Стенограмма пресс-конференции в "МК"

председателя Комитета по культуре г. Москвы Сергея Худякова

5 мая 2006 в 00:00, просмотров: 346

28 апреля 2006 г., 13.00

Ведущий пресс-конференции — Сергей Рогожкин — руководитель пресс-центра газеты “Московский комсомолец”.

Рогожкин: Уважаемые друзья, мы приветствуем вас в пресс-центре газеты “Московский комсомолец”. Сегодняшняя пресс-конференция связана с темой культуры. Мы приветствуем в “Московском комсомольце” Сергея Ильича Худякова, председателя Комитета по культуре города Москвы, который выкроил время, чтобы поделиться самыми оперативными и стратегическими вопросами, связанными с деятельностью в этой сфере.

Худяков: Дорогие друзья, я очень благодарен вам. Вы нашли, в этот предпраздничный день время, благодарю вас за то, что вы интересуетесь проблемами и вопросами культуры и готов откровенно отвечать на все вопросы. Я и мои коллеги открыты для общения и информации.

Рогожкин: Тогда, без предисловия, ваши вопросы. Прошу, представляйтесь, пожалуйста.

Вопрос журналиста: Скажите пожалуйста, с вашей точки зрения актуальные вопросы, которые бы вы хотели отнести к приоритетным в области культуры на сегодняшний день, по всем сферам, если можно.

Худяков: Вы знаете, вопрос, при том, что он достаточно интересный, он настолько же и сложный, потому что сфера культуры Москвы, она настолько многогранна, что выделить какие-то два или три направления, просто невозможно. Но все-таки, отвечая на тот вопрос, который вы задали, я думаю, что вот из тех проблем, которые действительно сегодня нас волнуют и продвигают Московскую культуру вперед, выделил несколько, не потому, что они самые важные, они действительно важные. Но они сегодня наиболее актуальны. Давайте начнем с театральной жизни, потому что театр московский это больше, чем театр, и безусловно, лицо столичной культуры определяет наша театральная жизнь. Здесь я бы выделил один проект, которым мы несколько лет занимаемся, который в определенном смысле продвинул нас в XXI век и стал основанием того, чтобы мы говорили о том, что мы не потеряем молодое театральное поколение. Я имею ввиду, проект “Открытая сцена”. Второе направление, которое мне представляется очень важным. Это, конечно, деятельность наших библиотек. Не секрет, что только в подчинении Комитета по культуре почти 434 библиотек. Значит, библиотеки, это те учреждения культуры, в которые приходит огромное количество москвичей. Если кто-то тесно не связан с библиотечным делом, а такие, естественно, тоже есть, мы “очень много приложили усилий” к тому, чтобы отучить молодое поколение от чтения, от хороших литературных источников. Многие замечательные произведения выброшены из школьных программ. Сегодня не обязательно читать, можно посмотреть какой-нибудь сериал по телевизору и все будет ясно. Не обязательно полностью и с выражением прочитать какие-то классические произведения, тем более такие объемные, как “Война и мир”. Можно купить в ларьке краткое содержание “Войны и мира”, на пять страничек, прочитать и считать, что ты уже погрузился в русскую литературную классику. Поэтому, для нас очень важно, чтобы все сегодня понимали, что современная библиотека, это не то учреждение культуры, которое существовало 20, 30 или 50 лет назад. Сегодня там совершенно другое техническое оснащение. Это, как правило, достаточно высокая компьютеризация, и, конечно, это совершенно другая работа по содержанию. У нас есть программа развития библиотек как интеллект-центров и сегодня мы, в этом году заканчиваем эту программу, надеюсь, что обозначим следующий этап этой работы с 2007 года. Программа трехгодичная, в течение трех лет мы в городе создаем эти интеллект-центры. Еще одна проблема библиотек, которой мы активно сегодня начинаем заниматься это тоже очень интересная и продвигающая нас вперед в библиотечном деле проблема — проблема единого читательского билета. Сегодня во многих районах, во многих округах города, библиотеки, объединенные в центральные библиотечные системы, уже имеют, скажем так, свой, единый читательский билет. Имеются объединенные электронные каталоги и еще целый ряд услуг, которые помогают читателям ориентироваться в огромном и книжном московском пространстве. Мы бы хотели эту работу вывести на обще московский уровень, сделать так, чтобы действительно людям было очень удобно и полезно общаться с библиотекой и просто, в определенным смысле слова, и чтобы мы экономя время москвичей, дали им возможность все чаще и чаще приходить в эти учреждения культуры и увеличили бы количество и обращений в библиотеки, и число москвичей, которые пользуются их услугами. Третья тема, которая так же, на мой взгляд, достаточно интересна и полезна была для нашего общения и важна, как бы, нашей работы. Это тема кинопроката. Кинотеатры много лет назад попали, как бы, в поле критики определенной, потому что был период, когда некоторые шаги были сделаны, ну, скажем там, я бы не сказал с ошибками, возможно, то время, время перестройки продиктовало определенные решения, но потом время же показало, что в общем, нужно искать другие подходы и другие варианты. И вот эти шаги, они привели к тому, тогда, что в кинотеатрах появились автосалоны, мебельные магазины и прочее и прочее. И был период, когда кинопоказ вообще начал просто уступать место другим, скажем, видам деятельности. Сегодня в Москве – 124 кинотеатра (253 экрана). Это коммерческая и некоммерческая сеть. Взрослая сеть – 116 кинотеатров, из них государственная сеть кинопоказа, которая осуществляется ГУПом «Московское кино», включает в себя 20 кинотеатров. К счастью, кинопоказ это уже, так сказать, развивающийся процесс и вы видите, что народ потянулся в кинотеатры, в общем ненужных кинотеатров, структур и подразделений в них становится все меньше и меньше. Вместе с тем мы должны понимать, что многое из того, что сегодня делается, это делается на коммерческой основе. Мы бы очень хотели, чтобы развивался государственный сектор кино показа, и в смысле владения собственностью, как бы государственный, московский и, самое главное, в другом смысле. Речь идет о содержании кино показа. Нам бы очень хотелось, чтобы то, что делается московской властью, исполнительной властью, государством, делалось для развития некоммерческого кинопоказа. У нас очень много хороших российских фильмов. К счастью, их появляется все больше и больше, которые не являются коммерческими, и, к сожалению, сегодня не находят своего зрителя, в силу ограниченности возможности проката. Мы сегодня не можем сказать о том, что документальное кино имеет выход к зрителям. Нам нужно серьезно думать о развитии проката детских фильмов. Для этого за счет бюджетных средств были отремонтированы и ремонтируются специализированные детские кинотеатры. На ближайшее время наша задача создать и развивать сеть этих детских кинотеатров, как многофункциональных центров для детей и молодежи. И многое, многое другое. ГУП Московское кино, который существует уже несколько лет, и, как бы, решает проблемы, связанные с кинопрокатом в государственном секторе кинопроката г. Москвы, последним решение правительства города, обозначена, как организация, которая занимается чисто некоммерческим прокатом, не соревнуется с коммерческими структурами, не гонится за прибылью, а несет ту, высокую идеологию кино, которой долгие годы славилась наша страна и мы пытаемся эту славу возродить и восстановить. Я остановлюсь на этом.

Вопрос журналиста: Скажите, как правительство Москвы, и в частности ваш комитет, участвует в праздновании 150-летия Третьяковской галереи?

Худяков: Ну достаточно сказать, что сопредседателями оргкомитета по празднованию 150-летия Третьяковской галереи являются министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Сергеевич Соколов, и мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Разработана программа празднования и она включает достаточное количество федеральных проблем и вопросов и очень многие позиции взяла на себя Москва. Не могу не сказать, о развитии материально-технической базе Третьяковской галереи. Будет, в перспективе, построен на набережной, Кадашевской она называется, да, если не ошибаюсь, специальный корпус для Третьяковской галереи. Огромные работы по благоустройству, окраске фасада в этом квартале, с тем, чтобы Третьяковская галерея выглядела действительно и празднично, и город радовал бы тех, кто приедет на празднование Третьяковской галереи. Этими вопросами занимается Комплекс архитектуры и строительства и префектур Центрального округа. А если сосредоточиться только на праздничных мероприятиях, то хотел бы выделить лишь некоторые важные и главные, на мой взгляд. В городе хранилась коллекция художника-коллекционера Владимира Немухина, она включает в себя произведения ХХ века и это был его дар городу Москве, в свое время. Но вот в канун празднования 150-летия, это человек, этот коллекционер обратился к нам с настоятельной просьбой, помочь передать его коллекцию в Третьяковскую галерею. Мы это сделали, было соответствующее постановление правительства Москвы и я думаю, что в разделе “Искусство ХХ века” жители Москвы на Крымской набережной в ближайшее время эту коллекцию увидят. Еще на одном вопросе хотел бы остановиться. Мы договорились с Третьяковской галереей, и сразу после майских праздников, 10 мая откроется замечательная выставка в Новом Манеже, в Георгиевском переулке. Она будет называться “Третьяковская галерея открывает свои запасники”. Москва дает средства на организацию этой выставки, и в период подготовки к 150-летию федеральные власти вложили средства в реставрацию ряда полотен Третьяковской галереи, которые находятся в запасниках. Вот, будем считать, что общими усилиями, объединением и духовных усилий и финансовых, эта выставка станет возможной и москвичи и гости столицы увидят те произведения, из запасников Третьяковской галереи, которые долгие годы никто увидеть не мог. Это замечательное явление и в нашей жизни и удивительно радостный факт в праздновании 150-летия. Поэтому, приглашаю всех на эту выставку, она будет работать, с 10 мая по 12 июня. И третье, о чем хотел бы сказать. Вы знаете, что в этом году, два наших прекрасных праздника, дни исторического и культурного наследия посвящены юбилею Третьяковской галереи и вы знаете, что в эти дни многие музеи, учреждения культуры в дополнение, скажем, к какой-то экспозиции, выставкам, делают культурную программу. И на ряде наших объектов, мы силами Комитета по культуре, как бы делаем это в большем масштабе и подчеркиваем, что вот именно на эти объекты, в этот раз интереснее было бы прийти москвичам. Мы делали замечательную культурную программу в музее Кусково, когда-то в Останкино, безусловно, в музее Пушкина, доме-музее-квартире на Арбате Пушкина и Натали. В этом году, 18 мая мы устраиваем праздник на улице, в непосредственной близости от Третьяковской галереи, пешеходной зоне Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной. На пересечении этих двух улиц, у закладного камня, где будет возведено новое здание Галереи, будет смонтирована сцена. Все те, кто придет в этот день, 18 мая в Третьяковскую галерею, смогут в этом празднике участвовать, получить удовольствие и от видеоряда, и музыкального оформления, классической концертной программы. И, конечно, замечательных текстов. Сейчас режиссеры и сценаристы готовятся, чтобы москвичам еще раз рассказать об истории создания этого удивительного учреждения культуры, о тех людях, которые стояли у истоков этого события.

Вопрос журналиста: По нашей информации, в Царицыно сейчас полным ходом ведутся работы по возведению купола на Хлебном доме. Это делается с ведома Росохранкультуры, санкционировавшей сооружение временного купола, который должен перекрыть внутреннее пространство двора на время пока готовится проект, на котором настаивает Федеральный научно-ботанический совет Министерства культуры — о плоском перекрытии. Не могли бы вы прояснить ситуацию — что это, собственно, за купол, в чем его временность и существует ли гарантии того, что он будет со временем заменен плоским перекрытием?

Худяков: Я не архитектор и не строитель. Но тем не менее, прокомментирую сказанное вами. По моей информации, проблема плоской крыши или купола действительно обсуждалась. Но вот в последнее время принято окончательное решение и оно согласовано всеми инстанциями, охраняющими памятники культуры, и не вызывает сомнений то, что этот купол будет постоянным. На последнем совещании у мэра Москвы мы эту тему обсуждали и были представители Росохранкультуры во главе с Юрковым Анатолием Ивановичем. И, может быть, там есть какие-то нюансы по цвету стекла, еще по каким-то вопросам, — они будут доведены до конца. Но в принципе, по моим понятиям, решено, что этот купол не нарушает исторической целостности и внешнего вида Хлебного дома. Мало этого, архитекторы показали — изменена конструкция этого купола (несколько раз предлагались разные решения, разная высота) и вот сегодня архитекторы показали картинку на этом совещании, когда высота обычной скатовой крыши фактически выше, чем высота этого купола. Поэтому лучше уж такое накрытие сделать и оно более органично вписывается в общий вид этого уникального места. И если можно, несколько слов о самой реставрации. Работы идут круглосуточно. Таких темпов продвижения реставрации я давно не видел. Недавно на заседании правительства рассматривалась программа “Возрождение Царицыно”, принято решение финансово поддержать те вопросы, которые будут решатся в этом году в первоочередном порядке и никаких сомнений, что они будут решены — нет. К Дню города будет готов Хлебный дом и в нем развернется несколько интересных экспозиций, над чем мы сейчас работаем и скоро вынесем их содержание на суд мэра и будем советоваться по этому вопросу с музейной общественностью Москвы. Ровно через год, в 2007 году, к Дню города будет готов и открыт главный Дворец, уверен, что это будет совершенно уникальное явление в нашей культурной жизни, потому что там наряду с интереснейшими экспозициями будут восстановлены интерьеры главного парадного зала и в этом смысле будет соблюден дух эпохи строительства этого дворца. И есть договоренности о том, что в каких-то местах будут прозрачные полы, что поможет москвичам увидеть те уникальные раскопки и археологические экспонаты, которые добыты сегодня археологами, работающими там непрерывно, во главе с главным археологом Москвы Векслером. А далее и в параллельном режиме и в последующие годы будет восстановлен целый комплекс зданий исторических и отреставрирован, которые есть или были на территории Царицыно; огромные работы по благоустройству территории; огромные работы по благоустройству прилегающих территорий вплоть до изменения маршрутов транспорта и строительства пешеходного моста через пруд, который сократит значительно дорогу от метро до главных объектов экскурсионного показа и т. д. и т. п. Поэтому стройка эта на самом деле сегодня уникальна. И то, что 200 лет разрушалось, за очень короткое время будет приведено в порядок.

Вопрос журналиста: Расскажите какие основные мероприятия планируются на праздновании 9 мая в Москве?

Рогожкин: Давайте дадим слово. Николай Григорьевич Филипченко, заместитель директора Московской дирекции по подготовке и проведению массовых мероприятий.

Филипченко: В этом году при проведении мероприятий мы стремились не опустить планку, которая была поднята в дни празднования 60-летия Великой Победы. В прошлом году был проведен целый ряд очень больших, уникальных акций, связанных с этой великой датой. Вы помните, наверное, военно-историческое представление «У главного рубежа» на Алабинском полигоне, где с документальной достоверностью была раскрыта битва под Москвой в декабре 1941 года. Тогда участвовал президент РФ Владимир Владимирович Путин, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. В прошлом году нашими уникальными проектами были «Эшелон победы», «Город-герой Москва - городам-героям», празднование 60-летия парада Победы на Красной площади. В этом году, конечно, мероприятий меньше, но по содержанию, по наполнению программы — они очень высокохудожественные. Это прежде всего Тверская площадь, Театральная площадь, Лубянская площадь, и это Поклонная гора, — это вот самые центральные мероприятия празднования Дня Победы. Программы на них начнутся в 15 часов и будут продолжаться до 22 часов. Может быть, только на Лубянской площади, в связи с тем, что там будет проводиться санкционированный митинг , мероприятие начнется у нас в 16 часов. Мы очень плодотворно сотрудничаем со средствами массовой информации при проведении таких праздников. “Московский комсомолец” — традиционно с нами работает (с Комитетом культуры и с Московской дирекцией). Он будет выступать в этом году на Тверской площади. “Московская правда” будет выступать на Тверской площади. Радиостанция “Говорит Москва” будет выступать на Лубянской площади (готовит программу). И телеканал “Звезда”, чтобы заявить о себе, он пожелал сотрудничать с нами и будет в течение целого дня давать прямые включения, наполняет программу на Театральной площади. По составу артистов: это очень известные коллективы и артисты. Прежде всего, это военные оркестры, ансамбли, это такие звезды, как Гвартцетели, Лановой, Борис Хмельницкий, “Песняры”, “Леся-песня” и целый ряд других коллективов и исполнителей. У меня есть по площадям конкретные фамилии и названия коллективов, если надо будет, — то, пожалуйста, вы можете взять.

Худяков: Я вмешаюсь в процесс. Несколько слов скажу. Я бы очень хотел, чтобы вы в своей информации подчеркнули, что мы сегодня преследуем следующую цель: мы бы очень хотели, чтобы и это празднование, и следующее наше замечательная дата — 65-летие Битвы под Москвой, как уже говорилось здесь, не снизили планку, не снизили бы тот уровень, которого мы достигли во время празднования 60-летия Победы. И дело не только в этом. Мы бы не хотели, чтобы эти акции (праздничные) стали разовыми. Я думаю, что самым большим достижением является то, что в канун 60-летия и вот сейчас после него, военно-патриотическое воспитание и прежде всего воспитание молодежи получили новое развитие и это дает уверенность в том, что мы восстановим те замечательные традиции, связи поколений, которыми гордились долгие годы и глубокого уважения к нашей истории и в том числе военной и к тем людям, которые эту историю творили, которые воевали, не жалея жизни и проливали кровь. Следующий момент, который я бы хотел подчеркнуть: что празднование сейчас 9 мая — это не только и не столько культурные программы; это и официальные мероприятия (возложение цветов, венков к могилам и обелискам); это чествование ветеранов; это благотворительные мероприятия и программы (будут открыты все центры социального обслуживания, которые пригласят к себе ветеранов и ветераны еще раз почувствуют и заботу и внимание); это и спортивные программы, которыми город отмечает каждый праздник и много-многое другое. Ну и, конечно, культурные программы, о которых сказал Николай Григорьевич. Хотел бы сказать, что в целом по Москве будет проходить в этот день или в эти дни более 1500 программ и мероприятий. Из них 120 — особо крупные важные и значимые центральные мероприятия. Причем, под патронатом правительства Москвы их 89, а по патронатом префектур и округов 31 мероприятие. Поэтому вот именно в таком подходе глубокий смысл этого празднования и организации всего того, что делается и правительством Москвы в целом, и его комитетами.

Вопрос журналиста: Радио “Маяк”. Будьте добры, расскажите, как будет складываться судьба здания на Поварской улице, ранее принадлежавшее театру Васильева, что там происходит сейчас и когда режиссер Васильев вернется к исполнению обязанностями художественного директора, который теперь исполняет некий Александр Гобелко?

Худяков: Сегодня кому-то интересно представить эту ситуацию как некие гонения на Анатолия Александровича Васильева. Я еще раз хочу подчеркнуть: что мы к его творчеству, к нему как к художнику, относимся с огромным уважением и сегодня никаких новых решений по поводу изъятий не принималось. Речь идет совершенно о другом. Речь идет о теме, которую мы обсуждали год назад, чуть больше, чуть меньше. И на мой взгляд, и “МК” в интервью со мной все очень правильно и основательно объяснил москвичам и любителям театра. И газета “Культура”, который сделала огромный материал, так же все точки над “и” расставила. И я бы к этой теме не хотел сейчас возвращаться. Если есть необходимость, то я готов вас попросить посмотреть эти материалы. Тогда меня попытались втянуть в некую игру. Кому-то было интересно в защиту Анатолия Александровича опубликовать 100—200—300 материалов и мне предлагали сделать это. Я сразу сказал, что в этом не вижу смысла, я свою позицию раскрыл полностью в нескольких больших интервью и всем предложил руководствоваться этой информацией и этой позицией. Теми давними решениями было утверждено, что Поварская отходит и эта территория переходит в ведение вновь создаваемого учреждения культуры, проект “Открытая сцена”. Я думаю, что это очень интересная тема для продолжения нашего разговора или даже отдельного разговора. А помещение на Сретенке остается в ведении театра “Школа драматического искусства”. Для того чтобы это реализовать, должна пройти по постановлению правительства, как вам понятно, реорганизация. И мы преследовали цель не мешать Анатолию Александровичу и в очень плавном режиме ее провести. Был разработан график этой реорганизации, план, который был подписан Анатолием Александровичем и по этому плану до конца года в очень спокойном и плавном режиме нужно было провести инвентаризацию имущества, составить разделительный баланс и решить чисто хозяйственные и технические вопросы, которые в ходе любой реорганизации решаются. Была предложена помощь театру и в Комитете прошло несколько совещаний, встреч, мы готовы были какие-то фирмы, которые профессионально этими вопросами занимаются, подключить. Нам руководители театра сказали: никаких проблем нет, мы все спокойно сделаем сами. Хорошо. Мы терпели ждали, но в последнее время под любым предлогом, подчас надуманным, эта ситуация стала затягиваться. И мы приняли те решения, которые в этой ситуации обязаны были принять. Мы ввели временное управление. Вошла фирма, которая профессионально занимается аудитом, реорганизациями, сопровождает какие-то имущественные споры, и т. д. Чтобы еще раз понять причину этого, я скажу, что причин две. Первая причина — это категорическое нежелание руководства театра выполнять постановление (если вы мне напомните, уже, наверное, не полугодичной давности, а более давнее), которое предписывало провести реорганизацию театра. Ни одно постановление правительства Москвы невыполненным остаться не может. Это любой работник государственного учреждения московского ведения отчетливо понимает и должен понимать. И вторая причина - появился акт ревизии, из которого можно сделать вывод, что при блестящих успехах Анатолия Александровича в творчестве, успехи в хозяйственной и финансовой деятельности руководства театра вызывает очень много вопросов. Поэтому сегодня мы таким образом проведем реорганизацию, доведем ее до конца и после того, как будут созданы два новых учреждения культуры — открытая сцена и театр (названия не меняются, но это новые учреждения, потому что оно будет занимать только помещение на Сретенке), после этого мы будем убирать временное управление и жизнь театра встанет на свои места. Сегодня (для сведения вашего хочу сказать) руководители этой фирмы, интересы которой представляет господин Гобелко, мне несколько раз рассказывали о том, что они в очень лояльном и спокойном режиме общаются с руководством театра и там никаких конфликтов не возникает. Каждый занимается своим делом, театр — творчеством, а Гобелко и его коллеги — инвентаризацией, имуществом (движимым, недвижимым) и прочее, прочее, прочее. Поэтому думаю, что еще определенный срок понадобится для того, чтобы эту работу закончить, но началась она с Поварской. И как только там все будет закончено, у нас будет основание, поддерживая все те проекты в рамках открытой сцены, которые там сегодня есть, думать о том, можно ли насыщать эту площадку новыми интересными проектами и инновационными и молодежными. Думаю, что можно. Хотел бы так вот пространно отвечая на этот вопрос, еще раз подчеркнуть, что театр “Школа драматического искусства” имеет на Сретенке почти 10,3 тысячи квадратных метров. Это огромные помещения, там 4 зала достаточно больших, не говоря о каких-то помещениях, где можно и лабораторную, и репетиционную работы проводить и какие-то камерные спектакли. Театр имеет достаточно большое финансирование. Могу ошибиться, готов эту цифру проверить, оно около 45 миллионов рублей в год. И на тот вопрос, который мы когда-то задавали — ответа мы не получили. А вопрос был очень простой: когда Анатолий Александрович начинает говорить о европейском театре, о каких-то своих связях в мире и приводить аналогии, мы задаем один вопрос: скажите, пожалуйста, какой еще театр-лаборатория, а театр Анатолия Александровича — это не репертуарный театр и никто не требует, чтобы там 300 спектаклей в год проходило, какой театр-лаборатория имеет в какой стране и в каком городе такое финансирование от государства и в своем распоряжении такие огромные площади?! Вот думается, что здесь не нужно очень глубоко изучать эту проблему, чтобы ответить на этот вопрос. Нужно то, что ты получил от города, правительства, от государства, использовать достаточно эффективно. Поэтому мне казалось, что Анатолию Александровичу надо продолжать очень серьезно эту тему обдумывать, наполнять эти помещения каким-то смыслом, творческой жизнью. Мы в свое время предложили ему ряд проектов с Поварской перенести на Сретенку и готовы были этот перенос в очень плавном режиме профинансировать по желанию Анатолия Александровича, он пока такого желания не высказал. И проблема раздумий Анатолия Александровича по поводу эффективного использования Сретенки, как мне представляется, до сих пор актуальна. Я не хотел бы, чтобы мы сейчас из режима пресс-конференции перешли в режим диалога, но вопрос у меня очень простой: если мы можем сейчас сказать о тех проектах и о тех вещах творческих, которые происходят на Поварской, то может быть, кто-то может сказать о том, насколько интересно и эффективно и через какие проекты используется Сретенка?

Вопрос журналиста: Скажите, пожалуйста, в последнее время в прессе муссируется проект, который называется “Парк старой Москвы”, который планируют расположить в парке Сокольники. Проект, предложенный префектом Восточного округа. Меня интересует в связи с этим: кто будет его финансировать, срок реализации, содержание, охрана, понятное дело, все это выльется в копеечку?

Худяков: Да, действительно, Николай Николаевич Евтихиев, префект, предложил этот проект. Мне представляется, что он достаточно интересен. То, что касается затрат, речь шла об инвестиционном контракте (что это такое — понятно; то есть доля города размещается на территории парка, а над долей инвестора префектура должна как бы серьезно думать и разместить ее на какой-то другой территории). Во всяком случае, мне кажется, что этот проект находится в стадии проработки и я не слышал от Николая Николаевича, чтобы до конца эта тема была однозначно решена. Что касается моего отношения или интереса парка к этому делу, думаю, что самое главное, чтобы этот проект вызывал интерес москвичей. По первому впечатлению, это именно так и должно быть. Но, наверное, еще очень много вопросов, еще очень много проблем в этом деле, — поэтому как только префектура это дело будет продвигать дальше, мы будем это активно поддерживать.

Вопрос журналиста: Вы могли бы еще несколько слов сказать о 18 мая. Что там будет кроме празднования юбилея Третьяковки? И кое-какие цифры по поводу посещаемости 18 апреля культурных учреждений.

Худяков: Вы знаете, что в день исторического наследия в этом году открывается более 250 памятников. Эта цифра с каждым годом растет и это очень радостное явление. Я с нетерпением ожидаю того момента и уверен, что он уже наступает: когда неучастие какой-то организации в вне исторического и культурного наследия, имеющей к этому наследию прямое отношение, либо занимающей памятник истории культуры, либо еще каким-то образом с этим событием связанной, для этой организации будет просто не престижно или, если хотите, в определенном смысле позорно в этом событии не участвовать. И многие именно с таких позиций и подходят. Открываются все новые и новые здания посольств, навстречу идет министерство обороны, министерство иностранных дел. В этом году даже Кремль сделал такие шаги навстречу, что мы можем только порадоваться. Большой Кремлевский дворец, в котором фактически проходят все время какие-то государственные мероприятия и он для экскурсионного посещения закрыт, и 18 апреля принимал в рамках дня исторического наследия экскурсионные группы, и 18 мая эти группы также посетят Большой Кремлевский дворец. Кроме этого, федеральные учреждения культуры организуют и экскурсионную программу, и в кремлевских музеях она будет в значительной мере происходить бесплатно в рамках дня исторического наследия и это очень хорошо. Понятно, что все учреждения культуры города Москвы открыты, музеи, прежде всего, все памятники. Работать они будут в режиме: с 10 до 20 часов. Большое количество интересных экскурсий, лекций, культурных программ будет проходить. Ну и, конечно, для тех, кто хочет просто побывать там и самостоятельно познакомиться с экспозицией, будет возможность это сделать. Мы в этом году приурочили к дню исторического наследия очень интересную и необычную выставку в Манеже. Она была открыта 18 апреля, это не удивительно, потому что это фактически годовщина существования возрожденного Манежа. Выставка эта отражает достижения в области культуры и в области социальной сферы за последние несколько лет. Сегодня эта выставка востребована, очень много детей, молодежи, школьников, просто москвичей. Выставка проходит в интерактивном режиме, там не только экспозиция, но и мастер-классы, и концертная программа. Будет она работать до 5 мая, закончится процедурой торжественного вручения дипломов всем участникам этой выставки. Приглашаю, пользуясь случаем, всех в 16 часов в этот день в Манеж. И принято решение руководителем комплексом социальной сферы Людмилой Ивановной Швецовой, что эта выставка станет традиционной. С той только разницей, что на первой выставке мы показали достижения последних лет, а на последующих выставках мы хотим демонстрировать достижения только того года, который отделяет одну выставку от другой.

Вопрос журналиста: Какие наиболее интересные и яркие событий пройдут в парках города в этом году?

Худяков: Могу сказать, что все комиссии по приемке парков закончили свою работу. Все парки приняты, готовы к весенне-летнему сезону. Речь идет о 5 городских парках и о 9 окружных парках культуры и отдыха. 1 мая официально открывается летний сезон и 1 и 9 мая и вообще в выходные дни достаточно много культурных программ будет в парках и я приглашаю всех москвичей прийти, отдохнуть и принять в них участие. Хотел бы выделить одно обстоятельство и событие: мы в этом году хотим ввести новую традицию. Третью субботу мая мы хотим назвать “Днем московских парков” и будет это связано с тем, что, наверное, в этот день пройдут достаточно интересные программы, будет предложено москвичам в этих парках то, что в обычные дни не делается, возможно мы расширим эти культурные программы и устроим какие-то встречи с интересными людьми, мастер-классы, и многое-многое другое. Постараемся, чтобы то, что будет предложено, было интересно и молодым, и пожилым. Наверное, будут какие-то мероприятия, их будет достаточно много для семейного отдыха. Нам очень важно, что люди семьями приходили в парки. И в конечном счете, если это в этот раз состоится и будет интересно, то мы внесем предложение сделать этот праздник традиционным. Я хотел бы сразу оговориться, наверное, если бы сейчас меня слышали руководители и представители Московской городской думы, то кто-то бы возразил и сказал: как же так, о каком вы празднике говорите, когда список всех праздников утверждается Московской думой и этого праздника там нет. Это абсолютно верно, так и есть. Я слово “праздник” произношу условно, речь идет о выходном дне и о каких-то очень интересных мероприятиях в этот день и дополнительной информации и рекламе, приглашающей москвичей и гостей столицы в парки. Если это получится, если это будет москвичам интересно и востребовано (на что я очень надеюсь), то мы тогда действительно, возможно, внесем предложение о новом московском обычае или празднике.

Вопрос журналиста: Я поводу концертного зала “Россия”. Все знают, есть распоряжение мэра о том, чтобы его сохранили. Но появилось якобы устное указание снести концертный зал. Это подтвердили в Москапстрое и ссылались на ваш комитет, что ваш комитет не против. Как вы это прокомментируете?

Худяков: Вообще, на самом деле, ситуация такая: сегодня предпроектные работы находятся на такой стадии, когда по-видимому, окончательно ответить на этот вопрос нельзя. Ведь это центр Москвы. В этом месте очень сложные коммуникации, подземное пространство связано и с большим количеством всяких кабелей, трубопроводов, еще чего-то. И, конечно, с историей. Пока на этом месте серьезно не поработают археологи, никто никаких движений предпринимать не будет и это тоже очень важная позиция. Сейчас архитекторы, археологи, строители все это прорабатывают. Поэтому, думаю, что вопрос и окончательного вида этого гостиничного комплекса, и окончательного вида концертного зала “Россия” еще не решен. В ближайшее время у Людмилы Ивановны Швецовой по этому поводу пройдут рабочие совещания. Думаю, что и у мэра будут проходить еще ни один раз и общественные градсоветы и какие-то профессиональные совещания с архитекторами, инвесторами и строителями. Мы провели большую встречу с творческой интеллигенцией. Все говорят о том, что это место уже намолено, имею в виду весь этот квартал. Когда-то, помните, все активно возражали, чтобы в этом месте были резко снесены все исторические постройки, очень много древних зданий, церквей пострадало, и построена эта стекляшка. Сегодня вроде бы к ней уже все привыкли и говорим о том, что место намолено. Вот сомнений по поводу этого нет. Поэтому концертный зал “Россия” из Зарядья не уйдет, это стопроцентно вопрос решенный. А вот в каком виде он будет реконструирован или, может быть, перестроен и достроен? Жизнь покажет. Во всяком случае, все, говоря о какой-то исторической традиции этого зала, подчеркивают, что в Москве хотелось быть иметь зал с современным оборудованием, возможно трансформируемый. Если это можно будет сделать в ходе реконструкции — это один разговор. Если нужны будут какие-нибудь надстройки, пристройки, достройки — почему бы нет. Думаю, что все это будет делаться гласно, по согласию нашей театральной и концертной общественности. И все решения будут приниматься в пользу зала, в пользу города, москвичей. И этот зал мы увидим в обновленном и современном виде. Вы знаете, что принято сегодня другое решение: для нас очень важно этот зал (в смысле коллектива зала) не потерять. Коллектив очень опытный, найти специалистов, которые бы такое огромное звуковое, световое, инженерное хозяйство держали на своих плечах, очень нелегко. Понятно, если это закроется на период строительства гостиницы, а подъезжать к этому залу становится все сложнее и сложнее, люди найдут другие места. Поэтому сейчас некоторое время назад у мэра состоялось совещание и принято решение, что этот зал в полном составе переезжает в Дворец спорта Лужники, и это помещение руководство АО “Лужники” сдает концертному залу “Россия” в длительную аренду, на то время пока не будет создан обновленный концертный зал. Возможно называться будет этот зал “концертный зал “Россия” в Лужниках”. Там все это будет переоборудовано, туда будет перенесено все то оборудование, которое сегодня есть в зале, и добавлено новое, так что технические возможности этого экспромтом создаваемого концертного зала во дворце спорта будут не меньшими, а большими, чем сегодня у “России”; вместимость его будет несколько больше. Точно сказать нельзя, но вот приблизительно на несколько сотен мест будет больше, а когда все это окончательно по схеме выстроится и когда будут образцы тех кресел, которые будут закуплены, будет ясно, какое количество мест будет. Правительство Москвы в полном объеме профинансировало и переезд и обустройство концертного зала “Россия”. Распоряжение и документы по этому поводу будут изданы в ближайшее время, хотя я говорю, что все решения на уровне мэра уже приняты. Будут изменены маршруты транспорта возможно. Организован подвоз зрителей непосредственно ко дворцу спорта. Будет сделано что-то еще, что позволит концертному залу “Россия” не потерять свой зрительской контингент и тех, кто хотел бы увидеть программу концертного зала “Россия”.

Вопрос журналиста: Когда состоится этот переезд в Лужники?

Худяков: Мы думаем, что в конце мая или в начале июня. Это все будет зависеть от темпов первого этапа строительства. Если строители будут поторапливаться, то, соответственно, подходить к этому залу будет уже невозможно. Ну а если там какие-то замедления будут архитектурно-строительные, то и мы, возможно, торопиться ее будем. Но в принципе, это начало июня. Зал закроется на летний период и за это время и нужно будет обустроить новый зал. И новый сезон “Россия” начнет уже в “Лужниках”.

Рогожкин: Спасибо коллегам. На этом, пожалуй мы закончим. Спасибо вам большое Сергей Ильич.

Худяков: Дорогие друзья, спасибо вам.




Партнеры