Мучитель и мученик

Битвы за знания опасны для здоровья

Школьные классы превращаются в “горячие точки”. “Учительница первая моя” вступает в жестокую схватку с учеником... За последние годы количество уголовных дел против педагогов, обвиняемых в нанесении побоев школьникам, увеличилось в несколько раз. Официальной статистики по случаям избиения детей учителями в России нет, однако известно, что их число неуклонно растет. Почему? Стало больше извергов-педагогов или неуправляемых детей? В этом вместе с детским психологом Юлией Барковой попытались разобраться корреспонденты “МК”.


— Срочно приезжайте в школу, вашего Артема убили, — Игорь Петрович услышал в трубке взволнованный голос классного руководителя своего 11-летнего сына.

Всего три часа назад отец проводил сына-отличника в школу, и вдруг этот звонок... “Неужели террористы?” Игорь Петрович не помнит, как домчался до школы, лишь чудом не попав в аварию. На пороге учительской его встретил весь педагогический состав. “Нина Ивановна, преподаватель музыки, избила вашего сына, сейчас он в больнице”, — пряча глаза, прошептала классный руководитель.

— Жив?!!!

— Жив. Я от волнения оговорилась...

Эта история случилась 1 марта этого года в средней школе №9 города Щекино Тульской области. На уроке музыки неуемные двоечники мешали Нине Ивановне. А под горячую руку ей попал и Артем, который спокойно сидел рядом с ними. Учительница до кучи несколько раз ударила его по голове классным журналом. Затем вывела на улицу и приложила к ушибленному месту снег: “Дома родителям скажи, что тебя десятиклассник побил!” Однако мальчику стало плохо, и ему вызвали “скорую помощь”. С диагнозом “сотрясение мозга” Артема отправили в больницу.

Родители не стали обращаться в милицию и возбуждать уголовное дело, удовлетворившись увольнением жестокого педагога, — хотели, чтобы сын продолжил обучение именно в этой школе. Мальчик уже месяц сидит на таблетках и уколах, ему еще предстоит долгое лечение...

— С середины 90-х резко сократилось количество поступающих в педагогические вузы, — говорит детский психолог Юлия Баркова. — Молодежь стремится получать более высокооплачиваемые профессии. “Будешь плохо учиться — только в “пед” и сможешь поступить!” — пугают детей родители. Из-за нехватки кадров школы вынуждены брать на работу всех желающих, часто без педагогического и даже вообще без высшего образования.

Одновременно с этим в последнее время резко увеличилось количество гиперактивных детей. Таким детям сложно сконцентрироваться, усидеть на месте, они могут носиться часами и совершенно не устают. Им надоедает слушать учителя уже ко второму уроку, они начинают отвлекать одноклассников. К гиперактивным детям педагог должен относиться с особым вниманием. Например, загружать его небольшими заданиями, чтобы поддерживать интерес ребенка к учебе. К сожалению, в последнее время в большинстве школ отказались от коррекционных классов для детей с некоторой задержкой развития и гиперактивных. Их боятся, считая “классами для дебилов”. Между тем в коррекционных классах, в отличие от общеобразовательных, занимались по 10—15 учеников, и у педагога была возможность индивидуально работать с каждым ребенком.

Драка за кайф

9 февраля 2006 года. В московской школе №326 словесная перепалка между учителем и учеником переросла в рукоприкладство. На уроке химии 16-летний подросток на замечание учительницы ответил грубой нецензурной бранью. После чего отвинтил от стула металлический болт и кинул его в 43-летнюю женщину. Такого педагог стерпеть не смогла и в ответ запустила болт в хулигана, но промахнулась. Придя домой, парень нажаловался на педагога матери. Несмотря на то что никаких повреждений у старшеклассника не было, та, недолго думая, отправилась с заявлением в милицию. Против учительницы возбудили уголовное дело.

Как рассказала нам начальник школьного отдела Управления образования ЮВАО Ирина Петрунина, у учительницы взяли объяснительную, и картина выглядит совсем не так, как ее обрисовал в милиции мальчик. Никакого “избиения железным болтом от стула” не было, учительница лишь пыталась поддержать элементарную дисциплину в классе...

Юлия Баркова: “Конечно, педагог виновата. Ей ни в коем случае нельзя было поддаваться на провокацию и уподобляться своему ученику. Когда ситуация заходит в тупик, нужно позвать директора или охранника, которые помогут усмирить нарушителя порядка. Если до конца урока осталось 10—15 минут, педагогу имеет смысл самому покинуть класс. Но и поведение подростка безобразное, у него отсутствует элементарное уважение к старшим. Привить это уважение должны были родители. Часто именно они становятся косвенной, но при этом главной причиной подобных конфликтов — в присутствии детей критикуют учителей, позволяют себе грубые высказывания в их адрес. “Ваша Марьиванна полная дура” и т.п. — о каком уважении к педагогу может идти речь? Такие родители в любых ситуациях сразу, не разбираясь, встают на защиту своего чада. Неудивительно, что чадо чувствует свою безнаказанность. В данном случае — тот самый вариант. Мама сразу побежала в милицию, хотя у ее сына не было никаких телесных повреждений. Наверное, сначала ей надо было прийти в школу и поговорить с учителем и одноклассниками”.

2 марта 2006 года. На уроке географии в школе №539 учитель заметил, что его ученик, 14-летний Денис, толчет на парте неизвестные таблетки. Педагог попросил у подростка отдать ему лекарство. Ученик отказался и начал прятать их в портфель. Недолго думая, 38-летний мужчина силой стал отнимать таблетки. Завязалась потасовка, в результате которой ребенок ударился головой о стену и получил сотрясение мозга. Педагога отдали под суд. По словам директора школы, незадолго до происшествия пострадавший ученик был замечен на улице с пивом, в которое он подмешивал неизвестные таблетки. Правда, отец мальчика утверждает, что это было лекарство от боли в желудке, которое он сам дал сыну.

Юлия Баркова: “Учителю никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя ввязываться в потасовки! Если ребенок сам не согласился отдать таблетки, нужно было вызвать медсестру и директора. Затем отправить ребенка к врачу на осмотр. А после этого обязательно связаться с родителями, сообщить им об этом случае и узнать, что за лекарство мог принимать их сын. Сегодня, к сожалению, становится все больше детей, без разбора глотающих успокоительные и снотворные препараты, которые продаются в аптеках без рецепта. После употребления этих медицинских препаратов они испытывают слабость, легкое головокружение и считают это определенного рода кайфом. Мне понятно беспокойство учителя, однако нужно владеть собой. Скорее всего он не помышлял бить мальчика, но в драке может случиться все что угодно”.

Классная экзекуция

28 февраля 2006 года. 11-летний Денис Крылов, ученик столичной школы №865, пожаловался маме на учителя труда. По версии ребенка, 72-летний педагог ударил его головой об стол. В травмопункте врачи зафиксировали у шестиклассника ушибы головы и позвоночника. Кстати, все в школе знали, что мальчик не так давно перенес тяжелую операцию и получил инвалидность. В тот же вечер обеспокоенная мама обзвонила одноклассников сына, которые подтвердили случившееся. Но уже на следующий день в милиции дети изменили показания. Теперь они настаивали на том, что Денис подрался с одноклассником, а учитель лишь пытался их разнять. В этой потасовке мальчик сам ударился об стол. На требования матери уволить педагога директор ответил отказом. Не получив поддержки в школе, родительница обратилась с заявлением в правоохранительные органы.

Юлия Баркова: “Учитель вообще не имеет права поднимать руку на ученика! Даже если ребенок сам бросается на него с кулаками. В любом случае вина полностью лежит на нем. На уроке учитель несет ответственность за ребенка и отвечает за его здоровье. Если это действительно была драка между мальчишками, нужно было просто их приструнить и развести в стороны. Не спорю, сделать это бывает иногда очень непросто, особенно пожилому человеку. Скорее всего здесь сыграл свою роль преклонный возраст учителя — ему не хватило терпения и нервов. Кроме того, люди старой закалки привыкли к собственному пиетету в глазах учеников, ведь раньше слово педагога для школьника было законом”.

15 марта 2006 года. В средней школе №1935 учительница истории на глазах у всего класса избила расшалившегося мальчика. Во время урока 13-летний Илья смешил своих одноклассников, а потом и вовсе самовольно покинул класс. Это окончательно вывело из себя учительницу, и, не справившись с собой, она вылетела вслед за ним из кабинета, задев при этом мальчика тяжелой дверью. Затем историчка вцепилась в подростка и ударила его головой о батарею. Учительница свою вину в произошедшем отрицает. Родители побоялись писать заявление в милицию, так как хотят, чтобы мальчик продолжал учиться в этой школе.

Юлия Баркова: “Такое поведение со стороны педагога недопустимо. Она вообще не должна работать с детьми. Здесь мы видим, как учительница слишком эмоционально отреагировала на детскую манипуляцию. Чем больше педагог заводится, тем хуже ведет себя ребенок. Это касается даже самых маленьких. Уже с шести месяцев малыши очень хорошо чувствуют, кто из взрослых реагирует на их крики. К сожалению, педагогам не хватает терпения и самообладания. В данном случае ей нужно было остаться в классе и просто подождать, пока ребенок сам успокоится в коридоре”.

Бить или не бить?

Советы учителям. Хороший педагог должен обладать определенными качествами: терпением, самообладанием и творческим подходом. Не нужно бояться играть с ребенком и искать нестандартные подходы к обучению. Важно постоянно быть в курсе событий, повышать квалификацию и работать совместно с другими специалистами: логопедами, дефектологами и психологами. Кстати, в помощи последних учителя сами очень нуждаются. В последнее время появилась острая необходимость в создании реабилитационных центров для педагогов.

Большинство педагогов жалуются на то, что не могут добиться от своих учеников элементарного уважения к себе, интереса к своему предмету, а значит, и дисциплины. Но криками и рукоприкладством этого не добьешься. Как ни парадоксально, самым эффективным способом борьбы с детским непослушанием является игнорирование. Как правило, сорви-голова шумит и буянит, добиваясь всеобщего внимания. Чтобы утихомирить шалопая, достаточно просто пересадить его на первую парту. И даже за пять минут спокойного поведения его нужно похвалить, чтобы в дальнейшем ребенок привлекал к себе внимание исключительно положительными поступками. В экстренных случаях нарушителя порядка стоит вывести из класса, но не больше чем на 10—15 минут. Этого достаточно, чтобы школяр успокоился сам.

Во многих школах педагоги пользуются такой методикой — за работу и поведение на уроке школьник получает положительную или отрицательную карточку. Ребята стараются накопить побольше бонусов — в качестве вознаграждения ребенок получает лишние десять минут на перемене или облегченные домашние задания.

Советы родителям. Отношения между учителем и учеником могут не заладиться и по вине родителей. Ребята, которых мамы и папы с детства не научили уважать старших, не смогут поладить даже с идеальным педагогом. Зачастую родители, с головой ушедшие в работу, свое отсутствие дома компенсируют подарками. Чувствуя, что ребенок обделен их вниманием, “виноватые” мамы и папы идут на поводу детских манипуляций. Эта домашняя модель поведения переносится и в школу. У детей, растущих только на материальном поощрении, сбиты нравственные ориентиры и шкала ценностей.

Взгляд изнутри

Лидия ХОХЛОВА, учитель русского и литературы с 36-летним стажем:

— Грош цена педагогу, который не может сам справиться с учениками, а бегает за помощью к директору или вызывает родителей шалопаев в школу. Хороший учитель вполне может самостоятельно решить любую проблему, возникшую на уроке. Спокойно, без крика, а уж тем более без рукоприкладства. Если учитель хоть раз поднял на ребенка руку, его тут же надо увольнять, такие люди не должны работать с детьми. Я несколько лет вела класс трудных подростков, меня через день вызывали в милицию по поводу их проделок во внеучебное время. При этом в школе, на моем уроке, они вели себя вполне прилично. Если педагог ведет себя правильно, ни один, даже самый заядлый хулиган не позволит себе оскорбление в его адрес. Кроме того, учитель ни в коем случае не должен унижать ученика, стыдить его перед всем классом за плохие отметки или поведение. Достаточно просто сказать: “Вася, что же ты делаешь со своей жизнью, ты ведь не глупый мальчик, можешь учиться на “четыре” и “пять”, а вместо этого ленишься и безобразничаешь”. Рано или поздно эти слова помогут ребенку поверить в себя, ему захочется стать лучше. Если ученик совсем распоясался на уроке, нужно спокойным тоном попросить его погулять в коридоре и вернуться в класс в нормальном состоянии. Но главное правило, которое нужно помнить учителю, — ученики уважают только тех учителей, которые уважительно относятся к ним сами.


Осторожно, дети!

С 31 марта учителя средней школы одного из самых криминогенных районов Берлина проводят занятия под защитой полиции. Запуганные насилием и произволом в классах, педагоги обратились в попечительский совет с просьбой защитить их от распоясавшихся школяров. Учителя называют ситуацию в школе катастрофической. В течение всего урока педагоги вынуждены не выпускать из рук мобильник, чтобы успеть вызвать подкрепление, если подростки начнут буянить. На помощь копам в учебное заведение отправлены социальные работники и психологи.


Комментарий специалиста:

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве Алексей Головань:

— Это очень серьезная тенденция. Не хватало нам только новых “оборотней с указкой”! В каждом конфликте между педагогом и учеником надо разбираться индивидуально, нельзя огульно обвинять ту или иную сторону. Самое скверное в таких ситуациях, если руководство школы начинает блюсти честь мундира и выгораживать учителя. Ведь из ряда вон выходящие, в том числе уголовные случаи, не возникают ни с того ни с сего, им, как правило, предшествуют мелкие конфликты, которые не следует игнорировать. И обязательно выслушивать мнение родителей.

Вот лишь несколько фактов жестокости учителей, получивших огласку

• Два года назад трагедией закончился тяжелый разговор в кабинете директора одной из московских школ. Девятиклассника обвинили в том, что он принес вино на экскурсию, и в категорической форме потребовали забрать документы из школы.

Парень покончил жизнь самоубийством. Спустя несколько дней директор школы скончалась от инфаркта.


• В прошлом году в Свердловской области во время уборки школьного стадиона физрук избил граблями двух десятиклассников, нанеся им колотые раны.

Преподаватель отделался штрафом в 5000 рублей. Приказом директора школы он лишен своего места. Не согласившись с увольнением, учитель обратился в райсуд с требованием восстановить его на работе, однако ему было отказано.


• В Тюмени 58-летняя преподавательница английского языка схватила 16-летнюю девушку за ухо так, что оно порвалось.

Уголовное дело возбуждено по статье 156 УК России (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Учительница отстранена от занимаемой должности и ожидает суда.


• Нашумела история, случившаяся в Приморье. Учительница якобы заставила семерых школьников 4-го класса в присутствии остальных вылизывать следы их обуви, оставленные на полу во время игры.

Возбуждено уголовное дело. В ходе следствия выяснилось, что дети приврали.Слова учительницы “будете пол языком вылизывать” они поняли буквально.


• В Республике Саха (Якутия) учитель труда ударил “в воспитательных целях” ученика 6-го класса куском древесно-волокнистой плиты по голове, причинив ребенку телесное повреждение в виде открытой раны затылочной области.

Cуд приговорил учителя к штрафу в сумме 5000 рублей “за нанесение побоев, не повлекших причинение кратковременного расстройства здоровья” по части 1 статьи 116 УК РФ.


• В Санкт-Петербурге педагог била линейкой по руке ученика, если тот разговаривал на уроке, подставкой для книг по голове, сталкивала детей лбами. Ученика, отказавшегося от обеда, заставляла съедать первое и второе, смешанные в одной тарелке.

Возбуждено уголовное дело.


• 21 сентября 2005 года тело 14-летнего Романа Лебедева было обнаружено под платформой питерской железнодорожной станции Скачки. В кармане куртки мальчика была найдена записка, в ней он обвинял в случившемся классного руководителя.

Следствие признало потерпевшими еще двух учеников того же класса. Обвиняемой по данному делу проходит учительница Вера Шелдукова. Ей предъявлено обвинение по трем статьям УК РФ: 110 (доведение до самоубийства), 130 часть 1 (оскорбление) и 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру