Дымовая завеса

Что кроется за налоговой амнистией

Сегодня правительство на своем заседании обсудит вариант налоговой амнистии для российских граждан. На самом деле никакой амнистии не будет. Даже законопроект, вынесенный на обсуждение, называется “Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами”. И то, что предлагают чиновники, на первый взгляд кажется очередным бумажным мероприятием для галочки, не имеющим к нашей жизни никакого отношения. Реальность, однако, может быть гораздо хуже.


По мнению наших экспертов, предложение о налоговой реформе — сырое, недоработанное, и его единственная ценность заключается лишь в том, что эту идею озвучил в тексте своего послания Федеральному собранию президент Путин. Но этого вполне хватило, чтобы чиновники, не рассуждая, взяли под козырек и начали готовить рапорты об успешном исполнении поручения. Между тем даже глава Минфина Алексей Кудрин на днях выдавил из себя нечто невразумительное насчет того, что правительство готовит “нечто вроде амнистии”. “Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку”.

Суть предложений сводится к тому, что граждане должны уплатить 13% с тех доходов, которые либо осели за рубежом, либо были получены в виде черного нала. А сами деньги — перевести на счета в российские банки. Интересно, что предложение распространяется не только на “владельцев заводов, газет, пароходов”, но и на простых наемных служащих, которые получали зарплату в конвертах или по другим схемам ухода от налогообложения. Для реализации амнистии предлагается установить четкий срок — первое полугодие следующего года. А потом-де государство за себя не отвечает. Кто не легализовался или недостаточно хорошо спрятался — оно не виновато.

Еще не начавшись, налоговая амнистия уже начинает походить на фарс. Во-первых, уклонистам предлагается заплатить подоходный налог и перевести деньги в российские банки. Зачем? Разве что из абстрактного патриотизма. Убежавшие миллиарды и так пристроены на Западе и вполне там легализованы. И работают на тамошние экономики. А вот судьба амнистированных капиталов в России, наоборот, непредсказуема. Совершенно ясно, что речь идет не о пяти тысячах долларов, а о вкладах как минимум на миллионы “зеленых”. Но сейчас государство гарантирует в случае банкротства банка возврат лишь 100 тысяч рублей. А что с остальным?

Дальше — больше. Как заявил Кудрин, амнистированные лица “будут освобождены от всех санкций по налоговому законодательству за все предыдущее время”. Но только в пределах тех капиталов, которые заявят. Значит, если заплатил подоходный с миллиона, а еще один оставил в нычке, то на миллион тебя и простят. Зато за второй насчитают столько, что легализованного капитала не хватит, чтобы с государством расплатиться. Откуда про второй узнают? Нет сомнений, что каждый засветившийся в налоговом поле субъект будет просвечен со всех сторон. Именно на предмет возможного сокрытия части доходов. Умные предпочтут вовсе не светиться, хотя бы из чувства самосохранения.

Есть и еще один подвох. Чиновники не зря уточняют о “неприменении санкций по налоговому законодательству”. Претензии могут предъявить по другому. Например, по уголовному. Впаять отмывание или, что еще круче, финансирование терроризма. Тогда можно остаться не только без денег, но и без свободы. Впрочем, на самом деле государство не намерено отказываться от дальнейших налоговых претензий. В случае, если “будут иметься основания для проверок недоимок, образовавшихся в предыдущие годы и незадекларированных в ходе амнистии капитала”. А уж найти “основания” в стране, где человек в форме может докопаться и к столбу, — раз плюнуть.

По сути, государство предлагает гражданам всего лишь поделиться с ним. Отдать 13%, не обещая ничего взамен. В Италии, например, в ходе одной из акций по легализации имущества амнистируемым предложили купить на сумму, составляющую 12% от стоимости имущества, государственные ценные бумаги. И государство получило дополнительные финансы, и люди остались с деньгами. Но у нас до такого “извращения” явно не додумаются.

Вопрос и в том, что делать с возвращенцами внутри страны. По разным оценкам, за последние 15 лет из страны вывезли от 300 до 800 млрд. долларов. Не дай бог они таки вернутся. Как недавно признался министр экономразвития Герман Греф, наша экономика не в силах переварить даже нефтедоллары.

Понятно, что мероприятие, затеянное Кудриным, обречено на неудачу. В силу своей элементарной непродуманности.

А если все совсем не так? Если оно как раз хорошо продумано. Но преследует совсем другие цели, а не те, что заявлены… Самое главное может ожидать нас после завершения амнистии. Вместо обещанного снижения административного произвола, ограничения прав, а зачастую и самоуправства налоговиков, от которого бизнес готов выть волком, Россию ждет очередное закручивание гаек. Налоговое законодательство станет жестче, кары за нарушение — серьезнее, а прав у налоговиков существенно прибавится. Как и их самих. Налоговые амнистии на самом деле проводятся именно перед такими шагами.

Не зря же глава Минфина уже озвучил инициативу об увеличении штатного расписания налоговиков чуть ли не на 15 тысяч человек. А это почти 10% от всего их числа в стране. Так что не надо сомневаться: вскоре, если захотят, смогут прийти к каждому. Тем более что впереди столько работы по приведению налоговых ставок (на собственность, на землю и т.д.) к рыночной стоимости. Да и зарплату в конвертах тогда припомнят.

Вот и получается, что так называемая амнистия — не просто фикция для галочки, а самая настоящая ширма, из-за которой через год выскочит хорошо экипированная и подкованная армия налоговиков с криком: “Мы же вас предупреждали”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру