Власти плюют против метра?

Новые жилищные законы могут выйти москвичам боком

Столичные власти буквально закидали Мосгордуму инициативами в области жилищной политики: в течение недели увидели свет сразу три законопроекта о жилье. В мэрии уверяют, что ничего странного и тем более страшного не происходит — просто городское законодательство подгоняется под Жилищный кодекс. Но у юристов другое мнение. Проекты законов не только существенно меняют, но и ужесточают правила предоставления жилья из городского фонда. Не имея мужества раз и навсегда отказаться от очереди за бесплатными метрами, чиновники написали новые законы с таким расчетом, чтобы граждане нуждающиеся сами догадались: больше ловить им нечего.

Внешне все выглядит по-старому. Очередь сохраняется, город от своих обещаний не отказывается и даже с помощью субсидий и прочих форм финансирования (например, социальной ипотеки) готов поспособствовать москвичам поскорее решить свои проблемы. Новые законы касаются не поседевших от ожидания очередников конца 1980-х, а нынешних бедных. Улучшить свои жилищные условия за счет города им будет труднее, чем покорить Джомолунгму.

Чиновники хотят убедиться, что человек (семья), претендующий на место в очереди, во-первых, на самом деле беден, а во-вторых, действительно нуждается в лишних метрах. Определять статус-кво потенциального очередника планируется по двум законам — “О порядке признания жителей Москвы малоимущими” и “Об обеспечении права жителей на жилые помещения”. Один из них уже находится в Мосгордуме, второй поступит туда в ближайшее время. Есть еще третий законопроект “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении”, который депутаты успели предварительно обсудить на прошлой неделе.

Чиновники, ссылаясь на ЖК, рассчитывают принять все три закона побыстрее, одним пакетом, прекрасно понимая, что большинство депутатов даже не успеет вникнуть в их суть. С уходом Галины Хованской и Владимира Плотникова специалистов по жилью в Думе не осталось, а новые законы настолько сложны и хитроумны, что разобраться в них по силам лишь человеку искушенному. Чего, например, стоит формула бедности, выведенная Департаментом жилищной политики: СтРаспол сем Ј СтДефицитПлЖ сем = малоимущая семья. На практике это означает, что если в течение 20 лет семье с учетом стоимости имущества и за вычетом расходов на питание и ЖКХ не удастся накопить на покупку недостающих квадратных метров (исходя из нормы 16 кв. м на человека), то город ее признает бедной и поставит в очередь на квартиру. В противном же случае придется рассчитывать только на себя. Правда, как можно объективно подсчитать потенциальные доходы человека вперед на 20 лет, большая загадка. И таких загадок в новых законах пруд пруди.

Не совсем понятно, например, почему норма предоставления жилплощади снизилась с 18 кв. м до 16 кв. м. Ведь еще месяц назад отцы города говорили, что надо выводить Москву на уровень других европейских столиц, где норма колеблется в районе 22—25 кв. м на человека. Странные метаморфозы произошли и с выстраданным москвичами правом на переселение в пределах своего района. Круг счастливчиков, на которых распространяется эта норма, сузился как шагреневая кожа. Если внимательно вчитаться в законопроект “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении”, легко заметить, что остаться в своем районе без дополнительных разборок с чиновниками смогут лишь те жители сносимых домов (неважно — собственники или наниматели), кто не претендует на улучшение жилищных условий. Всем, кто хочет получить большее по площади жилье (или рассчитывает на две квартиры), придется ехать туда, куда скажут. Особенно жестоко власти обошлись с очередниками, чьи дома отписаны под снос. Им могут предоставить новое жилье по соцнорме в любом районе или аналогичное старому в районе проживания с сохранением места в очереди. “Получается, что над людьми просто издеваются. Их или выселяют куда попало, или заставляют мучиться дальше, пока не подойдет очередь”, — возмущаются юристы.

Возмутятся ли вслед за ними столичные депутаты, станет ясно уже в среду, когда Мосгордума рассмотрит два закона из нового жилищного пакета. Положение у них, прямо скажем, незавидное. С одной стороны, законы, очевидно, непопулярные, и по правилам жанра в предвыборный период их нужно критиковать. Но с другой стороны, инициатором законопроектов являются городские власти, без поддержки которых победить на выборах будет трудно. Прогноз “МК” таков: депутаты для порядка повозмущаются (если, конечно, успеют разобраться во всех тонкостях многостраничных документов), но в конце концов, ссылаясь на ЖК и Конституцию, реформу одобрят.


За комментариями “МК” обратился к спикеру Мосгордумы Владимиру ПЛАТОНОВУ.

— Владимир Михайлович, чем вызвана такая срочность обсуждения жилищных законов — их внесли в Думу во внеочередном порядке?

— Изменилось федеральное законодательство, принят новый Жилищный кодекс (ЖК), и Москва должна привести свои законы в соответствие с российскими. Если раньше основаниями для постановки на бесплатную очередь было менее 10 кв. м общей площади на человека или наличие заболеваний, позволяющих иметь отдельную комнату или квартиру, то сейчас дополнительно к этим нормам вводится новая: чтобы человека признали малоимущим. Тех, кто уже стоит в очереди, это нововведение не коснется. Что получится в результате обсуждения проекта и внесения в него поправок — пока говорить рано. Но мы гарантируем, что все будет в интересах москвичей. Хотя обязаны выполнить требования федерального закона. В московском законопроекте мы должны расшифровать термин “малоимущий” и утвердить расчетный период, за который будут высчитываться доходы людей.

— То есть расшифровка понятия “малоимущий” будет на совести Москвы?

— Да, несколько лет назад по решению Конституционного суда мы добились права решать самостоятельно, кому предоставлять жилплощадь, ибо делается это за счет бюджета столицы. И если раньше любой приезжий, прожив 10 лет в Москве, мог встать на очередь, то теперь такого нет. Пока в законопроекте такая формулировка: малоимущие — жители Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения их из расчета соцнормы на одного человека. Это не только зарплата, но и стоимость квартиры, так как он может ее продать, заложить, взять кредит.

— Ограничатся ли права москвичей?

— Из-за нормы, которую ввел ЖК, список лиц, которых можно поставить на очередь, сократится. Если человек зарегистрирован в маленькой комнатушке, но у него есть загородная собственность или акции, то, конечно, как нуждающегося в улучшении жилищных условий мы его на очередь не поставим. Малоимущие граждане не пострадают. Но у нас появится возможность не включать в очередь тех, кто раньше попадал под понятие очередников по формальным основаниям — квадратным метрам.

— Этот закон должен вступить в силу уже с 1 января?

— Не факт. Он может иметь и обратную силу — ведь ЖК вступил в силу с 1 марта.

— А в чем новизна закона об обеспечении прав граждан при переселении?

— Право граждан при сохранении района проживания при переселении остается, но эта норма не будет распространяться на переселенцев из ЦАО и Зеленограда, а также в случае переселения в связи со стихийными бедствиями или при предоставлении двух и более жилых помещений. Изменений там очень много. Самое главное — все права москвичей, которые были в предыдущем законе, мы сохраним и преумножим. Если это не противоречит федеральному законодательству.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру