Итуруп еще не труп. Hо близок к тому

Слетав на Курилы, корреспондент “МК” выяснил, за что так борются японцы

Курилы мы не отдадим — эту мысль пытался втолковать Владимир Путин докучливым японцам во время своего недавнего визита в Страну восходящего солнца. Те вежливо покивали в ответ, но остались себе на уме — отступать они не торопятся. Словом, спорный вопрос вокруг четырех островов Курильской гряды, на которые претендует Япония, снова завис в воздухе.

Подавляющее большинство россиян поддерживает президента: имперские амбиции у нас в крови. Как говорил вор Жора Милославский в фильме “Иван Васильевич меняет профессию”: “Неча государевы земли разбазаривать”. Только смельчаков, желающих жить на Курилах, что-то негусто. А тамошние жители лет пять назад даже собирали подписи: мол, отдайте нас Японии — России мы не нужны.

Из-за чего же, собственно, весь сыр-бор?

Корреспондент “МК” побывал на самом большом острове из четырех спорных — Итурупе. Острове красной икры, вулканов и гигантских бонсай.


СПРАВКА МК:

Япония претендует на 4 острова Курильской гряды: Шикотан, Кунашир, Хабомаи и Итуруп. В общей сложности там проживает около 30 тысяч жителей. Итуруп — самый крупный из них (с японского переводится как “остров крыс”). Площадь 6725 кв. км, длина 200 км, ширина от 6 до 27 км.Cостоит из вулканических массивов и горных кряжей. “Столица” Итурупа — город Курильск.


Кажется, что старенький военный “Ил-18” задевает брюхом ровную гладь Охотского моря. Мелькает шальная мысль: “На воду, что ли, сядем?”. Через несколько секунд шасси, на наше счастье, царапают неровную бетонку. Вырывается дружный вздох облегчения — в полете нас проинформировали, что около пяти лет назад здесь разбился “Ан-12”, который вез пять тонн продовольствия для местного военторга. Самолет при посадке попросту выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и сломал переднюю стойку шасси. Жертв не было. Но — неприятно.

Вообще-то удивляться нечему: аэродром “Буревестник” строили еще японцы. Он довольно своеобразен: взлетка одна, короткая, и заканчивается у самого моря. Расчет был на камикадзе — летчики должны были только взлетать. Как бы то ни было, но приземляться здесь более фешенебельные гражданские суда не могут. К тому же погода на Итурупе нелетная почти круглый год. Летевшие с нами генералы, к примеру, две недели ждали, пока рассеется туман. А нам повезло — попали на Курилы с первой попытки.

Едва ступив на остров, понимаешь: это — не наше. Нигде больше нет в России таких чисто черных островерхих горных вершин, по которым словно текут молочные реки — это снег в расселинах и уступах. Нигде больше не увидишь бонсай в натуральную величину. Это не те карликовые растеньица в горшках, к которым мы привыкли, а настоящие японские сосны. Лиственницы, самшиты, клены, вязы с “перекрученными” оголенными, без коры, стволами и раскидистыми кронами здесь повсюду. И, конечно, вулканы. Самый большой — Стокап. Поменьше — Богдан Хмельницкий, высотой 1575 м. Есть озеро Будда, которое местные называют “красивые глазки” — видимо, за чистейшую, прозрачнейшую воду. Речки Первая, Вторая и Третья Серная. Ясно из названия, что пахнут они не очень. Третья Серная вытекает из крошечного кипящего озерка, названного “желтое око”. Местные говорят, что, если требуется отчистить котелок, ни к чему тереть его тряпкой. Нужно просто опустить его на пару часов в воду — сера справится не хуже моющих средств.

Грузите мусор самолетами

Население Итурупа — 8 тысяч человек, большая часть — военные. Помимо пограничников здесь, в поселке Горячий Ключ, базируется 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия. Свежепокрашенные в пастельные тона трехэтажные домики — военный городок. На въезде — большое бревенчатое строение, оказавшееся только что открытым кафе. Рядом — такая же, из бревен, церковь с синей крышей и золотыми куполами. Тоже новодел.

Вдоль асфальтовой дорожки лежит что-то прикрытое камуфляжной сеткой. Но если присмотреться, легко увидеть... развалины и строительный мусор. Оказывается, вывоз громоздких отходов отсюда — проблема: привели в порядок жилые дома, снесли старые бараки, а битый кирпич куда девать? Не вывозить же на большую землю самолетами...

Зато с жильем здесь проблем никаких. Наташа, жена офицера, рассказала, что квартирный вопрос здесь давно не стоит. Они с мужем приехали в гарнизон всего на год, и им тут же предоставили вполне приличную двушку. “Но я все равно дни считаю до отъезда, — делится планами молодая женщина. — Мы в Хабаровск вернемся”.

Удручает Наталью прежде всего оторванность от кипучей городской жизни: “Пойти некуда. Хотя кафе сегодня открыли, там можно будет вечера коротать”.

Но не все офицерские жены рвутся на материк. Есть такие, кто здесь уже не первый срок. А сейчас, увидев некоторые подвижки (за два последних года построены новые казармы, столовая и часовня), и вовсе повеселели. А ведь еще недавно гадали: не вышлют ли их отсюда, если вдруг решат передать Итуруп настойчивым японцам? Но летом приехал министр обороны Сергей Иванов и со всей ответственностью заявил, что никаких территориальных уступок Японии по вопросу Южных Курил не предполагается и никаких планов по сокращению воинской группировки на островах ни у Минобороны, ни у правительства нет: “Сейчас идет работа над десятилетней программой развития региона. Минобороны не останется в стороне, ведь военнослужащие и их семьи здесь — основная часть населения”.

