Берлинский выбор: любовь и политика

Вин Дизель стал клоуном

Ценность Берлинале не в звездных причудах, а — как утверждает мировая и отечественная критика — в исследовании внутреннего мира человека. Сегодня вечером будут подведены итоги Берлинале, и в отсутствии явных лидеров очень сложно говорить о фаворитах.

Однако, несмотря ни на что, фильмы об исследовании потаенных тайн души человеческой — как история немца Матиаса Гласнера “Свободная воля” о любви насильника и жертвы инцеста — не держатся в фаворитах критики. Безусловными лидерами, по признанию многих, являются “Друзья из дома в прерии” Роберта Олтмена и “Дорога в Гуантанамо” Майкла Уинтерботтома.


Первая — за живость, а именно жизни, энергии не хватает берлинским фильмам в этом году. А 82-летний Олтмен продемонстрировал изрядное чувство юмора, любовь к актерам и, что главное, — неизменное профессиональное мастерство. И хоть “Друзьям” вряд ли уготовано место среди шедевров режиссера, на фоне общей унылости берлинской программы дуракаваляние Мэрил Стрип, Вуди Харрельсона, Кевина Кляйна и Роберта Олтмена кажется полуторачасовым отрезком настоящей жизни.

Уинтерботтом, как уже писал “МК”, прозванный берлинским Майклом Муром, тоже вполне ожидаемо возглавляет список фаворитов — за политически верное слово, сказанное вовремя. Именно в последние дни главной новостью на мировом ТВ является новая порция фотографий издевательств американских солдат над иракскими заключенными в тюрьме Абу-Грейб.

Иностранные критики удивляются: в этом году нет одного явного лидера, как в прошлом была африканская “Кармен”. Впрочем, мнение жюри, возглавляет которое англичанка Шарлотта Рэмплин и в которое входят режиссер-авангардист Мэттью Барни, оператор Стивена Спилберга Януш Камински и индиец Яш Чопра, чья студия выпускает по 30 фильмов в год, предсказать невозможно. От такой компании можно ожидать какого угодно решения. Оно и будет обнародовано сегодня вечером в Берлинале Палас.

И напоследок — последняя звезда фестиваля — вечно лысый Вин Дизель. Впрочем, приехал он в Берлин в очень солидном окружении: со знаменитым сценаристом Ти.Джи.Манчини и режиссером “Серпико” и “Вердикта”, Сиднеем Люметом. Его фильм “Признайте меня виновным” участвует в конкурсе и рассказывает историю реального человека, Джеки ДиНорсио, члена мафиозного семейства Лучезе. И о том, как он взял на себя полномочия собственного адвоката в судебном расследовании грязных дел нью-йоркских мафиозных кланов. Зрелище получилось крайне странным. С одной стороны — основательная, как всегда у Люмета, режиссура, с другой — превращенный в клоуна Вин Дизель. В этом, конечно, есть доля правды, во время суда реальный ДиНорсио говорил про себя: “Я не гангстер, я гэгстер” (от английского gag — хохма). Иногда непонятно, кто перед тобой на экране: валяющий дурака лысый нянька или боец Риддик — такое лицо иногда делает Дизель, того и гляди даст в лоб судье. Вероятно, именно поэтому от Дизеля на пресс-конференции стыдливо отводили взгляды, а режиссер его яростно защищал. Хотя что ни говори, а начало карьере серьезного актера ролью в фильме Люмета он положил.

— Мистер Люмет, почему вы выбрали Вина Дизеля на главную роль?

— Это страшное заблуждение, что красивые актеры и актрисы не умеют играть и их можно использовать только как витрину. Вспомните Хэмфри Богарта, Марлона Брандо, Клинта Иствуда. Я по мере сил стараюсь развеивать этот миф. И надеюсь, что дал Вину хороший импульс для хороших ролей.

— Мистер Дизель, а как вы попали в фильм?

— Чудом. Помню, я пришел в офис Сиднея со сценарием в руках. Сел, прочитал десять страниц, и он мне говорит: “Все, хватит, довольно”. Я тут же подумал: “Что-то пошло не так, я что-то не то сделал”, но он остановился на мне. Иногда мне кажется, что Сидней выбрал меня именно потому, что я совершенно не похож на своего персонажа — ни возрастом, ни внешностью, ни жизненным опытом. Я, в конце концов, даже не итальянец. Но ждал этой роли так много лет!

— Да, он проделал огромную работу и, думаю, заслуживает “Медведя” за лучшую мужскую роль, — добавляет Люмет.

— Но все же в своем фильме вы показываете мафиози достаточно привлекательными, а с точки зрения закона они — убийцы, шантажисты, продавцы наркотиков и т.п.

— Да. Вы правы: мафия — не героическая организация, ее члены убивают людей. Но проблема в том, что кино не призвано отражать реальную жизнь, оно является вымыслом, мы не можем главного героя сделать абсолютным ублюдком, его не будет любить зритель. Поэтому мы показываем привлекательного гангстера. Так же как и Коппола в “Крестном отце” снял Марлона Брандо и Аль Пачино. Вы сочувствуете Аль Пачино в фильме? А он убил сорок человек!

Что касается закона, то есть огромная разница между справедливостью и законностью. И, как мы с вами можем убедиться, в жизни эти понятия слишком часто расходятся. И именно мафиози наиболее близки к справедливости.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру