Ищи мэтра в поле

Кто возглавит нашу футбольную сборную?

Поиск тренера национальной команды в самом разгаре! Ищут пожарные, ищет милиция… Формируются группы подсказывания… Так называемые аналитики что-то шепчут на ухо президенту РФС… Эхо доносит имена и фамилии — от Александра Бородюка до Михаила Гершковича, от Анатолия Бышовца до Арсена Венгера, от Боры Милутиновича до Дика Адвоката. Не скучно.


Сам Виталий Мутко доложил народу солидно: “Найдем! Найдем хорошего. Найдем до Нового года, в крайнем случае до февраля. Жаль, что Юрий Павлович отказался, он подходил по всем моментам, кроме совмещения”.

Превосходный Вячеслав Колосков сообщил еще месяц назад: “Во главе сборной будет иностранец. Фамилия? Какая разница...”

Очевидное — невероятное

Мы перепробовали всех лучших тренеров страны и не добились ничего! Садырин, Романцев, Игнатьев, Бышовец, опять Романцев, Газзаев, Ярцев, Семин — и в лучшем случае команда выходила в финальную часть, где тут же оказывалась в компании худших. В худшем случае мы и туда не проходили. И это притом что отборочные группы, как успевал намекнуть доктор Колосков, нам почему-то попадали вполне проходимые. Лишь однажды мы имели двух сильных соперников в отборочном цикле — Украину и Францию. Бышовец проиграл им, а Романцеву помешал выиграть Шевченко.

В остальных случаях наши отборочные группы не выглядели непреодолимыми, за второе место зацепиться было можно, мы и цеплялись, выходя на стыковые матчи, где Игнатьев проиграл Италии, а Ярцев одолел Уэльс.

Когда Колосков хладнокровно сообщал: “Уровень футбола в стране невысок, а потому выход в финальную часть чемпионата мира или Европы — наш предел”, его отчаянно критиковали за хладнокровие и за то еще, что он плохо поднимает этот самый уровень. В ответ Вячеслав Иванович просил не путать его с атлантом.

При нем сборная боролась за очевидное, при этом оставаясь невероятной. Институт сборных команд оказался самым непрестижным вузом страны. Тот же Игнатьев охотно рассказывал про свои 800 долларов в месяц, а уже сам Колосков предал гласности многотысячные гонорары Романцева и Гершковича за выход на ЧМ-2002, где скромные бельгийцы разобрались с нашей “дрим-тим” без особых проблем.

Час суда

Пресса вообще и телевизионные СМИ в особенности топили сборную как могли. Вначале шло раздувание успехов, личности нового главного, прекрасной атмосферы и планов, а затем огульная критика, переходящая в улюлюканье. Только-только игроки и тренеры привыкали к тому, что они великие и прекрасные, как, словно по команде, их смешивали с грязью и распинали за все, включая плохую погоду. Каждая победа объявлялась триумфом, каждое поражение — катастрофой. Одни и те же люди вначале льстили и заискивали, а затем плевались и несли по кочкам.

Работа пресс-атташе сборной, почетная и обещающая, никогда не была поставлена в РФС на должный уровень. Именно в этом заключена одна из причин бесконечного дилетантского шума вокруг национальной команды.

Сборная стала чем-то вроде очередного ток-шоу для телеканалов, и никому еще не удалось создать вокруг нее серьезную рабочую атмосферу, так сильно влияющую на результат.

В прежние времена редакции газет и телевидения доверяли рассказывать о сборной только лучшим перьям и комментаторам, теперь в сборную допускают всех желающих отличиться.

СМИ, паразитирующие на теме сборной, причастны к ее невеселой истории гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Момент истины

Президент Мутко считает, что уровень футбола в стране определяется в первую очередь игрой национальной команды. Это заблуждение, и заблуждение серьезное. Испанцы уже забыли, когда они что-то выигрывали на ЧМ или ЧЕ, англичане утешаются далеким 1966-м годом все реже и реже, голландцы ничего не выиграли на “мире” даже с Кройффом, но футбол испанский, голландский, английский в большой цене. В Чехии и бывшей Югославии по сию пору умеют готовить игроков для любого элитного чемпионата, немцы, не имеющие звезд первой величины, занимают первое место по посещаемости матчей бундеслиги.

Качество футбола в Европе растет быстрее, чем в России, — отсюда наше отставание и на уровне сборных. Если раньше мы играли за идею, страну, честь флага, то теперь новое поколение занято иными задачами. Как и вся страна, где личное обогащение стало национальной идеей, футболисты не верят в слова, а верят в деньги, которые получают в клубах. Деньги из сборной — лишь довесок, припас, побочный и временный заработок. Да и заплатят ли?

Раньше играть в сборной — честь и слава, ныне — дополнительная обуза, без которой можно и обойтись.

Раньше были игровые проблемы сборной, теперь проблемы сбора, настроя, труда. Игрок получает в клубе сорок тысяч долларов в месяц. А тут еще сборная… Оплата по результату? Ну-ну…

Надо признать, что ни один наш тренер не смог сделать команду из весьма средних по европейским меркам футболистов. Да еще за очень короткое время, отпущенное ему федерацией, клубными соревнованиями, историческим моментом. Да еще способную побеждать, держать удар, биться… Не смог даже тогда, когда никто и не думал, что восемь иностранцев в “Динамо” или “Спартаке” будут нормой на поле.

Зато мы упрямо продолжаем искать волшебника, сказочника, провидца. Помешает ли нам тренер-варяг? Не помешает. Нам никто не помешает, кроме самих себя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру