Стенограмма пресс-конференции в "МК"

первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Людмилы Швецовой

19 мая 2006 в 00:00, просмотров: 191

12 апреля 2006 г., 13.30


Ведущий пресс-конференции — Сергей Рогожкин — руководитель пресс-центра газеты “Московский комсомолец”.


Рогожкин: Добрый день, уважаемые друзья. Мы приветствуем в пресс-центре “МК” первого зам. мэра Москвы в правительстве Москвы Людмилу Ивановну Швецову. Еще раз хочу сказать спасибо Людмиле Ивановне за возможность в проведении пресс-конференции. И если она не против, сразу предоставить ей слово, а нам приготовиться впоследствии задавать вопросы.


Швецова: Добрый день всем, кто собрался сегодня. Я хочу поздравить вас с прошедшими праздниками, тем более, что здесь находится ваш коллега, журналист с большой буквы — Галинский, который является участником Великой Отечественной войны. И я хотела бы в его лице поздравить еще раз всех ветеранов с этим замечательным праздником - Днем Победы. День Победы прошел, прошел очень интересно, организованно. В Москве только в его мероприятиях приняло участие более 1 миллиона 300 тысяч человек. Среди которых, к нашему сожалению, было довольно мало ветеранов, они смотрели передачи по телевидению, получали поздравления у себя дома. Но зато было очень много молодежи — это нас очень радует. Вот это единение поколений было в этот день очевидным, и это тоже касается сегодняшней темы молодежи. Потому что, когда нам пытается кто-то навязать мысль о том, что, как только не будет на этой земле последнего ветерана ВОВ, как только уйдут из жизни их дети - прямые наследники и прямые слушатели всех реальных рассказов о войне, то это тема будет неинтересна молодежи. И она будет, как тема Куликовской битвы или тема победы 1812-го года. То, что происходило 9 Мая этого года и в преддверии этого праздника, говорит о том, что наша молодежь этой темой не просто интересуется, а чувствует ее и своим сердцем, и умом, и она молодежи интересна, кто бы что ни пытался говорить по этому поводу.

А теперь перейдем к вопросам молодежи, молодежной политики. Может кто-то со мной согласится, а кто-то будет оспаривать этот тезис, но я считаю, что в молодежной политике, в широком смысле этого слова, в новейшей российской истории не существует. Есть отдельные программы, есть отдельные очень позитивные решения, которые принимаются и на федеральном уровне, и в области законодательства, и в области федеральных программ. Но они не складывают собой целостного видения молодежной политики, самого главного — ее реализации у нас в обществе. То же самое, я в критическом плане могла бы отнести и к Москве, которая, может быть, в отличие от многих субъектов федерации более всех продвинулась в решении молодежных проблем, в их постановке и в их законодательном и правительственном решении. Поэтому главные шаги в этом направлении у нас, конечно, впереди. И мы ставим перед собой цель — выработать целостность молодежной политики, которая была бы адресована нашим москвичам, сегодняшним молодым людям и тем, кто таковыми будет становиться в будущем. Тем не менее, справедливости ради я могу сказать, что Москва сделала уже несколько первых шагов, связанных с формированием и реализацией молодежной политики. Я хотела бы особо отметить — принятие в Москве закона о молодежи, который сумел поставить очень конкретные задачи в области воспитания молодежи, образования, в области трудоустройства и закрепления прав на труд. В области социальной защиты молодежи, укреплении семьи, заботы о воспитании детей, в области досуга, спорта и т. д. Этот закон уже работает, многие его конкретные пункты, реализованы на уже первых шагах, которые сделала исполнительная власть. Я хотела бы также отметить и то, что у нас внедряется и уже работает программный принцип формирования политики правительства Москвы и правительством Мосгордумы по отношению к молодежи. Программа “Молодежь Москвы 2003-2005 года”, уже завершилась в своем исполнении и в настоящее время мы работаем над концепцией программы, которая будет рассчитана на 2007-2009 годы, и которая будет уже базироваться на ранее принятой программе. Естественно, мы надеемся, что та программа, которую мы будем принимать на будущее развитие Москвы будет еще более интересной, более конкретной и более воспринимаемой в позитивном плане молодежью нашего города. Если говорить о конкретных задачах, которые мы ставили перед собой и ставим сейчас, то это те задачи, которые сформулировал мэр в своей предвыборной программе. Эта задача состоит, если говорить очень коротко и конкретно в создании условий в городе, при которых молодые люди могли бы поверить в свою необходимость обществу, не только городу — обществу в целом. Чтобы они ощутили свою востребованность, чтобы они были образованы, чтобы они были профессионально подготовлены, чтобы они были воспитаны на высоком уровне морально-этических качеств. Чтобы они были здоровы, были спортивно подготовлены. Эти задачи и являются основой и закона, и программ, которые мы принимаем. В этих программах мы ставим задачи, связанные с тем, чтобы в разных направлениях, связанных с жизнью молодежи, мы обозначили конкретные рубежи, которых мы должны достичь. Для сведения могу сказать, что в Москве у нас сегодня проживает 2 млн. молодых людей до 30 лет. Более миллиона — студенты московских ВУЗов. Мы на сегодняшний день имеем совершенно конкретные программы, связанные и с различными возрастными категориями, и, совершенно, по-разному мы должны подходить для решения тех или иных их проблем. Чтобы дать возможность вам задавать вопросы, я хотела бы обозначить в порядке некоторого отчета то, что уже сейчас сделано. Первое — это, конечно, проблемы образования и занятости молодежи. 4-я программа “Московское образование”, как раз сейчас работает. Она предусматривает создание условий для того, чтобы молодежь могла получить то образование, которое даст им мощные и равные стартовые возможности в дальнейшей жизни. Вы знаете, что московская система образования одна из самых вариативных. У нас существуют разные типы учебных заведений, которые дают возможность ребятам, в соответствии с их наклонностями, способностями, получить общее стартовое образование. Я хочу подчеркнуть, что мы не только даем право на образование, но закон, который был принят в декабре месяце, ставит перед московским сообществом задачу об обязательности образования. Именно в этом году, мы будем реализовывать этот закон и добиваться того, чтобы все дети школьного возраста учились в общеобразовательных школах и закончили ее. Это непростая задача, потому что некоторые не хотят учиться и заканчивать школу. Некоторые ребята воспитываются в таких семьях, в которых эта задача не ставится перед молодыми людьми, и перед семьей в частности. И более того, некоторые семьи воспрепятствуют тому, чтобы молодые люди учились. Некоторые предоставлены сами себе и делают выбор, к сожалению, не в пользу учебы. И поэтому мы с этими ребятами будем работать и создавать все необходимые условия, чтобы они учились.

У нас в системе образования особо выделена тема образования детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов. Для них создана специальная система коррекционного образования, и для них надо создавать особые условия для получения образования. Некоторым из них просто не под силу из-за их состояния здоровья, получать просто так без поддержки и особых условий, которые должно создать государство. Очень важной является система профессионального образования, подготовки к труду и трудоустройство. В этом смысле, я хотела особо выделить — реализацию в этом году намеченных мер по системе реформирования нашего профессионального образования. Вчера я проводила заседание нашего городского координационного совета, и мы с удовлетворением отметили, что после принятия этих правительственных решений уже очень многое сделано по совершенствованию системы проф. образования. В частности, были созданы координационные советы по всем отраслям. Они сумели, впервые за последние годы, сформировать, с одной стороны базу предложений по трудоустройству ребят, которые работают в системе профтехучилищ и с другой, создать условия для того, чтобы это количество специалистов было подготовлено. Т. е. фактически внедрена система планирования подготовки кадров для проф. образования. Я думаю, что эта система заработает, и мы будем иметь достаточно хорошие результаты с трудоустройством молодых людей, которые получили профессиональное образование. Очень важны вопросы занятости тех, кто хочет работать. Не просто, как получения места работы, а занятости, где можно себя реализовать, в соответствии со своими знаниями, со своими устремлениями и амбициями. При отсутствии планового распределения выпускников высших учебных заведений, мы предлагаем современные формы ориентации ребят на работу в тех или иных организациях, предоставляем предложения со стороны работодателей, которые могли бы заинтересовать молодежь. И в этом смысле, очень большую работу проводит наш московский студенческий центр, который в течении многих лет проводит международные форумы “Карьера”. За время проведения этих форумов уже 17 тысяч студентов, и просто молодых людей, которые хотят поменять себе работу, принимают участие в этих форумах. Мы можем уже сегодня сказать о том, что десятки тысяч ребят сумели получить знание о профессиях и иметь возможность трудоустроиться. Каждый год около 100 работодателей зарубежных и международных принимают участие в этих форумах. Есть московская студенческая биржа, которая также занимается вопросами трудоустройства, ежегодно она трудоустраивает примерно 1,5 тысячи человек. Очень важной для молодежи является система временной занятости, а если говорить языком прошлого — система студенческих отрядов. К сожалению, мы в прошлые годы удовлетворяли предложениями по занятости только 25-27 тысяч ребят в летнее время каникул. Если сравнивать это с 85-м годом — то это около 250 тыс. студентов. Резерв у нас очень и очень большой. В этом году мне доложили, что планы по договоренности с работодателями есть по 46 тысячам ребят. Сейчас на рассмотрении в правительстве Москвы находится постановление правительства, которое касается поддержки нашими органами власти студенческих отрядов и создания дополнительных рабочих мест для студентов. Там предполагаются очень серьезные меры, связанные с предложением рабочих мест, если этот документ будет принят, пока он согласовывается. Непросто, я вам скажу, согласовывается, потому что фронт работы отдавать никто не хочет. Нам приходится проявлять где-то административный ресурс. А делаем мы это по поручению Юрия Михайловича, который абсолютно поддерживает нас в том, что мы должны создавать резерв рабочих мест для временной занятости студентов. Я надеюсь, что мы эту задачу решим. Очень важным, конечно, является вопрос, связанный с социальной поддержкой молодежи. Особенно учащейся молодежи. Вы понимаете, что сегодня учиться в московских вузах даже москвичам, которые живут в семьях, довольно сложно. Есть много всяких интересных задач, которые нужно подкреплять материально, в том числе, повышать культурный уровень, занятия спортом и т. д. Стипендии, к сожалению, у нас очень маленькие. Поэтому правительство Москвы уже с 92-го года ввело систему грантов правительства Москвы, которые мы выплачиваем успевающим студентам, в качестве московской добавки к стипендиям. И порядка 30 тысяч студентов получают от правительства Москвы материальную ежемесячную помощь. Она небольшая, но для студенческого кошелька она является ощутимой. В этом году грант составляет 470 рублей, мы его немного