Лучший русский — это “итальянец”

Банионис впервые искупался в море

1 августа 2005 в 00:00, просмотров: 173

Русское кино победило. На Международном кинофестивале “Балтийские дебюты” в Светлогорске жюри во главе с Донатасом Банионисом главный приз отдало фильму Андрея Кравчука “Итальянец”. Местные журналисты возмутились: мол, девять стран участвовало, а почти все досталось России, и, значит, иностранцы перестанут в нашем фестивале участвовать. Потому что второй по значимости приз — за лучшую режиссерскую работу — вручили Павлу Санаеву за ленту “Последний уик-энд”. Кстати, к призам прилагались деньги: Кравчук получил 5 тысяч евро, Санаев — три. Банионис сказал на эти упреки: “Мы немножко дискутировали, но даже не голосовали, потому что в итоге все так решили”.


Вот парадокс: при этом никто не сомневается в достоинствах картины “Итальянец”. Поскольку они очевидны. И, на минуточку, уже подтверждены рядом международных фестивалей, начиная с Берлинского, где Кравчука отметили в разряде детского кино. Фильм — щемяще-честный рассказ про судьбу детдомовского пацана, который решил научиться поскорее читать, чтобы найти бросившую его шесть лет назад мать.

Что до Санаева, то он снял крепкий молодежный триллер в современной манере и, видимо, покорил жюри неожиданным финалом, который моментально сместил акценты, превратив кровавую историю в ироническую. А третья награда — спецприз жюри — была вручена очень неплохому польскому фильму “Варшава”.

Зато к призу зрительских симпатий в программе “Российские премьеры” вопросов точно быть не должно. Как народ проголосовал, так и объявили. Причем люди, заполняя анкеты, не могли ограничиться одними циферками-оценками, а приписывали рядом свои восторженные слова. И вот тут борьба была серьезной. До последнего лидировала молодежная комедия “От 180 и выше” Александра Стриженова с полным набором модных лиц на экране: Гошей Куценко, Екатериной Стриженовой, Екатериной Гусевой и Евгением Стычкиным. Но в конце пришел “Статский советник” — и народ сдался без боя. Михалкова ждали. Прошел серьезный слух, что сам лично прибудет на закрытие. Не случилось. Занят съемками “Утомленных солнцем-2”. Режиссер Филипп Янковский тоже затеял уже новый проект. Справляться со зрительской любовью делегировали молодую актрису Эмилию Спивак, сыгравшую любовницу Фандорина. К этому призу мэр Светлогорска Олег Верниковский, покорявший все эти дни фестивальную публику своей европейской осанкой и светскими манерами, добавил две тысячи евро.

Помимо всего официально-серьезного на церемонии закрытия были, конечно, и трепетные моменты. Когда Даниэлю Ольбрыхскому вручили приз “За выдающиеся заслуги в кинематографе”, легендарный польский актер сказал по-русски:

— Я счастлив вообще, что фестивали существуют. И зрителя я люблю. И я его боюсь, и обещаю его не обманывать.

И очень трогательно выступил Банионис, одной фразой подводя итог своего недельного здесь пребывания:

— Я в Светлогорске уже третий раз и сегодня первый раз искупался в море.

Мы разговорились с Андреем Кравчуком, которого с натяжкой можно назвать дебютантом. Поскольку еще пять лет назад они с Юрием Фетингом сняли мелодраму “Рождественская мистерия” с Алексеем Кравченко и Чулпан Хаматовой в главных ролях. “Итальянец” — первый полнометражный фильм без соавторства. Оказалось, большинство ребят в его картине — настоящие, то есть из детдомов — Лесогорского, одного из питерских, из выборгского приюта. А главного героя Колю Спиридонова рвут на части другие режиссеры — семилетний мальчишка уже снялся после “Итальянца” в двух лентах. Сам же Кравчук приступил к новому проекту — о Колчаке. Идет подбор актеров, съемки намечены в исторических местах — от Питера до Иркутска.




    Партнеры