Рок без шаровар

На Украине прессингуют русскую музыку

5 октября 2005 в 00:00, просмотров: 217

Непроглоченный остаток летних фестивалей доедается осенью. “Мегахаус” недавно побывал на последнем open air сезона — киевском рок-фесте “Чайка”. И почудилось ему (“Мегахаусу”) в самый разгар двухдневного массового гулянья на знаменитом теперь уже на весь мир майдане Незалежности, будто попал он вновь в центр триумфального митинга в поддержку “оранжевой революции”.


Раньше в Киеве был отличный фестиваль “Просто Рок” — дружеский, так сказать, ответ “Максидрому”, сильнейший (по составу участников) российско-украинский смотр прогрессивных рок-достижений. На “Просто Рок” всенепременно приглашалась куча мала московских журналистов, которые смаковали после в своих отчетах все прелести киевского бабьего лета: переливающиеся в терпких лучах солнца бесчисленные купола, золотой листопад над Андреевским спуском, вкус борща, киевского торта и горилки вперемешку с поглощенными порциями лучшей музыки. Хедлайнером “Просто Рока” всякий раз, помнится, становился российский супергерой: попеременно то “Мумий Тролль”, то Земфира (что злило и даже толкало к демаршам хедлайнеров местных, но на суть происходящего все-таки не влияло).

“Просто Рок” умер пару лет назад. И вот над Киевом взметнулась “Чайка”, сознательно откормленная из локального и невзрачного летнего фестивальчика в пафосное тусе под государственными флагами. Поскольку у фестиваля имеется-таки приставка “международный”, пришлось наприглашать и россиян: Чичерину, “Машу и медведей”, Бутусова. “Отчего новую российскую музацию не ангажировали?” — поинтересовался было “Мегахаус”. Никто ее, ответили, знать не знает и знать не желает. Русских артистов теперь вообще по украинским каналам не крутят. Все клипы, даже топовых “Уматурман” и “Зверей”, из эфиров вычищены волевым жестом сверху. Исключение на данный момент — лишь “Братья Грим”. Их “Ресницы” “хлопают” в Киеве чуть ли не из каждой подворотни. Впрочем, помимо них хотели все же выписать на “Чайку” и вечно продвинутый “Мумий Тролль”. Потом решили, что проезжавший мимо (как раз на гастроли в Москву) “Paradise Lost” дешевле выйдет.

Киев мало изменился со времен “оранжевых волнений”. Все так же: палатки, транспаранты, митинги-пикеты в разных частях Крещатика. В данный момент — по серьезному поводу: верните, мол, назад Тимошенко! (Весной, допустим, “Мегахаус” видел здесь митинги совсем неожиданные: за и против вырубки каштанов, к примеру; ну или “против марихуаны, за алкоголизм!”.) Главная национальная забава — манифестация — проходит всенепременно на музыкальном фоне. На каждой значительной городской площади по выходным — бесплатный концерт. То Брайан Адамс, то хип-хоп-фестиваль, то “Чайка” под сенью жовто-блакитной символики, то какой-нибудь шансон с портретами Че Гевары (гулянье, оплаченное партией труда). Люди уже приучены к халявным зрелищам настолько, что в клубы и концертные залы не ходят напрочь. Музыканты существуют только за счет таких “проинвестированных” сверху массовок: либо башляет политическое движение, либо — что реже — какие-нибудь пиво-соки-воды. Каким образом придет, допустим, зритель на приближающийся сольник Земфиры в местном дворце спорта — понять сложно. По крайней мере, афиш за три недели до концерта в городе нет.

“Все ваше (российская музыка, особенно рок. — К.Д.) продается теперь очень плохо. И Земфира, и “Мумий Тролль” уже совсем не те герои, собиравшие когда-то на Украине стадионы. И дело даже не в них, не в силе-слабости новых пластинок. Просто наш рынок каждый день наполняется новой украинской музыкой. Разнообразной, прозападно ориентированной и очень качественно сделанной.

Народ превозносит своих украинских звезд. О которых в России, допустим, никто и не знает. У вас же Украина — это “Океан Эльзы” и “ВВ”. И правильно, наша новая музыка нацелена на Запад, а не на Восток”, — поясняет ситуацию представитель нового киевского энтертейнмента.

Он прав. Реальность украинской музыкальной жизни уже удалена от нас. Допустим, ничего не слышно про большой тамошний скандал осени: выпустивший новый альбом “Грин Грэй” всячески зажимают. Поскольку эти киевляне поют на русском языке. И их песни в эфиры не пропускают (в виду чего возможны альтернативные восточно-украинские митинги протеста).

Странное дело: на майдане Незалежности перед стационарной уже сценой (внушительную конструкцию практически не разбирают, только звук и свет снимают от зрелища к зрелищу, а железо чего туда-сюда таскать, если новое гулянье каждый выходной) тем не менее немногочисленная толпа говорит почему-то по-русски. Хотя приветствуют под дождем и промозглым ветром (никакого, знаете ли, намека на теплое золото киевской осени) сменяющих друг друга сугубо украинопоющих звезд.

“Новые люди” — так бы назвал “Мегахаус” этот киевский фестиваль.

По крайней мере, для нас это действительно был вечер откровений. На Украине набирают популярность две яркие девушки. Катя Chilly — существо, похожее на космическую диву из “Пятого элемента”. Высокие вокальные вибрации помножены на очень востребованный на Западе этно-электронный саунд. То, что прошляпили продюсеры многообещающей певицы НАТО (ее контракт с немецким лейблом, заключенный весной, был недавно расторгнут из-за “невменяемости российского менеджмента артистки”), неплохо воплотят украинские промоутеры. Катя Chilly — неземная киберженщина — очень скоро может заполнить прилавки европейских музмагазинов.

КРОШКА ЦАХЕС издали чем-то напомнила “Мегахаусу” Жанну Агузарову. Вблизи оказалась очень симпатичной интеллигентной девушкой, собравшей бэнд, сочиняющей и поющей мелодичную альтернативу. Она только что заключила контракт с украинским отделением EMI. Бывшая журналистка, эта девушка наизусть знает все ходы-выходы в доморощенной местной шоу-индустрии и рулит всеми процессами сама, без сонмища менеджеров-продюсеров. На “Чайке” сыграла наполненный диджейскими запилами (скрейджами) про’GuanoApes’овский рок. А вот заслушанная “Мегахаусом” пластинка Крошки Цахес содержит гораздо более разнообразные музыкальные пассажи.

Завершавший фестиваль ТАРТАК — свежие рок-герои Украины, суперзвезды для нового, как говорят, поколения (“Океан Эльзы” и “ВВ”, получается, для тех, кому в районе тридцати). Сашко Положинский — лидер-вокалист — искренний герой “оранжевой революции” и популярный ведущий музыкального телеканала. Посему девушки визжат при его появлении, а юноши уважительно покрикивают. Судя по врученной “Мегахаусу” пластинке, играет группа смесь панка с хип-хопом. На “Чайке”, впрочем, они залудили какую-то разухабистую казацко-гопацкую солянку, пригласив народный ансамбль в широких шароварах. Говорят, это мэрия Киева, патронирующая фестиваль, выразила пожелание, чтоб апофеоз его был таким — национально-ярко-выраженным. И молодежные герои отказаться не смогли.

Ну и про БРАТЬЕВ ГРИМ. Эти российские спецгости, конечно, зажгли. Как смогли. Но, как говорится, без истерики. Слушала их заполнившая майдан Незалежности толпа как-то вполуха. И после каждой неизвестной песни (а таковых — весь сет) орала: “Ресницы” уже давай!” Но неприятные намеки злопыхателей, что группа-то может оказаться — “одной песни”, Гримы развеяли премьерой в Киеве новейшего красивого и непременно большого хита “Лолита”. Написанного, как говорят, по следам каких-то киевских приключений.

“Мегахаус” же из киевского уик-энда вывез двадцать пластинок совершенно новой, прогрессивной украинской музыки и четкое ощущение: у них действительно совсем другая страна. Ну если глянуть на то, что они слушают.




Партнеры