Превратим Курильск в Нью-Васюки

У военных в связи с обещаниями министра и появилась надежда на светлое будущее, а у гражданских оптимизма поменьше. До начала 1990-х в самом крупном городе острова — Курильске — устойчиво развивалась культура и экономика. Сейчас — полный упадок. На острове нет асфальтированных дорог — ни одной. В некоторых поселках люди по сей день живут в покосившихся бараках, никогда не ведавших даже косметического ремонта. Новое жилье строить крайне сложно, точнее — дорого, ведь весь стройматериал нужно везти через Охотское море, и он станет если не золотым, то уж позолоченным — точно.

С отоплением тоже проблемы, год назад даже были планы эвакуировать население до начала зимы, так как не завезли топливо, и люди просто могли замерзнуть. Рабочих мест не хватает. 70% жителей Курильска трудятся на рыбоперерабатывающем предприятии, где регулярно выплачивали зарплату, благодаря чему удалось приостановить миграцию населения на материк. Но в марте нынешнего года только что прошедший модернизацию завод почти полностью сгорел. Для местных жителей это трагедия. В результате многим пришлось просто браконьерствовать — затариваться икрой. Иначе не проживешь. Подчас это единственный способ заработка на год вперед.

После посещения военного городка министр обороны Иванов сказал, что на Итурупе нужно строить современный аэропорт, причальную зону, чтобы здесь могли швартоваться суда любого класса (сейчас же они разгружаются на рейде, то есть в море: к ним подходит катер, на который сгружается товар, это огромные дополнительные расходы).

Мэр Курильска Игорь Карпман рассказал, что с отоплением уже произошли подвижки — строится геотермальная станция. Возможно ужн через год островитяне будут с собственным теплом. Новенький причал, оказывается, тоже уже возводят в бухте Оля. Мобильная связь и Интернет обязательно будут — через год-другой.

Значит, жизнь налаживается?

“На уровне правительства уже существует твердое понимание того, что в Дальний Восток, и в Курилы в частности, нужно вкладывать значительные федеральные средства, — сказал во время пребывания на Итурупе министр обороны Сергей Иванов. — Это нужно делать не за счет Минобороны или других ведомств, это должна быть государственная целевая программа”.

Звучит очень оптимистично, и жители Курил могут хлопать в ладоши. Одно смущает: какова цена вопроса? Не нужно быть экономистом, чтобы сказать: это безумно дорого. Хорошо бы сделать каждый обитаемый остров Курильской гряды самодостаточным. Но на чем могут зарабатывать эти территории? Промышленности-то нет.

Природа Итурупа настолько самобытна, что могла бы привлечь массу путешественников. Здесь в большом количестве произрастает то, что в самой Японии сохранилось лишь в горах. Но идея туризма практически не реализуема. Ведь для туристов мало одной природы: нужны отели и прочие блага цивилизации. Даже если построить на острове современный аэропорт и причал, кто будет сюда ездить? Только богатенькие экстремалы, а таковых в мире не очень-то много.

Острова спасет вулкан

Имеется, правда, еще один способ заработка, но о нем на Итурупе пока даже ничего не слышали.

Есть на острове вулкан Кудрявый. Член-корреспондент РАН, генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов профессор Евгений Каблов заявил в одном интервью: “Кудрявый ежедневно выбрасывает в атмосферу парогазовую смесь почти чистого рения. На склонах вулкана есть даже целое рениевое озеро — содержание дисульфида этого металла в воде, можно сказать, запредельно”.

Рений — редкий и дорогостоящий металл, без которого невозможны некоторые важнейшие технологические процессы. К примеру, если добавить всего один процент рения в материал лопаток газотурбинных двигателей, их рабочая температура повышается на 50 градусов. А для реактивных двигателей самолетов пятого поколения ценен каждый “лишний” градус.

Мир ежегодно потребляет несколько десятков тонн рения, а его цена за килограмм — около 2 тыс. долларов. Этот металл (не в чистом виде) добывают в Казахстане и некоторых государствах Средней Азии. Но его там мало, а процесс его выделения из молибденового концентрата слишком сложен и дорог. Оказалось, что практически весь необходимый миру запас редкого металла можно добывать из жерла одного вулкана на Итурупе. Только вот кто будет этим заниматься?

Хотя в последнее время щедрые обещания “вплотную заняться Курилами” все чаще слышатся от высшего руководства страны. Вот и министр экономического развития Герман Греф, побывав осенью вслед за министром обороны на Курильских островах, заострил внимание на тамошних проблемах. После этого правительство пообещало выделить дополнительно 15 млрд. руб. — на развитие инфраструктуры и отраслей Южных Курил. Герман Греф считает, что эта адресная инвестиционнная программа “в течение 10 лет позволит Курилам стать самоокупаемым регионом”.

Но рядовые россияне, привыкшие с словоблудию “свыше”, этому не слишком-то верят. Что показывают и данные опросов.

Добавить к сказанному пока нечего, кроме как: поживем — увидим.


КАК РАЗРЕШИТСЯ ПРОБЛЕМА КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ?

(Данные интернет-опроса 5213 человек)

42% считают, что острова передадут, нас даже не спросят;

21% — правительство не решится передать;

18% убеждены, что ничего не изменится;

8% думают, что отдадут два острова;

8% считают, что правительство будет развивать Курилы;

3% думают, что острова передадут после смены правительства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру