Цирк умер. Балаган здравствует

Игорь Кио: “На дворе XXI век, а мы безнадежно отстали!”

…Наверное, этот разговор следовало начать еще лет 10—15 назад. Сейчас время упущено. Цирковое искусство — тот самый бомбардировщик, ушедший в пике; и его непреодолимая участь — падение. Любой жанр сегодня — от кино до оперного пения — стремится найти компромисс со временем. Все пытаются хоть чем-то заинтриговать зрителя, отвечать требованиям нового времени. А цирк гаснет на глазах. Сегодня знаменитый мэтр иллюзиона Игорь Эмильевич Кио обращается через “МК” к нынешним и будущим людям цирка со словами горечи…

— Что такое цирк? Это искусство вчерашнего дня, которое никого не интересует и никому не нужно. Ведь как разительно изменился круг интересов, приоритетов! А цирк, словами Куприна, “остановился в своем развитии еще со времен Цезаря”. Зритель, приходящий на представление, видит одних и тех же акробатов, жонглеров, собачек… Тут ему надо быть специалистом, чтобы заинтересоваться отличием одного от другого. Поэтому мама лучше отведет ребенка в “Уголок Дурова” или в зоопарк, а цирк… До чего дошло: когда-то, при советской власти, у Цирка на Цветном жглись костры, и люди с ночи места занимали, чтобы в 8 утра в кассе купить билетик. Нынче же, даже в таком мегаполисе, как Москва, собрать полный зал для цирка — большая редкость. А про периферию вообще говорить страшно. Если в Москве цирки работают только в пятницу и в выходные, то там — еще реже. Директора вынуждены сдавать помещения под рестораны, магазины, чтобы хоть как-то выжить! И поэтому, как это ни грустно, вынужден констатировать, что цирк как искусство умер. Помню, были с дрессировщиком Запашным на гастролях в Израиле. Так все внимание людей было приковано к тому, как Запашный вел слона из Тель-Авива в Хайфу, а отнюдь не к его знаменитым трюкам с теми же тиграми...

— Человек смертельно рискует, ставя такие номера, но даже это…

— Даже это зрителя оставляет равнодушным.

— Но какой-то выход есть?

— В качестве примера могу назвать знаменитый канадский цирк Du Soleil. Вот это искусство XXI века! Его и цирком-то не назовешь, если сравнивать с нашей дивертисментной программой. Du Soleil — это режиссерский спектакль, где артисты со своими номерами имеют лишь вспомогательное значение. Режиссер фрагментарно берет из их номеров только то, что ложится в общую драматургию. Я не хочу сказать, что надо непременно копировать Du Soleil. Есть и другие направления, но их важно нащупать! Тут важны авторские поиски!

— А кто этим будет заниматься?

— И театральные училища, и РАТИ выпускают цирковых режиссеров. Другое дело, что настоящих среди них нет. Это, в лучшем случае, крепкие ремесленники. Это жесткая правда. А сами артисты? Тут уже иные мировые тенденции, о которых важно знать. Когда-то наш цирк был знаменит своими клоунами — Никулиным, Поповым, Енгибаровым. Тогда еще Олег Попов говорил, что “хороших клоунов меньше, чем космонавтов”, — а это было в те годы, когда космонавтов было меньше десятка. Сейчас же западный цирк и вовсе отказывается от клоунов. Еще пример: номера с животными закрываются. “Зеленые” не допускают участие зверей в представлении. Когда я был на гастролях в Германии, мне не разрешили даже делать трюк с исчезновением утки. Совсем другие подходы. Да, всем ясно, что цирк — это дорогостоящее удовольствие. Надо делать синтетические шоу-спектакли, с использованием самых передовых технологий! А если наш цирк, имеющий, кстати, превосходную школу, так и будет следовать по пути дивертисментов — это будет называться не цирком, а дешевым площадным балаганом. И другого выражения здесь не придумаешь.

“МК” продолжит открытую дискуссию о проблемах российского цирка, приглашая выдающихся деятелей культуры.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру