

— За купальный сезон мы уже потеряли в этом году 39 человек.

— Если не о грустном, не могли бы рассказать о загрязнении Москвы-реки? Вот я, например, считаю, что она загрязненная. А как вы узнаете, когда что-то случилось и необходимо принимать какие-то меры?

— Приведу вам недавний пример нашей работы. Химкинское водохранилище, 7-й шлюз. Мы получили информацию от инспектора Государственной инспекции маломерных судов о том, что там есть нефтяное пятно. Туда непосредственно выдвинулись поисково-спасательный отряд и наша лаборатория Центра мониторинга и предупреждения. Были проведены мероприятия по очистке этого шлюза, а после этого совместно с экологической милицией и прокуратурой был выявлен источник загрязнения — пассажирский порт. Сейчас решается вопрос о штрафе.

— То есть какая-то система контроля есть?

— Контроль, конечно, всегда есть.


Связь предоставлена компанией “Аэроком”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру