Теория невероятности

Школяров научат разбираться в выборах

В программу по математике 5—9-х классов собираются включить новый курс — изучение основ статистики и теории вероятности. Цель — “повысить функциональную грамотность” отечественных тинейджеров...


Российские школяры плохо умеют работать со статистическими данными, особенно таблицами, графиками, диаграммами. Это подтверждают результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), которое проводится раз в три года. В последнем (2003 г.) приняли участие более 250 тысяч 15-летних подростков из 41 страны. В России — почти 6 тысяч человек (212 школ) из 46 регионов. Проверялась способность использовать полученные в школе знания на практике. Ребятам дали 85 письменных тестов, касающихся математики, естественных наук, грамотности чтения, а также умения решать проблемы. Особых знаний от них не требовали, достаточно было способности логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы и просто здраво рассуждать. В тестах рассматривались ситуации, взятые из реальной жизни. Ответы подростков оценивали по 1000-балльной шкале. В 2003 году по математике россияне заняли... аж 29-е место (из 41).

Одно из заданий PISA-2003 звучало, к примеру, так: “В телепередаче журналист показал диаграмму и сказал, что в 1999 году по сравнению с 1998-м резко возросло число ограблений. Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод?” Нужный ответ — “нет, такой вывод сделать нельзя, так как представлена только небольшая часть диаграммы”. Его дали лишь 3% (!) россиян, 97% ответили неверно или не полностью. Ученики купились на наглядность диаграммы — видно же, что правый столбик выше левого! Но при этом не учли, что число ограблений увеличилось за год всего на 8 (1,5%), что никак нельзя считать резким ростом. Ребят подвела привычка слепо доверять тому, что написано в книге, и неумение критически анализировать информацию.

Внести свою лепту в исправление сложившейся ситуации взялся депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. Он написал учебник “Основы статистики и линии вероятности”. О необходимости нового курса депутат-математик говорит так: “Наша задача — дать не теоретическое знание, а сформировать у школьников вероятностное мышление”. Автор нового учебника уверен, что изученный материал пригодится подросткам в реальной жизни: “Предмет поможет понять результаты выборов и референдумов”. Бунимович также отметил, что овладение основами статистики позволит тинейджерам просчитать вероятность выигрыша в игровых автоматах и в различных лотереях, научит их оценивать графики и статистические данные, которые часто встречаются в СМИ. В некоторых столичных школах теорию вероятности уже преподают, и не один год, а сейчас ее, как сообщил Бунимович, включат в стандарт образования. “В настоящее время много учителей московских школ проходят переподготовку”, — пояснил депутат.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру