Террор на букву “В”,

или На что братья Вачовски потратили $50 миллионов

23 марта 2006 в 00:00, просмотров: 253

На днях в США на широкий экран вышел кинофильм “В” значит вендетта” (“V for Vendetta”) известных голливудских сценаристов-постановщиков братьев Вачовски, снявших в свое время трилогию “Матрица”. Критики уже окрестили его “самым странным продуктом Голливуда 2006 года”, хотя новый год только начался. В окологолливудских кругах удивленно вопрошают: “Кому пришла в голову эта бредовая идея? Кто рискнул вложить в это дело 50 миллионов долларов?”


Прежде чем ответить на эти вопросы, ударимся, как говорится, в историю. В 1982 году Алан Мур, один из величайших создателей книг-комиксов, начал публикацию мрачной и жуткой серии комиксов, чье действие перенесено в беспросветное будущее Англии, которая проиграла Вторую мировую войну и оккупирована нацистами. Внезапно во всеобщем хаосе появляется супергерой. Никто не знает, кто он: лицо его спрятано под маской Гая Фокса, который в 1605 году пытался взорвать британский парламент. Имя и фамилию герою заменяет одна-единственная буква “В”, означающая месть — вендетту. “В” обладает сверхчеловеческой силой. Наградила его ею сама диктаторская власть, по вине которой он стал объектом “монструозных медицинских экспериментов”. Сверхчеловеческая сила “В” помножена на доходящие до безумства бойцовские качества и весьма жестокое чувство юмора. Пользуясь ими, “В” манипулирует средствами массовой информации, отстреливает самым изобретательным образом государственных мужей, закалывает их большими ножами и взрывает здания.

В первых книгах серии “В” спасает из лап палачей девушку по имени Ивей, которая становится его сообщницей. Тем не менее он подвергает ее пыткам, чтобы “помочь” ей полностью осознать справедливость его дела. В общем, “В” борец за свободу, но одновременно и террорист. Мур неоднократно подчеркивает двойственность “В”: он печальный и злой гений серии. Диктаторы забрали у него все, даже доброту.

Даже в столь телеграфном изложении “V for Vendetta” дает понять, почему на ее крючок попались создатели “Матрицы” — неординарные братья Лэрри и Энди Вачовски. Подобно их матричной трилогии “V for Vendetta” являет собой гигантский коктейль размышлений о природе власти, тирании и свободы, замешанный на футуристических техноэксцессах. К тому же фильм “Матрица” стал действительно могучим козырем в руках братьев Вачовски, принеся студии “Уорнер Бразерс” $600 миллионов прибыли. Такая прибыль создает кредит доверия, и “Братья Уорнер” дали добро братьям на производство “скользкой картины”. Они стали ее сценаристами и продюсерами, но от режиссуры отказались. Актерам, задействованным в новой картине, пришлось кардинально изменить свой внешний вид. Так, актрисе Натали Портман, играющей роль главной героини Ивей, пришлось побрить голову наголо, как Деми Мур в “Солдате Джейн”. Но Натали стойко выдержала испытание безволосьем. “Единственное, что пугало меня, — говорит Портман, — так это возможность упустить шанс. А сняться в “V” было именно таким шансом”. Куда тяжелее пришлось актеру, играющему роль героя-террориста. Ведь ему надлежало быть все время в маске и парике, типа того, что носят рок-музыканты. Сначала на роль “В” был подобран Джеймс Пюарфой. Но после месяца съемок он капитулировал. Тогда в прорыв бросили “матричного ветерана” актера Хьюго Вивинга. Вивинг оказался достойным своего героя, которого тоже жестоко пытали. Маска пришлась актеру по вкусу. Главная трудность заключалась в том, как “оживить” ее. Требовалась очень изобретательная актерская техника (поначалу Вивинг даже натыкался на окружавшие его предметы). Актерское мастерство было необходимо во всем, и не в последнюю очередь — в сценах поцелуев с Ивей—Портман. Актриса хохотала на съемках, пытаясь просунуть губы сквозь вырез в маске своего любимого.

Можно спрятать за маской лицо героя, но как быть с его поступками? Сегодня терроризм стал основным жупелом и главной угрозой в глазах людей: перепуганный обыватель уже не различает, где террорист, а где борец против тирании. “В” из кинофильма братьев Вачовски сражается с паноптикумом уродов рода человеческого. Среди них священнослужители-педофилы, расисты, концлагерные палачи, “Большие братья”, насаждающие насилие и гомофобию, и прочие выродки. Но герой-мститель, курсируя по столице Англии, взрывает дома, получая от этого злорадное удовлетворение. В комиксах Мура это гляделось подвигом, однако после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и 7 июля 2005 года в Лондоне люди отказываются видеть в героях-мстителях положительных персонажей истории или кино.

Но если судить “V for Vendetta” как блокбастер, то это великолепный фильм. Роли второго плана в нем исполняют блестящие английские актеры, отлично владеющие оружием знаменитого английского юмора. Хьюго Вивинг великолепно управился и с комичностью сюжета, и даже с маской. В прессе его героя величают бен Ладеном, но “не аскетическим, а эстетическим”. По словам кинокритика Ригарда Корлисса, “Вивинг дает лучший “безличный” перформанс со времен Эрика Штольца в “Маске”, а Натали Портман никогда еще так четко не очерчивала свою роль”...





Партнеры