Не угодно ли?

Как правильно искать работу

3 октября 2005 в 00:00, просмотров: 194

— Скажите, какая зарплата? — интересуется девушка на стенде известного парфюмерного магазина. Услышав про шесть тысяч рублей на период обучения, уходит с обиженным лицом.


Ярмарка вакансий в разгаре. Молодежь курсирует от стенда к стенду, пытаясь определиться и сосредоточиться на чем-то одном. Как ошпаренные, студенты шарахаются от тех мест, где обещают полный рабочий день и требуют диплом о высшем образовании. Компании табунами набирают менеджеров по продажам, продавцов-консультантов, страховых агентов и т.п. Это вакансии, которые открыты всегда. Как выяснилось: все, что можно делать в неполные двадцать лет без ущерба для учебы, — это ПРОДАВАТЬ. Точнее, впаривать — страховки и таблетки, косметику и парфюмерию, машины и очки. Но построить карьеру на процентах с продаж и выбиться в топовые работники, пытаясь круглосуточно излучать оптимизм и бегая с высунутым языком по городу, получится не у многих.

Вот самые распространенные ошибки, которые совершают молодые люди при поиске первого места работы.

ВО-ПЕРВЫХ, большинство не имеет стажа (практика во время учебы — не в счет). Руководители же фирм и компаний хотят видеть у себя не столько знающих, сколько умеющих специалистов. Дальновидные студенты начинают задумываться о трудоустройстве уже на 3—4-м курсе и к моменту получения диплома уже вкалывают в фирме или компании на постоянной основе. Но, к сожалению, таких умных — меньшинство. Большинство же предпочитает вести веселую студенческую жизнь и не напрягаться по поводу работы — мол, само как-нибудь устроится. В крайнем случае помогут родители. Но ситуация на рынке труда сегодня такова, что за хорошим местом нужно охотиться... А надеяться, что вместе с дипломом тебе вручат, по словам Остапа Бендера, ключи от квартиры, где деньги лежат, — просто глупо.

ВО-ВТОРЫХ,зарплатные ожидания выпускников не соответствуют рыночным реалиям. Работодатели готовы платить 300—500 долларов в месяц, а вчерашние студенты хотят сразу 800—1000. Но такая сумма — оклад опытного специалиста, имеющего за плечами минимум 8—10 лет стажа.

В-ТРЕТЬИХ,слабая практическая подготовка выпускников. Главная беда отечественных вузов — оторванность от жизни: они дают знания, а нужны навыки и умения. Система российского образования направлена в основном на изучение теории, поэтому студенты зачастую не имеют представления о бизнес-процессах и навыков делового общения, не в состоянии спрогнозировать результаты своей деятельности и даже провести презентацию... Плюс — слабое владение иностранными языками и недостаточная компьютерная подготовка.

В-ЧЕТВЕРТЫХ,выпускники не хотят начинать карьеру с низких должностей. Но поставить их сразу на руководящую работу тоже никто не захочет. Отсюда — “комплекс новичка”: меня не ценят на работе, я никому не нужен, мои знания не востребованы. Умные студенты проходят начальную стадию карьеры (стажера или ассистента) еще во время учебы и к пятому курсу выходят на лидирующие позиции в фирме. Впрочем, словосочетание “низкая позиция” можно воспринимать и по-другому — “стартовая должность”. И если молодой специалист оказывается толковым, он быстро проходит этот этап и начинает карьерный рост.

В-ПЯТЫХ, испорченность так называемым элитным образованием. Обладатели дипломов суперпрестижных вузов считают, что одного только наличия такой бумажки достаточно, чтобы получать большую зарплату и не напрягаться. Они привыкли к своей “избранности” и довольно избалованы в жизни. В частности, у них отсутствует мотивация к работе (деньги дают обеспеченные родители), они с трудом поддаются переобучению и испытывают стойкую неприязнь к работе в выходные дни. Поэтому большинство работодателей предпочитают брать выпускников менее “брендовых” вузов, согласных вкалывать по первому требованию.

В-ШЕСТЫХ, инфантильность ребят. Для руководства фирм главное не “корочка”, а личностные качества сотрудника: деловитость, настойчивость, целеустремленность. Многие же выпускники не умеют себя правильно подать на собеседовании, раскрыть свои достоинства, четко изложить приоритеты. Кстати, было замечено: у провинциалов, приехавших в Первопрестольную, гораздо сильнее мотивация к труду, чем у столичных ребят. Что понятно: москвичам не надо думать о жилье, еде и т.д. Поэтому неудивительно, что шустрые и амбициозные провинциалы обходят в поисках работы и дальнейшей карьере излишне расслабленных москвичей...


Кого ищут работодатели?

(сводная таблица требований к менеджерам по продажам, страховым агентам, продавцам-консультантам и т.п.)

— умение искренне улыбаться

— желание продавать и общаться с людьми

— опыт в ведении переговоров с клиентами

— аккуратный внешний вид

— владение техникой продаж и основами мерчендайзинга

— стрессоустойчивость

— терпение

— клиентоориентированность (угодливость)




    Партнеры