Государев Пост

У царей и простолюдинов, мягко говоря, диета во время поста была несколько разной

14 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 192

Подходит к концу самый строгий — Великий пост. Начался он 6 марта и закончится 22 апреля. Как соблюдали его цари-государи? У царей и простолюдинов, мягко говоря, диета во время поста была несколько разной.


В известном памятнике древнерусской литературы ХVI века “Домострой” посту посвящена специальная глава: “Записи на весь год, что к столу подавать”.

Вот перечень “царских” продуктов, которые можно было есть во время поста на Руси.

В Великий пост к столу подают: хлебцы постные, икру паюсную, икру осетровую осеннюю да икру осетровую свежую, икру стерляжью, печень щучью простую, кашку с белорыбицей, печень лосося, кашку с судаком, кашку стерляжью, кашку с севрюгой, кашку с белугой свежей, печень осетровую свежую, печень белужью слабосоленую, печень осетровую сушеную и белужью, пласточки карасевые да язевые, икру вареную, икру жареную, стерлядь бочечную, стерлядь вяленую, тешку осетровую да тешку белужью, языки белужьи, осетрину шехонскую, лапшу гороховую, пшено с маковым маслом, целый горох да горох лущеный, двойные щи, блины да пироги с вареньем или луком, да пироги подовые с маком, да кисели сладкие и пресные”. Не хило.

В более позднее время, в ХVII веке, например, царь Алексей Михайлович в домашней жизни аскетически исполнял правила воздержания и был образцом послушания церкви. В Великий пост он обедал только три раза в неделю, а в остальные дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану “полпива”. Рыбу он ел только два раза за весь Великий пост. До нас дошли описания царского стола Алексея Михайловича в Великий и Успенский посты, когда ему готовили следующие кушанья: капуста сырая и гретая, грузди и рыжики соленые, сырые и гретые, ягодные яства. Но все это было без масла, кроме Благовещеньева дня (7 апреля по новому стилю).

“И ест Царь в те посты в неделю, то есть в воскресенье, во вторник, в четверг, в субботу по единожды в день, а пьет квас; в понедельник и в среду, и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего”. Вся царская семья держалась того же порядка и той же еды, лишь царские малолетние дети были в исключении, им Великим постом разрешались кушанья “рыбные и пирожные с маслом”, так как на Руси больным, старым и тем, кто “еще в малых летах, пост содержати не мочно”.

Владимир Даль во второй половине ХIХ века в своем знаменитом “Толковом словаре живого великорусского языка” дает подробное описание крестьянского поста: “Постный крестьянский стол: пирог с заварной капустой или с грибами, ломтевой картофель с уксусом, похлебка с груздями, вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша, соленые огурцы, грузди и капуста, пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле, гороховый кисель с маслом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою; блины, шанежки, оладьи, мерзлая брусника и клюква с медом; пирог с одной малиной или маковник с медом, орехи, пряники, изюм...”

В народе популярными были щи из свеклы и травы сныти. Из пшена и других круп — жидкие кашицы, а также — пироги из ржаной муки с грибной начинкой.




Партнеры