Катастрофа бизнес-класса

Самолет с детьми олигархов разбился из-за снежной бури

21 ноября 2005 в 00:00, просмотров: 694

В субботу поздно вечером, когда Москву начало засыпать снегом, на подходе к аэропорту “Домодедово” разбился американский самолет “Сессна-208”. На его борту находилась группа “околовиповских” персон — молодые бизнесмены, проводившие уик-энд на охоте в воронежских лесах. Репортеры “МК”, побывав на месте аварии, выяснили, что самолет разбился из-за сложных метеоусловий, к которым не был готов экипаж.

Самолет вылетел из Воронежа чуть позже 21.00 и полетел почти строго на север. Через час с небольшим летчик Пьяных получил разрешение на посадку в аэропорту “Домодедово”. Скорость “Сессны” составляла 85 метров в секунду. Когда до приземления оставалось чуть более пяти минут, связь с бортом оборвалась, а его отметка исчезла на экране диспетчерского РЛС.

Обломки самолета были обнаружены в лесистом районе около деревни Старое, в 10 километрах к северо-востоку от Ступина. Фюзеляж был расчленен на несколько фрагментов, которые сильно обгорели.

— Вот, расчищаем тут все, — спасателю аж жарко, несмотря на минусовую температуру. — А то снегом заметет, не найдем улики. Уже отыскали два карабина. Я не шучу — ребята-то с охоты возвращались.

— Дело возбуждено по статье 263 ч. 3 УК РФ — “Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть более двух лиц”, — добавляет московский транспортный прокурор Евгений Коломоец. — Среди причин, приведших к трагедии, следствие рассматривает как человеческий фактор, так и сложные метеоусловия.

ЖЕРТВЫ

В числе погибших— бизнесмены Игорь Ольшанский, Александр Лазько, Дмитрий Анищев, охранник Сидоров, две девушки — Н.Л.Балдаева и И.Н.Коновалова, а также пилот Пьяных и помощник пилота Гунькин.

Александр Лазько — московский предприниматель, руководитель фирмы “Эстрострой”, недавно женился и переехал от своей матери на новую квартиру. С Ольшанским и Анищевым его связывала долгая дружба. “Добрый, приветливый парень”, — охарактеризовали его соседи.

Погибшие Игорь Ольшанский и Дмитрий Анищев — из категории “молодых бизнесменов”. Например, Анищев знаменит не только тем, что является сыном Владимира Анищева, известного чиновника, верховодившего городом Воронежем в советские годы, а также Узбекистаном в должности второго секретаря ЦК компартии республики. Скандально известен Дмитрий как представитель клана Анищевых-авиавладельцев.

Анищевы приобрели дурную славу в конце 90-х годов, когда под Иркутском рухнул грузовой “Ил-76”. Следователи начали проверять всех владельцев злополучных “Илов”, и выяснилось, что самолетом-близнецом владеет “Илавиа”, и авиакомпания в целях экономии поставила на него списанные двигатели. Генеральным директором этой компании был Дмитрий Анищев, а его отец Владимир Анищев — соучредителем. Деятельность “Илавиа” запретили. Но Анищев-младший “с небом” расставаться не собирался. На территории Арабских Эмиратов, в оффшорной зоне, к тому времени была создана еще одна авиакомпания, “Экспресс-авиа”. Учредителем стал Анищев-младший. Дмитрий так полюбил самолеты, что даже написал кандидатскую на тему лизинга в авиакомпаниях. То есть приобретение подержанных самолетов, их ремонт и обкатка стали его бизнесом. Имя Дмитрия фигурировало и еще в одном крупном скандале: когда был арестован экс-вице-губернатор Воронежской области Юрий Щепкин, которого обвиняли в превышении должностных полномочий. Выяснилось, что Анищев-младший и Щепкин не раз реализовывали совместные проекты.

С Игорем Ольшанским Дмитрий знаком давно: их отцы — близкие друзья. Анищев является владельцем пакета акций АО “Россошанский завод минудобрений” и одновременно представителем Воронежской области в руководстве этого предприятия. А гендиректор АО — последний министр химпрома СССР Николай Ольшанский. По слухам, Анищев, будучи вице-губернатором Воронежской области, всячески способствовал приходу именно Ольшанского на должность главы АО.

В Воронеж Анищев и Ольшанский прилетели на охоту — в обществе подружек и телохранителя. Вел “Сессну” пилот 1-го класса Пьяных (налет 9 тысяч часов). Самолет приземлился в местном аэропорту в пятницу в 16.37. Как сообщили “МК” в диспетчерской службе воронежского аэропорта, самолет, принадлежащий компании “Иволга-авиа”, лишь заправился, никакого ремонта не производил. Да и не было в этом необходимости — лайнер только что прошел ремонт в Финляндии.

ВЕРСИИ

Эксперт по авиарасследованиям Валентин НИКОЛАЕВ:

— Наиболее вероятными мне представляются две гипотезы.

МЕТЕОУСЛОВИЯ.

Температура на высоте 500 метров, где летела “Сессна”, была идеальной для обледенения — небольшой “минус” и мокрый снег. При обледенении передней кромки крыла подъемная сила снижается. А снежный заряд — сильный снегопад с ветром (обычно длится 2—3 минуты) — мог привести к сваливанию самолета.

ОТКАЗ ТЕХНИКИ.

Эту версию можно проверить при тщательном изучении обломков — конкретнее, лопастей винта. Если двигатель останавливается, лопасти изгибаются в направлении против полета, если же винт вращался — изгибаются в плоскости винта.


Летчик-испытатель Александр АКИМЕНКОВ:

— В данном случае скорее всего имело место такое явление, которое на профессиональном языке называется “клевок”. Это связано с обледенением горизонтального оперения, в результате чего самолет переходит в пикирование. При этом эффективность руля высоты, на который намерз лед, падает до нуля. В таких случаях рекомендуется немедленно убрать закрылки и увеличить скорость. У нас с этим явлением научились бороться более 30 лет назад. В итоге проблема решена, но только на отечественной технике. Честно говоря, я не слышал, чтобы в Америке проводились испытания на “клевок”. Вероятно, когда МАК выдавал сертификат “Сессне”, на это не обратили внимания. Так что, вполне возможно, экипаж мог быть просто неподготовленным. Я знаю, что сейчас тренировок на “клевок” не проводится.


АВИАКАТАСТРОФЫ С УЧАСТИЕМ “СЕССНЫ”

Ноябрь 2001 г. — в международном аэропорту Йоханнесбурга (ЮАР) через несколько секунд после взлета потерпел катастрофу транспортный самолет Cessna F-406. Погибли все три члена экипажа.

Март 2002 г. — к югу от города Сан-Хосе (Северная Калифорния, США) потерпел катастрофу Cessna-425. Два человека погибли.

Апрель 2002 г. — самолет Cessna-206 потерпел катастрофу в 75 км от столицы Гондураса. Погибли 6 человек.

Март 2003 г. — в Австралии разбился самолет Cessna-172, погибли 4 человека.

Июнь 2003 г. — при взлете с аэродрома (штат Пенсильвания, США) потерпел катастрофу Cessna-205. 4 пассажира самолета погибли.

Июль 2003 г. — на Багамских островах потерпел катастрофу девятиместный самолет Cessna-402 авиакомпании Air Sunshine. В результате катастрофы погиб один человек.

Декабрь 2003 г. — в Намибии потерпел катастрофу Cessna-182. Находившиеся на его борту пилот (гражданин Германии) и пассажиры (супружеская пара из Нидерландов) погибли.

Март 2004 г. — два человека погибли в результате катастрофы двухмоторного самолета Cessna-310 в Западном Йоркшире.

Октябрь 2005 г. — четверо британцев и один канадец погибли при катастрофе легкомоторного самолета Cessna на западе Танзании.




Партнеры