Пишешь закон—торопись медленно

“Мины замедленного действия”, или Почему могут быть сорваны выборы в Мосгордуму

Принятием изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” завершен очередной этап реформирования избирательного права в России. Первые масштабные выборы в новых правовых условиях, первую серьезную проверку законодательных новелл на практике предстоит пережить Москве — на 4 декабря назначены выборы в Московскую городскую Думу. От того, как пройдут эти выборы, как покажет себя обновленное российское избирательное законодательство, зависит многое, и в том числе возможность нормально провести в 2007 году выборы в Государственную Думу, а затем — и выборы Президента.

Но для того, чтобы выборы в отдельно взятой Москве прошли спокойно и не были отягощены судебными разбирательствами и политическими осложнениями, мало иметь грамотное и понятное федеральное законодательство. Не менее важной представляется роль как законодательства регионального, так и подзаконных нормативных актов. И вот здесь-то не все так гладко, как хотелось бы.

Новая редакция Избирательного кодекса города Москвы, принятая депутатами Мосгордумы под занавес весенней сессии, в значительной степени отражает те изменения, которые претерпело федеральное законодательство о выборах.

Вместе с тем внимательное изучение Избирательного кодекса города Москвы приводит к неутешительному выводу: выборы в Московскую городскую Думу, даже проходя в полном соответствии с этим документом, рискуют оказаться сорванными.

Как лидер Российской партии ЖИЗНИ, которая намерена принять участие в этих выборах, как парламентарий с десятилетним стажем, как юрист, наконец, я не могу оставить без внимания вопросы, от ответов на которые непосредственно зависит возможность нормального проведения предстоящих выборов в Москве.

Обратимся к действующему тексту Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Пункт 7 статьи 37 указанного федерального закона предоставляет возможность региональным законом установить норму, согласно которой кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

Именно этим правом и воспользовались депутаты Мосгордумы, включив данное требование в часть 12 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы.

Проблема заключается в том, что в перечне нотариальных действий, закрепленном в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, такое нотариальное действие, как удостоверение сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей (как и о любых иных лицах), отсутствует. А такое нотариальное действие, как свидетельствование подлинности подписи на документе, предусмотренное законодательством о нотариате, не является удостоверением сведений о лице, так как в данном случае нотариус (и это прямо указано в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате), свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись исполнена определенным лицом. Таким образом, свидетельствование нотариусом подлинности подписи на документе не является одновременно свидетельствованием сведений (паспортных данных) о соответствующем лице.

Еще одно существующее нотариальное действие — свидетельствование верности копии документа, в том числе паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотренное Основами, также не является удостоверением сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, так как в данном случае нотариус свидетельствует, что заверенная копия документа соответствует представленному нотариусу оригиналу документа, но не удостоверяет сведения о лице. При этом законодательством о выборах не предусмотрено представление копии паспорта гражданина Российской Федерации вместо сведений о лице.

И хотя перечень нотариальных действий, содержащихся в Основах законодательства о нотариате, не является исчерпывающим, чтобы удостоверить сведения о лице, нотариусу в любом случае необходимо составить и выдать соответствующее свидетельство, форма которого в настоящий момент не установлена.

Согласно тем же Основам, формы нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации. Однако действующим приказом Минюста не установлены формы для нотариальных действий, обязанность совершения которых предусмотрена Избирательным кодексом города Москвы.

Что же получается? Избирательная кампания по выборам в Мосгордуму уже официально началась. Со дня на день партии и кандидаты начнут осаждать московские нотариальные конторы и требовать от нотариусов в соответствии с Избирательным кодексом города Москвы заверить сведения о тысячах сборщиков подписей. Но увы — в соответствии уже с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате все они должны будут получить отказ. Фактически участники выборов вместо полноценного планового ведения своих кампаний вынуждены будут тратить время, нервы и усилия на поиски решения этой проблемы. Таким образом, заложена “мина замедленного действия”, способная если не подорвать выборы, то в значительной степени осложнить их проведение. Подчеркну, что эта “мина” создает проблемы именно для тех, кому необходимо собирать подписи, — для непарламентских партий и одномандатников, выдвигающихся не от парламентских партий.

