Кто наденет “Маску”?

Анна Каренина “подружится” с детьми Розенталя

Сегодня вечером “Золотая маска” назовет имена лауреатов национальной театральной премии. В церемонии награждения (ставит Дмитрий Бертман) будет своеобразный оперный “мартиролог”: каскад сцен, составленный из коротеньких фрагментов, в которых оперные герои убивают друг друга или самих себя. Весьма символичная метафора для нынешнего фестиваля. “МК” делает свои прогнозы — сегодня вечером узнаем, насколько точно мы попали.


Одним из последних на “Маске” шел “Тристан” Мариинского театра. Играли аж шесть часов. И не только из-за вагнеровских “божественных длиннот”, но еще и из-за безбожных антрактов, каждый из которых длился по часу, что, очевидно, требовалось для смены сложных декораций. Сузив пространство сцены до размеров широкоформатного киноэкрана, режиссер Дмитрий Черняков выстроил современную гиперреалистичную картинку с бытовым нетеатральным светом — прием, которым активно пользовался Петер Штайн в постановках Чехова. Понятно, что Брангена слушает плеер, Курвенал печатает на компьютере, а пришедший в дешевый отель на свидание с Изольдой Тристан вешает на дверь номера табличку “Не беспокоить”.

И никакого любовного напитка! Тристан и Изольда выпили обычную воду — плацебо, раскрывшее их страсть без всякого волшебства. Правда, страсть выражена только в музыке: герои не видят друг друга и свой любовный дуэт из второго акта поют, пребывая в глубоком аутизме. Видимо, таково представление режиссера о любви между мужчиной и женщиной. Однако и это можно принять, потому что музыке не мешает. А вот о музыке можно сказать много, но лучше совсем коротко: “Тристан” — удача и Валерия Гергиева, и оркестра, и солистов — Ларисы Гоголевской и Леонида Захожаева.

А теперь — наш прогноз

№1 — ОПЕРНЫЙ. Опер, номинированных на премию, девять. Ее, однозначно, заслуживают три — “Тристан”, “Путешествие в Реймс” Мариинского и геликоновский “Упавший с неба”. Но, вероятнее всего, приз получат “Дети Розенталя” — надо же оправдать предпремьерный кипеж.

Убивает, что лишь два спектакля из девяти номинированы за работу дирижера. Это указывает на дикую вещь: фестиваль “Золотая Маска” выдвигает на премии музыкальные спектакли, музыкальное качество которых даже не учитывается в номинациях. Валерия Гергиева не номинируют по его собственной официальной просьбе. Это делает честь маэстро, но заведомо снижает планку фестиваля и, между прочим, унижает других номинантов. К сожалению, эта ситуация отражает объективную картину: оперы перестают восприниматься как музыкальные спектакли, превращаясь в какой-то малоприличный отросток драмы. И кто бы ни получил в результате премию, итог не весел: “Золотая Маска” хладнокровно режет оперу как жанр.

№2 — БАЛЕТНЫЙ. Лучшим спектаклем в балете наверняка станет “Анна Каренина” (Санкт-Петербургский театр балета). Постановка Эйфмана не имеет конкурентов не только на нынешней “Маске”, но и вообще в сегодняшнем отечественном балете. В номинации “Работа балетмейстера” “Маску”, скорее всего, получит Алексей Ратманский за “Болта” Шостаковича, где нет никаких балетмейстерских откровений. Почему Ратманский, хотя есть более достойная кандидатура — Дэвид Доусон, поставивший в Мариинском театре изумительный балет “Revernce”? Нельзя обижать первый театр страны. А чтобы не обижать Мариинку, “Маску” за лучшую мужскую роль в балете отдадут Александру Сергееву, с блеском выступившему в “Revernce”. Два других кандидата, представляющих Большой театр — Денис Савин (Денис в “Болте”) и Ян Годовский (Филострат (Пэк), “Сон в летнюю ночь”) — их сценические создания, представленные на “Маске”, на “золото” не тянут. Что до дам, то тут “Маска” должна быть отдана Марии Абашовой, создавшей трагический и яркий образ Анны в балете “Анна Каренина”.

Лучшим спектаклем современного танца станет “Клетка для попугаев” Евгения Панфилова (Пермь). Спектакль хотя и создан в 1992 году, но и сегодня поражает своей энергией и яростным танцем. Присужденная ему “Маска” будет данью уважения и признанием заслуг трагически погибшего хореографа Евгения Панфилова.

№3 — ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Здесь особых сюрпризов ждать не придется. Фаворитами в номинации идут “Три сестры” Петра Фоменко. Хотя, говорят, мастер не хочет никаких цацек за свое творение. И не потому что капризничает, как многие его коллеги, а потому, что прожил без них, цацек этих, свою жизнь, и ничего — отличный театр с международным авторитетом имеет. За “Лучшую роль” наверняка отметят Алису Фрейндлих (мальчик Оскар, “Оскар и Розовая Дама”). Что совершенно справедливо по отношению к блистательной актрисе и незаслуженно обидно для режиссера спектакля Станислава Пази, создавшего такого “Оскара”: тот редкий случай, когда режиссер “умер” в актрисе. Не исключено, что отметят и питерский спектакль “На дне” — как радикальную трактовку классики.

Но не будем гадать и томиться в ожидании результатов — через несколько часов мы все узнаем про нашу “Маску”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру