Александра Львова недолго радовалась новенькой дубленке: проезжавшая машина обдала ее грязью с головы до ног. Чтобы вывести пятна, пришлось сдавать дорогую вещь в химчистку. То, что Александра получила через пару недель, можно было назвать чем угодно — только не дубленкой.
— Вместо моего светло-коричневого пальтишка выдали пятнистую тряпочку, причем ровно на два размера меньше. Так она еще и колом стояла! — чуть не плакала на приеме у юриста потерпевшая. Оказалось, что в России взыскать ущерб с химчистки — дохлый номер: заключение экспертизы гласит, что все дефекты — эксплуатационные. В переводе на русский это означает: клиент — сам дурак. То ли сначала почистил неизвестно чем, то ли (!) носил неаккуратно.
А ну-ка докажи!
Увы, как свидетельствует многолетняя практика юристов Московского общества защиты потребителей, претензий к химчисткам не имеет только тот, кто не пользуется их услугами. Но доказать, что дорогую вещь испортили именно “чистильщики”, практически невозможно.
— У нас нет независимых экспертных учреждений, которые могли бы проверить, нарушена ли технология, — говорит юрист МОЗП Юлия Швец. — Те две организации, что в Москве проводят такие экспертизы, независимыми назвать нельзя: ни одного заключения в пользу потребителей за последние несколько лет я не видела. Если раньше просто писали, что вещь некачественная, и все претензии — к продавцу или изготовителю, то теперь все чаще решают в пользу химчисток.
Ситуация дурацкая. Потребители перед произволом химчисток совершенно беззащитны. Юристы МОЗП видят выход в создании официально независимой технологической экспертизы, например, под крылышком московского правительства. А пока нам остается или следовать совету приемщицы из фильма “Москва слезам не верит” и “быть аккуратными и не сажать пятна”, или, отдавая вещи в химчистку, не расслабляться.
Вопросы на засыпку
Поинтересуйтесь у приемщицы, что сначала сделают с вашей вещью — почистят или удалят пятна. Если сначала почистят, выбирайте другую химчистку. Общая чистка не выводит, а закрепляет пятна. Далее — каким растворителем будут чистить? Классическая чистка перхлорэтиленом подходит далеко не для каждой ткани. Но зато этот растворитель отлично удаляет загрязнения, и после него вещи можно гладить. А заодно и нанести специальные составы, придающие меху шелковистость и блеск.
Чистка гидрокарбоном позволяет деликатно почистить шубу, но если мех очень грязный, он вряд ли поможет. А грязную подкладку и вовсе не отчистит. К тому же гладить вещи и наносить на них специальные составы после него нельзя.
Аквачистка хорошо удаляет антигололедную соль с длинных дубленок. Ничего не линяет, а цвет сохраняется. Правда, остаются и жирные пятна.
Аквачистка не любит кожаных вставок: может потечь краска. А почищенная шуба сядет на полразмера. О чем вас должны предупредить.
Внимательно изучите прейскурант. Чем больше операций объединяет слово “чистка”, тем лучше. В хороших химчистках все операции, которые возвращают меху былую красоту, включены в цену.
Чтобы мех не стал смехом
Больше всего “сюрпризов” может преподнести химчистка меховых изделий и дубленок. У песцовой шубки легко рвется кожевая ткань (этим же грешит мех нутрии). Каракуль и каракульча сильно садятся, а белый мех желтеет.
Комбинированные изделия с искусственной замшей можно чистить только в гидрокарбоне: в перхлорэтилене искусственная замша коробится.
Ослабленные клипсы во время чистки расстегиваются, открытый крючок может попасть в ячейку барабана. Когда барабан начнет крутиться, его вырывает “с мясом”.
Крайне осторожными надо быть с крэком: тонкая обливная пленка от агрессивной чистки может потрескаться. Специалисты советуют избавляться от грязи с помощью фирменного аэрозоля, который хоть и дорог, но обойдется в 2,5 раза дешевле импортной химчистки.
Лучше всего отдавать меховые вещи в специализированные химчистки. “Меховая” химчистка должна не только чистить меховые изделия, но еще их ремонтировать и хранить. И обязательно иметь дорогостоящую гладильную машину для меха.
Кстати, мех можно почистить и на некоторых фабриках, шьющих меховую одежду. Для них ремонт и чистка — сопутствующий сервис, поэтому используются самые дорогие химпрепараты. Но в такие заведения, как правило, трудно попасть: в первую очередь эти фабрики обслуживают изделия своей марки.
Как избежать конфликта?
Чтобы доказать свою правоту в споре с химчисткой по поводу испорченной вещи, надо обязательно иметь на руках квитанцию — основной документ, которым оформляется прием вещи. На ней должны быть дата, печать и подписи сторон.
Кроме того, согласно Правилам бытового обслуживания населения в квитанции должны быть указаны фамилия, имя и отчество клиента, полное описание товара со всеми имеющимися у него на момент приемки дефектами и всеми пятнами, которые нужно отчистить, наличие или отсутствие маркировки и оговорены сроки исполнения заказа.
Приемщица обязательно должна записать, сколько стоит вещь на момент сдачи в химчистку.
В квитанции обязательно указывается процент износа. Как показывает практика, меньше 50% приемщицы не ставят, будь вещички хоть прямо из магазина. Здесь надо стоять насмерть и спорить до последнего. В конце концов взыскивать потом деньги с химчистки придется именно вам.
Будьте начеку: в последнее время в самом конце квитанции очень мелкими буковками и часто неразборчиво, от руки, делается приписка, что за повреждение исполнитель (химчистка) ответственности не несет, или описаны все возможные риски и ситуации. Такой документ подписывать нельзя! А сдавать вещи в такую химчистку — все равно что самому нарываться на неприятности, ведь предъявить потом претензии вы не сможете.
Если вещь без маркировки.
По Правилам бытового обслуживания населения приемщица обязана рассказать, каким способом и какими реактивами будут чистить изделие и подробно описать возможные повреждения. В квитанции же указывается способ чистки и все возможные повреждения, если они могут быть.
Если химчистка напортачила. Оцените изделие в бюро товарных экспертиз (это можно сделать даже по простому описанию) или найдите чек (квитанцию) на ее покупку. Проведите товароведческую экспертизу на качество изделия. Если выяснится, что с ним проблемы, — пишите претензию продавцу. Если в квитанции химчистки полученные дефекты не описаны — предъявляйте претензии химчистке. При этом сошлитесь на то, что вам не дали полную информацию о возможных повреждениях, а это — нарушение закона “О защите прав потребителей”. К тому же если в квитанции появившиеся дефекты не указаны, ваши шансы взыскать ущерб с химчистки увеличиваются.
Совершенно не выводятся:
• следы от колы, еды и напитков, содержащие яркие и ненатуральные пищевые красители;
• чернильные пятна;
• пятна от зеленки;
• цветной налет от гофрированной бумаги, в которую упаковывают букеты цветов;
• пятна духов на белых блузках и на подкладке;
• любые пятна, которые сначала пытались застирать: при стирке грязь въедается в ткань.
С большим трудом выводятся:
• следы тонального крема и крем-пудры. Особенно устойчив оказывается пигмент на светлом мехе. Отчистить — нереально.