Что делать? Единственным правовым выходом из указанной ситуации, на мой взгляд, является пока еще возможное издание необходимого приказа Минюста России. Мною на имя министра юстиции РФ Ю.Чайки направлено письмо с просьбой ускорить появление такого приказа.

Очень жаль, что этим вопросом своевременно не озаботились разработчики Избирательного кодекса города Москвы — Городская избирательная комиссия и Московская городская Дума. Не красит сложившуюся ситуацию и тот факт, что проблемы с нотариальным удостоверением не может возникнуть у кандидатов, выдвинутых политическими партиями, представленными в Государственной Думе РФ, поскольку представители этих партий освобождены от обязанности сбора подписей в поддержку своего выдвижения. Соответственно, у оппонентов этих политических сил появляется дополнительный — и весьма существенный — повод называть Избирательный кодекс города Москвы “недемократичным”.

Но это еще не все. К сожалению, Избирательный кодекс города Москвы содержит ряд норм, не соответствующих федеральному законодательству. Приведу только один пример.

Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” установлено, что соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей (пункт 6 статьи 70). Данная норма является императивной, и, соответственно, требования, устанавливаемые ею, не могут быть изменены законом, имеющим меньшую юридическую силу.

Однако Избирательным кодексом города Москвы установлено, что регистрация депутата Московской городской Думы производится после официального опубликования результатов выборов на основании данных протокола о результатах выборов и представления кандидатом, избранным депутатом Московской городской Думы, не позже чем в пятидневный срок со дня официального опубликования результатов выборов копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата Московской городской Думы, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей (часть 3 статьи 79). При этом избирательная комиссия извещает кандидата о том, что он избран депутатом, в трехдневный срок после подписания протокола о результатах выборов (часть 2 статьи 79).

Но отсчет пяти дней начинается не со дня извещения кандидата, как предусмотрено федеральным законом, а со дня официального опубликования результатов выборов, которое, согласно Избирательному кодексу города Москвы, должно быть осуществлено не позднее чем через 30 дней со дня голосования.

Таким образом, в случае, если официальное опубликование результатов выборов произойдет на четвертый день после подписания протокола о результатах выборов или еще позже (вплоть до 31-го дня со дня голосования), а при представлении документа об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата, кандидат, избранный депутатом, будет руководствоваться нормой Избирательного кодекса города Москвы, то срок, установленный федеральным законом для представления указанного документа, будет им пропущен. Вследствие этого избирательная комиссия будет обязана принять одно из следующих решений:

а) в случае, если кандидат избран в составе городского списка, — исключить его из списка;

б) в случае, если кандидат избран по одномандатному округу, — отменить результаты выборов по данному одномандатному округу.

Остается только пожелать, чтобы эта правовая коллизия не коснулась, например, Юрия Михайловича Лужкова, если его намерение возглавить на предстоящих выборах список кандидатов одной из партий выльется в решение стать депутатом Мосгордумы. Если избранный депутатом Юрий Михайлович Лужков сложит с себя полномочия мэра в срок, установленный Избирательным кодексом города Москвы, то в соответствии с федеральным законом он будет исключен из списка кандидатов и в итоге не получит депутатского мандата. Могу себе представить, какими словами на тот момент уже бывший мэр Москвы, отстаивая в суде свое право стать депутатом, будет поминать “медвежью услугу” разработчиков Избирательного кодекса любимой столицы.

Казалось бы, до 4 декабря еще далеко и эта проблема пока не актуальна. Но Московская городская избирательная комиссия своим Решением от 25.08.05 №69/5 уже утвердила образец 1.6 заявления кандидата, в котором отсчет пятидневного срока идет со дня официального опубликования результатов выборов.

Это означает, что кандидатам уже сейчас предлагается подписать документ, содержание которого не соответствует федеральному законодательству.

К сожалению, объем газетной статьи не позволяет подробно проанализировать все несоответствия Избирательного кодекса города Москвы федеральному законодательству. В этой публикации я изложил те проблемы, которые требуют первоочередного решения.

Я хочу еще раз подчеркнуть — указанные противоречия еще можно и, я считаю, необходимо разрешить.

Надеюсь, официальные разъяснения и соответствующие действия Московской городской избирательной комиссии не заставят себя долго ждать.

Со своей стороны готов оказать любую консультационную помощь в обеспечении законности предстоящих выборов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру