Медведь дал лапу зэкам

Наш специальный корреспондент Мария Давтян передает с Берлинского фестиваля

Мировая пресса утверждает, что только в Берлине на красную ковровую дорожку могут выйти трое бывших заключенных Гуантанамо, чтобы представить свой фильм. Только в Берлине звезда рискнет одеться в стиле русской интеллигенции — как Мэрил Стрип. Только в Берлине Натали Портман могла позволить себе показаться на публике в маленьком твидовом платье. И только в Берлине интеллект держит верх над гламуром. В субботу вечером были объявлены итоги 56-го Берлинского международного кинофестиваля.


“Золотой медведь” достался картине не безупречной, но безусловно талантливой. Боснийская “Грбавица” Ясмилы Жбаник — о девочке, пытающейся узнать у матери правду о своем отце (своеобразный парафраз “Папы в командировке” Кустурицы), сделана легко и изящно, словно назло многим тяжеловесным фестивальным картинам. Она вновь открывает фестивалям мир Восточной Европы и вновь показывает, что кино там живее и интереснее, чем в скучающей Западной Европе. Для нас же это тоже может быть хорошим уроком: Ясмине всего 31, и это ее дебют в полном метре. Странно, что мы до сих пор уповаем на мэтров — Сокурова и Муратову — и не замечаем молодых режиссеров, пока их не наградят на крупных международных фестивалях. Как было с тем же Звягинцевым после Венеции.

“Серебряного медведя” за лучшую режиссуру жюри отдало самой скандальной картине фестиваля — ленте Майкла Уинтерботтома “Дорога в Гуантанамо”. Именно Уинтерботтом вывел на сцену “Берлинале Палас” троих бывших заключенных, вызвав легкий трепет в зале. Многие посчитали, что режиссер хочет столкнуть мусульманский и христианский мир, что, конечно, абсолютная чушь, потому что Уинтерботтом — последний романтик циничной Европы. Хорошо, что все эти разговоры не помешали жюри дать ему приз.

Лидер кинокритиков — музыкальная комедия Роберта Олтмена “Друзья из дома в прерии” — ни одного приза не получила. Зато немецкие ленты, в программе представленные в количестве трех штук, получили каждая по награде. Йорген Вогель, снявшийся в драме “Свободная воля”, — приз за выдающуюся актерскую работу, Сандра Хеллер (ее героиню в фильме “Реквием” от эпилепсии лечили экзорцизмом) — “Серебряного медведя” за лучшую женскую роль, Мориц Бляйбтрой (“Элементарные частицы”) — за лучшую мужскую роль. Нельзя сказать, что выбор был несправедливым — особенно что касается Йоргена Вогеля: его любят в Германии, и он считается здесь лучшим актером. Но, по мнению многих, были актеры и достойнее.

Разные стороны человеческой жизни, как и обещал директор фестиваля Дитер Косслик, исследовали две ленты, получившие Гран-при жюри. Историю девочек-мусульманок, переодевшихся мальчиками, чтобы попасть на футбольный матч в Тегеране, в “Офсайде” Джафара Панахи. И историю любви трансвестита и одинокой женщины в новой догме датчанки Пернилле Фишер Кристенсен “Мыло”. Она, кстати, получила и приз за лучший дебют и от волнения выбежала из зала, чтобы прорыдаться как следует.

А вот гламура Берлинале действительно не хватило. Звезды прилетали в Берлин лишь на сутки, представляли свой фильм и уезжали. И даже на закрытии звезд с мировыми именами было ровно две: Вим Вендерс, в черном пальто, серых брюках и кроссовках, и вечно улыбающийся Роберто Бениньи, накануне представивший здесь свой новый фильм. Многие сердятся на Косслика за то, что он не привлекает в Берлин звезд, ведь именно знаменитости, какими бы они ни были, создают фестивалю атмосферу, вечное бурление жизни. Кстати, именно этот фестиваль многие признали на удивление невнятным: ни толковой концепции, ни сильной идеи. Но, с другой стороны, все признают, что Косслик огромные силы и средства (на фестиваль в этом году выделили 7 с лишним миллионов евро, что меньше, чем в прошлом году) тратит именно на привлечение знаменитостей. Но из-за отсутствия вкуса к хорошему кино и нехватки новых идей у Косслика — не выходит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру