Эхо Моралеса

Аукнется ли российскому автолюбителю боливийская национализация

У экспертов мировой экономики давно не было столь жарких деньков, как нынешней весной. Еще бы, полное впечатление, что мир сошел с ума. Золото дорожает — цена на тройскую унцию достигла 660 долларов. За драгоценными металлами тянутся и обычные, а тут еще и нефть продолжает расти в цене. В Лондоне баррель марки Brent превысил планку в 74,64 бакса. Тем самым был побит прежний рекорд для этого сорта “черного золота” ($74,46), который зафиксировали 21 апреля.

На этот раз нефтяные котировки подскочили не только из-за Ирана, объявившего об обогащении урана до 4,8% (максимальная степень обогащения, необходимая топливу для АЭС), но и благодаря президенту Боливии Моралесу. Тот объявил о национализации нефтегазового сектора страны.

— С грабежом наших природных запасов иностранными компаниями покончено, — заявил боливийский президент и пообещал, что это только начало. А потом последует “национализация шахт, лесов и всех природных ресурсов, за которые боролись предки”.

Не сказать, что Боливия имеет серьезный вес среди мировых нефтеэкспортеров, — в стране добывается порядка 40 тысяч баррелей в сутки, а основной экспорт “черного золота” осуществляется преимущественно в Бразилию. Зато президентское решение затронуло интересы более 30 нефтегазовых концернов, работающих в республике. Среди них и не очень известные компании типа испанской “Репсоль”, бразильской “Петробрас”, но есть и настоящие международные гиганты: французская “Тоталь”, американская “Эксон”, британские “Бритиш Газ” и “Бритиш Петролеум”. Всем им предложена недвусмысленная альтернатива: либо в полугодичный срок отказаться от большей части прибыли, либо выметаться из страны.

Ну а поскольку в современном мире все взаимосвязано, нет сомнений, что боливийское эхо докатится и до самых глухих уголков нашей России. Минфин уже объявил, что с 1 июня экспортная пошлина на нефть составит практически 200 долларов (199,89). Даже при нынешнем уровне цен при такой пошлине экспорт становился менее выгодным, чем реализация нефти на внутреннем рынке. Соответственно, можно ожидать стабилизации, а то и снижения цен на бензин на внутреннем рынке. Впрочем, если нефть подрастет в цене еще хотя бы на 5 долларов, то зарубежные рынки опять станут привлекательными.

А теперь, когда непонятно, куда загонят цены на нефть Буш с Ираном, нигерийские партизаны, захватившие более пятой части нефтяных качалок в своей стране, и свободолюбивые латиноамериканские президенты (там и Чавес из Венесуэлы еще что-нибудь отмочит на днях), большой вопрос: остановится ли рост цен на нефть вообще? Для России как для государства это, может, и хорошо: госзаначки только толще станут. А вот для россиян — опять плохо. И хоть президент и нагрузил министров, чтобы они держали цены на топливо до последнего, собственный кошелек для нефтяных баронов может оказаться гораздо более весомым аргументом.

Одним словом, не дай бог еще и Чавес начнет уран обогащать…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру