ЧОП тебя побери

Воровать в супермаркетах лучше в дорогой шубе

8 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 484

2 процента товарооборота любого крупного магазина списывается на клептоманов и банальных воришек. В супермаркетах и впрямь воруют много — все лежит на поверхности, и никто, как кажется, за этим не следит, соблазн сунуть в карман тюбик или баночку весьма велик. Для новых торговых центров, которые опоясывают столицу со стороны Подмосковья, воровство стало подлинным бичом — на охрану тратятся немалые средства. Порой именно с охраны и взыскиваются деньги за украденный товар. Сотрудники ЧОПов проявляют нешуточную бдительность и хватают всех подозрительных покупателей. А если у вас, не дай бог, “зазвенит” неразмагниченный кассиром товар — скрутят как лихоимца! “МК” провел свое расследование по магазинным кражам и выяснил, что покупатель тем не менее практически всегда прав.

Без вины виноватые

Форма супермаркета удобна как для продавца — не надо бегать обслуживать каждого, так и для покупателя — можно тщательно выбрать нужный товар. Поэтому гипер-, супер- и просто магазины самообслуживания расплодились в области как грибы после дождя. Что же делать, если вы, не замыслив ничего дурного, спокойно покидаете магазин, а тут срабатывает рамка металлоискателя, и охранники вежливо, а иногда и не очень, требуют открыть сумку, пройти с ними в служебное помещение и заплатить штраф?

— Не паникуйте, — советует юрист Павел Смирнов, — закон на вашей стороне. Просто большинство потребителей не знает и десятой части своих прав при общении с магазинной охраной. Сотрудник службы безопасности может обратиться к вам с такими предложениями, но выполнять их вы не обязаны. По закону охранник не имеет полномочий досматривать ваши вещи. Согласно ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ производить досмотр может только сотрудник милиции, и то в присутствии двух понятых, составив о том протокол.

Заподозрив вас в краже, охранники могут лишь позвонить по телефону “02” или в местное отделение милиции и сообщить о свершившемся, на их взгляд, преступлении. При этом закон не обязывает вас дожидаться милиционеров у кассы. Максимум, что в состоянии сделать охранник в данной ситуации, не преступая закона, — выйти из магазина вслед за вами и проследить, куда вы пошли.

Охранник заметил вас запихивающим в карман банку с кофе или увидел через видеокамеру, как вы умыкаете шоколадку? Согласно Закону о частной детективной и охранной деятельности предусмотрено “задержание гражданина, совершившего посягательство на чужую собственность” до приезда милиции.

— Если вы совершили преступление или правонарушение и это документально доказано и есть свидетели, а не кому-то что-то там показалось, то разбираться с этим обязана только милиция, а не частное охранное предприятие, — поясняет юрист. — Так что, если охрана не вызвала милицию и продолжает задерживать вас, это можно квалифицировать как незаконное лишение свободы, за что предусмотрена уголовная ответственность. Еще надо доказать, что вы украли эту банку кофе, а не купили ее в соседнем ларьке, а без доказательств любое обвинение беспочвенно.

Магазин должен провести расследование: проверить по штрих-коду, банка из той же партии или нет, что у них в продаже. Причем даже совпадение не является доказательством факта воровства. А запретить вам проход в магазин со своими продуктами администрация не вправе.

Согласно “Методическим указаниям по организации и осуществлению розничной торговли в Москве”, принятым в 2003 году Департаментом потребительского рынка и услуг правительства Москвы, которые действуют и на территории области, посетитель перед проходом в торговый зал обязан поставить в известность работников магазина, что у него есть товары, аналогичные ассортименту супермаркета, но приобретенные в другом магазине. И спокойно пройти, не расставаясь со своим имуществом. Исходя из этого же документа, вы не обязаны сдавать сумку в камеру хранения или запаивать ее в целлофан, ограничивая в нее доступ, — это ущемление прав потребителя. Хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что проще сдать авоськи и не тащить в зал самообслуживания бутылку с минералкой, потому что потом хлопот не оберешься.

Табличка “Администрация за оставленные вещи ответственности не несет” в действительности никакого значения не имеет. Согласно Гражданскому кодексу магазин обязан обеспечить сохранность ваших вещей.

— Никакие пяти-, десяти- и прочие кратные “формы примирения” незаконны, — разъясняет дальше юрист. — А ссылки сотрудников служб безопасности на должностные инструкции неправомерны: в них не может быть записано право на досмотр или обыск частных лиц. (Это незаконно.) Инструкции частных охранных предприятий утверждаются в управлении лицензионно-разрешительной работы ГУВД Москвы. Эта служба занимается выдачей ЧОПам лицензий на работу и согласованием служебных документов этих предприятий.

Так что ни один магазин не может определять правила работы охранников. И разговоры администрации торговой точки: “Мы материально ответственны за убытки от краж и верить всем на слово не можем, а то нищими станем, это внутренние правила”, — вас волновать не должны. Все это самоуправство, и вы вправе обжаловать незаконные действия.

Обшарили вашу сумку “вежливо” — обращайтесь в ОВД по месту нахождения магазина (или жительства) и в управление Госторгинспекции по Московской области с заявлением. Жалоба будет направлена в отдел лицензионно-разрешительной работы, где зарегистрировано охранное предприятие. По каждому обращению ОЛРР обязан провести проверку ЧОПа. Сотруднику службы охраны вынесут предупреждение и оштрафуют согласно п. 4 ст. 20.16 КоАП РФ: за “оказание охранных услуг с нарушением установленных законом требований” — на сумму от 10 до 15 МРОТ. За повторное предупреждение в течение года охранник будет лишен права на работу на срок до трех лет. Охранник угрожал применить физическую силу или применил ее? В таком случае он может понести уголовную ответственность по ст. 203 УК РФ — “Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб” — до пяти лет лишения свободы.

Кстати, на груди охранника должна красоваться табличка с ФИО именно для того, чтобы покупатель знал, на кого жаловаться. С самыми грубыми нарушениями со стороны секьюрити нужно обращаться прямо в прокуратуру.

Издержки производства

Впрочем, иногда охранников понять можно. Сотрудники магазинов считают хищения из торговых залов стихийным бедствием, они без устали придумывают способы борьбы с клептоманами. Во многих супермаркетах введена практика: при выявлении похитителя ему предлагается оплатить товар в тройном размере, а “вырученная” сумма переходит к задержавшему вора охраннику в качестве премии. В некоторых магазинах воришек фотографируют для вывешенного в зале стенда, в других заводят картотеки “проштрафившихся” клиентов, чтобы в следующий раз сразу взять их на заметку.

— Даже в советское время, — рассказала хозяйка небольшого супермаркета в Одинцовском районе Валентина, — в бюджет магазинов самообслуживания вносилась статья списания “на забывчивость покупателей”. Недостачи даже в таком маленьком магазине, как наш, бывают очень серьезные. Это почти неизбежная “издержка производства”. Когда товары разложены свободно, для человека, нечистого на руку, это большой соблазн...

Задержанные воришки приводят в свое оправдание самые разные доводы. Чаще всего они ссылаются на забывчивость или утверждают, что купили обнаруженное у них в карманах вино, чай или кофе (именно эти продукты воруют чаще всего) в другом магазине. Очень часто крадут дети — причем не конфеты, а алкоголь для своих “болеющих” родителей, ведь ребенка охранники просто пожурят и отпустят. А еще воруют люди, одетые вполне прилично, для них это вроде адреналина.

— Мы долго не могли поймать даму в шикарной норковой шубе, — вспоминает Валентина, — каждый раз после ее визита в магазине что-нибудь пропадало. Охранник уже по пятам за нею ходил и однажды увидел, как она стащила с полки бутылку. В сумке пусто, в карманах тоже. Как оказалось, в них были дырки, и фляжка с дорогим виски провалилась в полы шубы.

Попадаются подростки — для них это проявление лихости: увидят, не увидят, обману камеру слежения или не обману? Бомжи и пьяницы в дорогие магазины заходят нечасто, и стянуть там что-то им сложно: уж очень выделяются из толпы. В некоторых магазинах нас заверили, что, поймав воришку, вызывают милицию, но многие предпочитают бороться своими силами.

— От милиции какой толк? — говорит Валентина. — Если украдено на небольшую сумму, то даже уголовного дела не заводят. А у нас магазин маленький, дорогих товаров почти нет. Так что мы обычно отбираем украденное. Охранник закрывает входную дверь на замок — деваться похитителю некуда.

В крупных же сетевых магазинах, где по договору работают ЧОПы, чаще всего ответственность за хищения несут именно охранники. И тем не менее законопослушные граждане, сами того не зная, вынуждены оплачивать потери супермаркетов от воровства. До 5% цены товаров заложено на магазинные кражи. Исследования говорят о том, что в среднем воровство в каждом магазине составляет примерно 2—3% от его оборота.

Летом обычно происходит спад воровства, в середине осени число краж заметно растет, а пик приходится на зиму. Объяснение простое: в холода легче спрятать украденное под одеждой. Магазинные воры люди подкованные и знают, что во многих наших супермаркетах в целях экономии используются лишь муляжи камер слежения. К тому же видеозапись не может быть представлена в качестве законного доказательства преступления. А электромагнитные датчики можно обмануть обычной бытовой фольгой. Главный же принцип — воровать часто, но понемногу. Поскольку к уголовной ответственности можно привлечь только в случае значительного хищения, на сумму более 6 МРОТ.

А как у них?

Сегодня лидером по воровству в супермаркетах является Великобритания. По данным британского Центра исследования розничной торговли, магазинные воришки крадут там товаров более чем на 4 млрд. фунтов ежегодно, что составляет около 2% ежегодного оборота розничной торговли в стране. За такие преступления в течение года задерживают около 500 тыс. человек. Вторыми по объему краж идут французы, третьими — греки. Европейский институт торговли (EHI) составил общеевропейский рейтинг “товаров, наиболее подверженных воровству”. Под номером один в нем идут презервативы. В среднем 57,7% этой группы товаров остаются неоплаченными. Эксперты отмечают, что при хищении “резинотехнических изделий” играет роль не только малый размер упаковки, но и чувство стыда, возникающее у покупателя на кассе. На втором месте — женское белье (27% хищений). Далее следуют бритвенные лезвия (20%), шоколад (17,1%), тампоны и прокладки (17%), батарейки и аккумуляторы (16,2%), а также спиртные напитки (7,3%).

В США при входе в супермаркет покупателей не обязывают сдавать вещи в камеру хранения. Кроме того, у вас никогда не проверят вещи ни при входе, ни при выходе. Присутствие охраны в американских супермаркетах почти не ощущается, зато отовсюду за вами приглядывают камеры видеонаблюдения.

В Израиле — другая крайность: охранник супермаркета имеет право обыскать вас еще при входе в магазин. Здесь основной акцент делается на обеспечение безопасности покупателей и противодействие терактам. В крупные торговые центры можно войти только через рамку металлоискателя; если вы вызвали подозрение у охранника, вам придется предоставить на досмотр ваши вещи. Бдительность охраны приносит плоды: уже не раз секьюрити предотвращали трагедию.




Партнеры