Матрасная тишина

В Сити проведут бесшумное метро

Дребезжащие стекла, дрожащие стены, раскачивающиеся люстры — с этой проблемой знакомы все, кто живет около метро или железной дороги. Недавняя разработка группы московских инженеров, похоже, станет спасением для тех, кто страдает от самого шумного в мире транспорта. Скоро в Москве появится железнодорожное полотно... на пружинах!


Подробностями создания системы виброзащиты метрополитена поделился с “МК” руководитель проекта Борис Наумов.

— Прежде в России не делали ничего подобного, — рассказывает Наумов. — Первым местом, где применяется новая технология, стал тоннель мини-метро в ядре комплекса “Москва-Сити”.

Защитить новый административно-деловой центр столицы от систематических “землетрясений”, производимых подземными поездами, было решено по немецкому образцу. Именно в Германии впервые догадались подкладывать под рельсы… матрас. Технология достаточно сложная: бетонный пол метротоннеля устилается полиэтиленом, на него устанавливают стальные стаканы, после чего площадь заливается бетоном. Полиэтилен необходим для того, чтобы верхний и нижний слои бетона не слиплись между собой. Когда раствор застывает, в стальные стаканы вставляют пружины и, отталкиваясь от них, поднимают новое бетонное основание на необходимую высоту (в мини-метро — 3 сантиметра). А уже на него кладут рельсы.

— Первый участок бетонного основания мы поднимали буквально на днях, все прошло нормально, — гордо улыбается инженер. — Под комплексом “Москва-Сити” бетонный матрас будет тянуться на 800 метров, его ширина — 3,6 метра.

По расчетам специалистов, пружинные амортизаторы будут снижать производимые поездами вибрации на 30 децибел (для сравнения: использовавшиеся прежде технологии гасили не более чем 5 децибел). То есть наверху колебания можно будет засечь только с помощью приборов.

Однако “матрасная” технология имеет и свои недостатки: использовать ее можно только при строительстве новых линий. Заливать бетонные основания в старых тоннелях очень долго. Придется закрывать целую ветку, а это совершенно неприемлемо. Поэтому для старых линий пришлось придумать нечто иное.

— На “Кропоткинской” под зданием Музея личных коллекций (филиал ГМИИ имени Пушкина) перед нами стояла задача снизить вибрации на 10 децибел, — говорит Наумов. — Из-за того что оба тоннеля метро находятся прямо под главным фойе музея, всякий раз, когда проходит поезд, его пол сотрясается, а светильники раскачиваются и звенят.

Группа Наумова разработала и запатентовала рельсовые амортизаторы совершенно нового типа. Сейчас они уже получили “народное” название — “качалки”.

Такие “качалки” представляют собой стальные подкладки, устанавливаемые на каждой шпале. Они действуют по принципу архимедова рычага. С одной стороны их закрепляют на шарнирах, с другой — на пружинах. После многочисленных испытаний пружинные амортизаторы были установлены пока, правда, только на одном пути. И это действительно помогло — в музее стало значительно тише. Окончательно решить здесь проблему “метрошума” планируется в первой половине осени.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру