Вставь свою штуку в бензобак

Стоимость бензина перешагнула психологически важный рубеж — 1000 рублей за бак

15 сентября 2005 в 00:00, просмотров: 314

— Необходимо оказать селянам дополнительную помощь, поскольку они не имеют права повышать цены на свою продукцию, — сказал как отрезал премьер-министр. И правительство решило выделить субсидии фермерам, чтобы они могли закупать себе топливо, не падая в обморок от подскочивших цен. Это не сказка, это реальность. Вот только не российская. Страна — Франция. Правительство — французское. И премьер — тоже. Доминик де Вильпен. А не Михаил Фрадков…


Стоимость топлива ежедневно бьет один исторический рекорд за другим. Залить 60-литровый бак иномарки 95-м под крышечку стоит уже даже не тысячу, а тысячу сто рублей. А скоро и до полутора доберется. По прогнозам экспертов, к концу года литр может подорожать до 23—24 рублей. А в это время глава Минэкономразвития Герман Греф делится с журналистами сокровенным: “Резких скачков цен на бензин не ожидаем... Пока, по всем прогнозам, плавная динамика цен сохранится”. Герман Оскарович, вы когда на заправке были в последний раз? Не свадебным генералом, с перерезанием ленточек, а так, чтобы самому заправиться?

Правительство Франции выделяет субсидии. А у нас Грызлов в сто пятьдесят пятый раз просит принять меры для сдерживания роста цен и отчитаться. Правительство Австрии пригрозило нефтяным концернам ввести специальный налог, сборы от которого пойдут на компенсацию расходов граждан, если цены не будут снижены. И те понизили. А у нас депутат-единоросс Володин озвучивает “намерение (!) добиться признания сектора производства горюче-смазочных материалов монопольным”.

У них практически все европейские страны принимают меры для смягчения удара по экономике от высоких цен на энергоносители, а также во избежание политических нападок. А у нас — ссылаются на высокие мировые цены на нефть. У них там что — мировые цены другие? Скорее все же министры.

И вроде бы у них есть разные варианты решения проблемы. К примеру, план Грефа, который предлагает изымать у нефтяников 100% дохода от экспорта при цене свыше 27 долларов за баррель. При одновременной “заморозке” НДПИ для нефти, предназначенной на внутренний рынок. Но сработает ли эта идея, никто сказать не может. Нефтебароны и сейчас от торговли бензином внутри страны получают больше, чем от продажи сырой нефти за рубеж. И получают немало. К примеру, по расчетам экспертов, подорожание литра всего на рубль в масштабах Москвы дает им чуть ли не 18 млн. долларов дополнительной прибыли в месяц. Учитывая, что в городе примерно 2 млн. машин, каждый автолюбитель отстегивает им по 10 “не лишних” баксов.

Впрочем, и государство внакладе не остается. С каждого проданного литра бензина оно забирает себе чуть ли не две трети денег. И рост цен настолько выгоден правительству, что с реализацией своих “планов” они могут подождать. Пока литр бензина не подберется к доллару. Или — к евро.

Мы, конечно, и сами в этом виноваты. У них итальянские операторы АЗС пригрозили забастовкой, если правительство не сократит налоги на топливо. В Бельгии водители грузовиков готовы заблокировать уличное движение, а таксисты — повысить тарифы, если не будут понижены цены на бензин. А у нас единственной формой протеста является мат на кухне или автозаправке. Да желание дать в морду первому встречному после новости о том, что “Сибнефть” поставила очередной рекорд по дивидендам для своих немногочисленных владельцев. Чуть ли не 2,5 млрд. долларов! Можно, конечно, возмущаться и этим. И в очередной раз привести на каких-нибудь слушаниях и дискуссиях как пример “сговора жирующих олигархов”. Но государство-то чем лучше? Ждет, пока мы будем платить по доллару за литр, а тем временем набивает госзаначки? Чтобы отчитаться перед президентом о том, как в стране все хорошо? Кому хорошо?

И ведь что интересно, ни одно из европейских государств не сидит на нефтяных месторождениях. Они — чистые импортеры. А у нас мало того, что страна нефтеносная, так ведь такой гигант, как государственная нефтяная компания “Роснефть”, существует! Которая за последние годы увеличила свою капитализацию (то есть стоимость) в 15 раз, как недавно хвалились перед Путиным. За счет ЮКОСа, ясное дело, но это нам по барабану. Как и ее капитализация. И даже как все эти стабфонды, от которых стране ни холодно ни жарко. Если под страной понимать простых людей, а не отчеты чиновников. Бензин которым заливают за казенный счет.


ДИАЛОГ ДНЯ

— Если в мире растут цены на бананы, в Африке они тоже растут? — невинно спросил Грефа, который вчера пришел в Госдуму, депутат Дмитрий Рогозин.

— Что касается бананов и нефти, — совершенно серьезно ответил министр, — за последние два года цены на бензин у нас выросли почти в два раза. Насчет бананов — не знаю. Думаю, если бы в мире цены на них росли, в Африке они тоже бы подорожали — на 15—20%, как у нас — бензин”.





Партнеры