Сундук с буквами

“Ковчег” нагрузили старыми газетами

Галерея “Ковчег”, что на улице Немчинова, регулярно выступает

с инспекцией вредных привычек человечества. Страсть граждан к курению (выставка “Сто лет с огоньком”), поклонение еде (“Память нёба”) — галеристов хлебом не корми, дай отыскать признаки этих, безусловно, излишеств на полотнах художников.


Вот они и до нас добрались. Очередной жертвой “ковчеговцев” стала пресса. А именно газетная продукция. Надо иметь определенную смелость, чтобы, не боясь ответного печатного слова, назвать выставку “Желтые страницы. Газета и изобразительное искусство ХХ века”. Сами галеристы в личном общении, правда, пытаются оправдываться: речь, мол, идет не столько о желтизне печатных материалов, сколько о цвете состарившейся газетной бумаги. Но пусть подобные намеки останутся на совести “Ковчега” — спасибо хоть, что на выставке в нее не заворачивали селедку.

А если всерьез, то хочется поблагодарить галерею, что она наконец оценила газету должным образом и показала, какой это исключительный продукт. Про селедку мы уже говорили. Еще газетные страницы можно стелить на стол в качестве скатерти и использовать как упаковочный материал. Да мало ли что можно делать с газетой?!

Иногда ее можно даже читать. Галеристы сделали интереснейшую подборку газет разных времен. Читаешь и понимаешь: газетная бумага ужасно терпелива. Все стерпит: ложь, правду, эмоции, гнев. Вот, например, поразительный экземпляр единственного номера газеты “Владимир Маяковский”. Номер этот был выпущен через десять дней после гибели поэта, и, читая гневные строки, понимаешь, что в 1930 году еще не было того страха, который появился в 37-м. Или взять “Газету футуристов” от 15 марта 1918 года. Масса информации, начиная с самого факта, что в разгар революции возможен был выпуск такой специфической газеты, и заканчивая тем, что редакция газеты базировалась на углу Настасьинского переулка и Тверской в “Кафе поэтов”. Какое, однако, интереснейшее было время! А какая на выставке подборка лагерной прессы времен сталинских репрессий! Не пресса, а песня. Чего стоит только передовица газеты “Полярная звезда”, где под рубрикой “Наши передовики” фигурирует старший надзиратель Шевчук. Скольким людям этот старшой переломал хребтов — об этом в газетах тогда, естественно, не писали.

Но информационный газетный ряд — это только половина выставки. Другой большой раздел экспозиции — газета как объект изобразительного искусства и как прикладной материал, используемый в художественных объектах. Самый старый экспонат — огромный сундук, обклеенный изнутри номерами “Московской иллюстрированной газетки” за 1890 год. Сундук хранится у наследников двух художников — Ивана Ефимова и Нины Симоновой-Ефимовой, которые, судя по всему, газеты просто обожали. Именно их авторству принадлежат склеенные из газетных слоев фигурки героев спектаклей теневого театра “Летучая мышь”, популярного в 1916—1917 годах.

Газетные страницы остаются актуальным материалом для художников до сих пор. В последнее время, правда, они как бы поменяли ориентацию. С полотен постепенно стали исчезать люди, читающие газеты на специальных уличных стендах (часто повторяющийся сюжет картин, написанных в 60—70-е годы прошлого века). Зато в художественных объектах и инсталляциях продукт прессы и сейчас занимает почетное место, и на выставке это демонстрируют работы самых разных художников, начиная с шестидесятника Оскара Рабина до сегодняшнего Константина Батынкова.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру