Руцкие идут

Сделают ли Ющенко Ельциным поневоле?

Юлия Тимошенко объявила войну украинскому президенту, не задев при этом лично Ющенко, пригрозив только его “коррумпированному окружению”. При этом Тимошенко не исключила, что вступит в коалицию с бывшими врагами. В тот же день ответный реверанс ей сделал и Янукович: он, как оказалось, не против подобной коалиции.


Сторонники “оранжевых” и “бело-голубых” в шоке. “Этого не может быть!” — чуть не кричал юный участник прошлогодних событий корреспонденту “МК”. Эх, зря в украинских вузах не преподают новейшую российскую историю.

Помните бравого летчика, героя российского “майдана” августа 1991 года, соратника Ельцина Александра Руцкого? Вряд ли кто-нибудь из защищавших 14 лет назад российский Белый дом предполагал, что вскоре Руцкой будет потрясать “11 коробками с компроматом” на ельцинское окружение. А потом, в союзе с Анпиловым и Макашовым, станет опять созывать народ к Белому дому — но уже свергать Ельцина.

Сходство нынешней Украины и тогдашней России настолько потрясающее, что россиянам впору, как гадалкам, отвечать украинцам на вопросы: что было, что будет и чем сердце успокоится.

В ноябре 1991 года в России был сформирован новый кабинет министров. Его формальным главой стал Ельцин, а фактическим главой — Егор Гайдар. Экономист Гайдар сформулировал поставленную перед ним задачу одной витиеватой фразой: “провести дефибрилляционные мероприятия” — то есть шоковой терапией оживить умирающую экономику. Надо отдать ему должное: с задачей его команда справилась. Отпустив цены и проведя приватизацию, Гайдар создал рыночную экономику. Но Гайдар оказался плохим политиком: он так и не смог объяснить народу, ради чего тот должен терпеть тяготы шоковой терапии и шумные “разборки” во власти. Ельцину пришлось смягчать курс, идти на уступки и компромиссы. А это еще больше подрывало к нему доверие.

Украинские реформаторы оказались политиками не лучше российских, с единственной разницей: в отличие от Гайдара они совершенно “забыли” об экономике. Казалось, все шло нормально. Уровень жизни рос, снижение цен на металлургическом рынке на быстрых темпах экономического роста пока не сказывалось. Так пусть ей занимается строптивая союзница — Тимошенко. А Ющенко будет, как он выражался, создавать “честную и прозрачную власть”, такую, как в Европе. Первым делом новый президент разрушил украинскую “вертикаль власти”, ликвидировав всемогущую администрацию президента и разделив ее полномочия между тремя ведомствами: секретариатом (его возглавил Александр Зинченко), президентским кабинетом (Александр Третьяков) и советом национальной безопасности и обороны. Энергичный и преданный президенту секретарь СНБО Петр Порошенко и должен был стать чем-то вроде украинского Гайдара от политики. Незаконная приватизация, административная реформа, запутанный земельный вопрос в Крыму, налаживание отношений с Россией — все это Ющенко отдал человеку, чья популярность колебалась на уровне полутора процентов.

Амбициозной, мечтающей о власти Юлии Тимошенко для подрыва престижа Виктора Андреевича и выдумывать-то ничего не надо было. Достаточно делать и говорить противоположное тому, что делали и говорили Порошенко и Ющенко, — прямо как противникам Ельцина Руцкому и Хасбулатову. Президент не планировал масштабной реприватизации — Тимошенко о ней торжественно объявила. Ющенко предполагал поддерживать с Россией холодные, но корректные отношения. Тимошенко же спровоцировала конфликт с российскими нефтяниками и газовиками.

Из-за грызни в верхах, из-за бесконечных обещаний то устроить реприватизацию, то не устраивать ее, рынок начало лихорадить. Однако самое интересное, что как Ельцин не верил в измену хорошего парня Саши Руцкого, так и окружение Ющенко надеялось, что по крайней мере до парламентских выборов весны 2006 года открытого конфликта удастся избежать.

Конфликт между российскими реформаторами и их противниками в итоге перерос в конфликт президента и парламента. Конфликт между Тимошенко и Ющенко вполне может пойти по такому же сценарию. Как ни крути, но большинство в украинской Верховной раде, так же как в Верховном совете при Ельцине, — у депутатов, избранных при старом режиме. Дальнейшее развитие событий, которое прогнозируют украинские политологи, удивительно напоминает то, что было в России. Юлию Тимошенко изберут спикером парламента: это почти неизбежно в случае успеха ее блока на парламентских выборах. И конфликт между президентом и депутатами вступит в стадию жесткого противостояния.

Хочется верить, что до конца российский путь украинцы не пройдут.


Юлия ТИМОШЕНКО:

“Я прощаю его. Никакого зла на него не держу, никаких обид, никакого тяжелого камня”.

Николай ТОМЕНКО, экс-вице-премьер:

“Кучма вернулся, я бы так обозначил политический период, в котором мы сейчас находимся”.

Виктор ЮЩЕНКО:

“Я веду себя как христианин, как честный человек. Я хочу сказать, что в этой ситуации пассивным никогда не буду. Я поставил точку. Убежден, мои действия были абсолютно верны. Единственное верное решение, которое можно было принять, ценя свободу, верховенство права, ценя развитие, — это положить конец таким способом, что я и сделал, среди государственных чиновников с одной и с другой стороны”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру