План - или пропал

Наземному транспорту Москвы срочно требуется реформа

11 мая 2006 в 00:00, просмотров: 297

Сделать привлекательным наземный общественный транспорт — голубая мечта московских властей. Тогда и пробок меньше станет, и пассажиры наконец-то почувствуют себя людьми. Но вот незадача: чиновники о мечте много говорят, рисуют наглядные графики, но дело от этого особо не продвигается.

В реальности москвичи стоят в салонах впритирочку (шутники называют такие поездки “секс по-русски”), молятся перед входом в маршрутку (даже самые неверующие) и штурмуют автобусы, троллейбусы и трамваи (турникетами уже оборудовали все до единого салоны).

“МК” решил разобраться, почему дело реформирования транспорта идет с большим скрипом. И выяснить, какие новшества готовят москвичам власти.

Обстановка на остановках, или Когда же уберут турникеты?

...Остановка на улице Вавилова, рядом со станцией метро “Ленинский проспект”. 8.45 утра. Посреди дороги останавливается 39-й трамвай, и к его передней двери устремляется толпа пассажиров. Проходит три минуты, четыре, пять... Пока люди заходят в трамвай, прокатывают билетики через валидатор (так официально называется турникет), возникает дикая автомобильная пробка. Тут подходит новая порция пассажиров от метро — все они тоже хотят уехать в этом трамвае. Некоторые нервные водители не выдерживают и дают по газам.

— За последние две недели здесь было 3 аварии! — говорит читатель “МК”, старший научный сотрудник Института элементоорганических соединений имени Несмеянова Андрей Семиошкин. — С тех пор как установили турникеты на 14-м и 39-м трамваях, садиться в них стало просто опасно. Ну ладно турникеты в автобусах — они паркуются у тротуара, но ведь трамвайные рельсы часто проложены в центре улицы. Я, например, теперь предпочитаю ходить пешком, но мне хорошо, всего две остановки.

Правда, рассказали нам сами пассажиры, транспортники даже выделили специальных людей, чтобы те проверили, как обстоят дела на “отурникеченном” трамвайном маршруте. Но “специальные люди” почему-то решили подежурить в выходные, когда, как известно, нет большой толпы. И сделали вывод, что все нормально.

Другой читатель “МК” поведал, что на днях наблюдал на Ленинском проспекте другую интересную картину: троллейбус №4 подъехал к остановке, но когда водитель увидел, что к передней двери побежало много пассажиров, то в ужасе закрыл дверь и быстро уехал. Наверное, представил, как вся толпа минут 10—15 будет ломиться через турникет, громко матерясь на ни в чем не повинного водителя. Ну и долго, спрашивается, еще простым людям мучиться из-за дурацкой придумки чиновников? За ответом мы отправились в Мосгортранс, где нам открыли глаза.

— Действительно, мы создали серьезные неудобства для пассажиров при посадке, — говорит зам гендиректора Мосгортранса Виктор Хальзов. — Но турникеты мы устанавливали, чтобы приучить москвичей оплачивать проезд. Прежде этот вопрос практически не решался. Сейчас, когда на автоматизированную систему оплаты перевели все маршруты, мы посмотрим, что может дать эта система с точки зрения полноты сбора выручки. Но можно однозначно сказать: со временем турникеты будут убраны...

Правда, произойдет это лишь тогда, когда вместо обычных остановок в Москве появятся специальные станции. Сначала пассажиры по смарт-карте будут заходить внутрь станции, а потом в автобус. Стоит сказать, что валидаторы, через которые прокатывается магнитый билет, а также сами магнитные билеты со временем исчезнут. Пассажиры станут использовать только смарт-карты, которые достаточно просто приложить к электронному устройству. В перспективе устройство будет “считывать” информацию со смарт-карты, даже если она находится в сумке или кармане пассажира. А возможно, когда-нибудь появятся карточки, с которых при входе в автобус автоматически списываются деньги, как это происходит, к примеру, в Турции.

Ясно, что турникеты в самих автобусах при такой системе не понадобятся. Но это — дело будущего (в Москве пока есть только одна такая станция, недалеко от ст. метро “Калужская”). А пока чиновники рассматривают возможность запуска пассажиров не в одну дверь, а в две. Второй турникет будет работать и на вход, и на выход. Такая система проходит испытание в Подмосковье, и, если ее сочтут более-менее удобной, она вскоре появится и в столице.

Автобус в законе, или Чем чиновники разозлили мэра

Но, оказывается, борьба с “зайцами” — не единственная цель установки турникетов.

— Мы преследовали также цель подсчитать количество пассажиров, чтобы определиться с пассажиропотоком и с подвижным составом, — продолжает г-н Хальзов. — Возможно, где-то автобусы были маловместимыми, а где-то, наоборот, ездили полупустыми. Кроме того, нам нужно было определиться, какой уровень дотаций в дальнейшем должен получать общественный транспорт. К примеру, на маршрутах с большой выручкой вообще не будет дотаций. И это позволит перейти к реальному рынку пассажирских перевозок. Мосгортранс уже скоро не будет монополистом.

В частные руки попадут и маршрутки. Сейчас они находятся под “крышей” Департамента транспорта и связи. Но крыша эта, похоже, стала протекать. О дикой транспортной ситуации в Зеленограде, где чиновники Департамента без видимой причины решили отменить маршрут под номером 100, “МК” уже писал. Автобусы по нему ездят больше года, и он удобен для жителей самого периферийного округа Москвы. Поскольку на нем и проезд дешевле (10 руб. по Зеленограду, 25 руб. до Москвы), и идет маршрут в объезд пробок — не по Ленинградке, а по Пятницкому шоссе. Но высокое транспортное начальство объявило “сотку” вне закона, при этом не предъявив никаких конкретных претензий (!).

Странное поведение чиновников удивило даже самого мэра. На днях Лужков так и заявил на заседании московского правительства, где присутствовали представители Департамента транспорта и связи: “Я читал публикации в газетах о том, что вы собираетесь отделить Зеленоград от Москвы. Не вздумайте идти по этой дорожке!” И вот недавно состоялось совместное заседание транспортников и работников префектуры Зеленограда, на котором было принято решение, к которому приложил руку “МК”, — оставить-таки зеленоградские маршруты такими, какие есть. (Правда, департамент почему-то так до сих пор не утвердил этот протокол...)

Здесь для полной ясности стоит сказать несколько слов о пресловутой “законности” маршрутов. Формально транспортные чиновники вроде как были правы — ведь и зеленоградский, и другие столичные маршруты ими на самом деле не узаконены. Но вовсе не по вине конкретного транспортного предприятия. Оно действовало строго по инструкции — предоставило в департамент все необходимые документы и стало дожидаться заседания, на котором рабочая группа должна была их рассмотреть. Но... прошло больше года, а ни одного заседания шибко занятые заботой о пассажирах чиновники так и не провели. Хотя вопрос сейчас стоит даже хуже чем ребром: по столице точно так же “незаконно” курсирует еще 13 зеленоградских маршрутов и примерно 500 московских.

Очень похоже, что Департамент транспорта и связи теперь сам не знает, как выйти из им же созданной тупиковой ситуации — чтобы и своих промахов в организации работы городского общественного транспорта не признать, и мэра не обидеть.

Кроме того, сейчас, по задумке властей, городские маршруты предполагается передать на выделение Московскому транспортному союзу (МТС). Таким образом, с плеч кабинетных транспортников упадет немалая часть забот о пассажирах. Но здесь главное — чтобы они “благодаря” чиновникам не сосредоточились в одних, тем более частных, руках, а предпосылки к этому имеются. Тогда Москва всего лишь получит нового монополиста, и москвичам от этой реформы лучше не станет.

Получите в табло, или Насколько идеальное отличается от реального

— Если раньше избиратели ставили перед депутатами проблемы жилья и детских площадок, то сейчас людей не меньше интересует развитие метро, строительство дорог и гаражей, — утверждает депутат Мосгордумы Степан Орлов. — А улучшить дорожную ситуацию можно, только сократив число автомобилистов-частников и увеличив число людей, пользующихся общественным транспортом.

Теоретически депутат прав. Но он скорее всего сам давно не пользовался общественным транспортом. Иначе бы знал, что тот, по крайней мере в час пик, и так загружен до предела. А теперь представьте, что будет, если все москвичи, передвигающиеся сейчас на личных авто, разом захотят пересесть на автобусы, троллейбусы и трамваи. Нет, дороги, конечно же, опустеют. Зато из-за избытка пассажиров появятся дикие людские пробки на тротуарах.

В принципе транспортники планируют увеличить число автобусов-троллейбусов. Причем они собираются делать это не за счет бюджета. Уже сейчас применяется схема, когда подвижной состав приходит с завода-производителя, а потом за него постепенно рассчитывается транспортное предприятие. В течение 5 лет автобусы-троллейбусы будут ездить по московским дорогам, затем их станут ремонтировать, продавать в регионы и на эти деньги частично покупать новые.

Но процесс обновления наземного транспорта займет не один и даже не два года. Так же, как и установка электронных табло на остановках, когда пассажир может узнать, сколько ему еще ждать нужный автобус.

Сейчас такие табло установлены всего в трех местах: на улице Привольной в Жулебине, а также в районе станций метро “Щукинская” и “Калужская”. Как похвастались нам в Мосгортрансе, они не получили ни одной жалобы на работу электронных табло (в отличие от тысяч гневных писем по поводу турникетов), а исключительно сплошные благодарности. Кроме того, местные управы (в частности, “Выхино—Жулебино”) размещают на электронных табло социальную рекламу: где пройдут детские спортивные соревнования, когда состоится субботник и проч.

Когда такие табло появятся на каждой московской остановке? Тогда, когда найдутся инвесторы, желающие, как и управы, размещать свою рекламу.

Это самые реальные для выполнения предложения. Но есть и другие. Например, пустить по Москве двухэтажные автобусы, а по Москве-реке автобусы водные. Или развивать скоростной трамвай. Или организовать пассажирские перевозки по малому кольцу железной дороги...

Все это, конечно, очень заманчиво. А местами даже романтично. Но вот только осуществятся ли эти чудесные прожекты? Для пессимизма, увы, есть основания, поскольку программу развития транспортной системы города, разработанную Департаментом транспорта и связи, мэр отклонил из-за отсутствия комплексного подхода. Сменится ли в ближайшее время отсутствие на присутствие — вот в чем вопрос. И если да, то почувствуют ли эту смену сами столичные пассажиры?

Какие изменения ждут наземный общественный транспорт?

1.Весь наземный транспорт в столице постепенно станет низкопольным, без ступенек. К низким автобусам на базе “МАЗов” и “ЛиАЗов” москвичи уже привыкли. Кроме того, по Садовому кольцу уже пошли 10 пробных троллейбусов, при изготовлении которых учтено буквально все: места для инвалидов, увеличение площадки при посадке, ровный низкий пол. Эти троллейбусы оборудованы и системой автономного питания, когда водитель может снять “рога”, чтобы троллейбус объехал ДТП или припаркованные в два ряда машины.

2.На маршрутах, по которым ходят троллейбусы и трамваи, станут пускать автобусы-дублеры. Последние легче справляются с заторными ситуациями, и первый опыт “дубляжа” уже есть. По Тверской, где раньше ездили только троллейбусы, сейчас ходят автобусы 12с, небольшие “пазики”.

3.Для общественного транспорта на московских дорогах появится выделенная полоса. Первый участок, где это произойдет, Волоколамское шоссе — Ленинградка. Затем автобусы-троллейбусы “обособят” на Ленинском проспекте (от площади Гагарина до М.Каменного моста). Третьим на очереди стоит Ярославское шоссе. Есть опасения, что по выделенным полосам будут шмыгать лихие водители, но в любом случае надо пробовать.

4.Намечено строительство новых троллейбусных линий: по Можайскому шоссе (2008 год), по Волоколамскому шоссе в Митино (2008 год), по Севастопольскому проспекту (2009 год), а также в Косино-Ухтомском (2010 год). Построят и новую трамвайную линию в Бирюлеве (2011 год).

5.Будут реконструированы транспортные узлы, где происходит стыковка метро, наземного транспорта и железной дороги. В первую очередь у “Тушинской”, в Выхине и в Царицыне.





Партнеры