повысили по сравнению с прошлым годом, а материальная помощь 350 рублей. Я еще раз хочу повторить, что это не бог весть какие деньги, но для студентов они являются сопоставимыми с той стипендией, которую они получают от государства. Хочу отметить, что в наших московских вузах, а у нас 10 вузов являются вузами московского подчинения, стипендия составляет сегодня 600 рублей. Очень важной считаем систему поддержки московских вузов. Вы знаете, что они, кроме тех 10, находятся на финансировании московского правительства, есть еще большое количество государственных вузов федерального подчинения. И по разделению полномочий Москва, я имею в виду московское правительство и Мосгордума, не должны финансировать эти учебные заведения. Но 13 лет существует у нас договор с нашим советом ректоров, и мы ежегодно принимаем наше общее решение правительства Москвы и совета ректоров, в рамках которого есть много содержательных пунктов и есть такой пункт, связанный с финансовой поддержкой деятельности московских вузов. Мы выделяем ежегодно средства для финансовой поддержки вузов. На 2006-й год выделено 700 млн. рублей, эти деньги расходуются на ремонт зданий вузов и общежитий, на доплаты к зарплате профессорско-преподавательского состава и на проведение отдельных мероприятий, которые мы проводим вместе с советом ректоров вузов. Эта сумма ежегодно индексируется, становится немного больше, но в основном она держится где-то в таких размерах. Законом о молодежи города, впервые, с этого года внедряется новая форма социальной поддержки молодых семей, она связана с единовременными выплатами, в связи с рождением ребенка. Теперь, когда в московской семье рождается первый ребенок — на него получают 5 минимальных окладов, на второго ребенка — 7 и на третьего — 10 минимальных окладов. Это суммы достаточные для того, чтобы экипировать, как говорится, новорожденного всем необходимым по достаточно скромным ценам. Если рождается первый ребенок, родители получают порядка 22-24 тысяч рублей. Мы посчитали очень внимательно — это сумма, которой достаточно для того, чтобы купить все от кроватки до соски. Сегодня мы очень рады, что на уровне высшего государственного руководства — президента, в его Послании оглашены очень существенные меры, связанные с поддержкой семьи, рождением детей в семьях. Эти решения президента обязывают московскую власть посмотреть, что мы могли бы дополнительно сделать для того, чтобы повысить рождаемость, поддержать материнство и детство у нас в городе. Мы над этими проблемами будем продолжать думать и развивать систему социальной поддержки семьи и детей. Ну и, конечно, я не могу сегодня не сказать о тех колоссальных мерах, которые в городе сейчас осуществляются по ликвидации очередности в дошкольные учреждения. Тема дошкольных учреждений самым прямым образом связана с молодежью, с молодыми семьями. Потому что возможность воспитывать ребенка в условиях дошкольных учреждений особенно в яслях — это то, что волнует большинство молодых семей. 10 миллиардов рублей, которые выделяются для реализации этой программы только в этом году на строительство новых детских садов, и для ремонта старых. Для того, чтобы вложить эти средства в подготовку к новому учебному году, дошкольных учреждений, которые мы получим из ведомственного подчинения. Мы над этой задачей также работаем. Это очень существенная программа московского развития и мы ее считаем достойной, с точки зрения и финансовых вложений. Я не могу не сказать о той программе, которая сегодня волнует больше всего москвичей и самих молодых людей, их родителей — это проблема обеспечения жильем молодых семей. Здесь я хотела бы обратиться к достигнутым результатам, к тем планам, которые у нас есть в порядке реализации программы “Молодой семье доступное жилье”. Вам известно, что в этой программе сейчас есть уже четыре крупные составляющие. Одна, первая, самая сложная и животрепещущая, - проблема обеспечения жильем тех молодых семей, которые существуют внутри больших семей, которые давно уже состоят на жилищном учете. Некоторые их таких семей встали на жилищный учет еще тогда, когда эти молодые люди, которые сейчас сформировали свою семью, еще только родились, а может быть их даже еще не было на свете. Мы хотим помочь продвинуть получение жилья очередникам, которым нужно очень долго ждать. Предлагаем молодым семьям, в составе общей семьи, прийти в наши специально построенные для этого дома, мы их называем дома револьверного типа, по коммерческому найму. По очень сдержанным ценам, арендовать себе жилье, и в течение 5-ти лет, например, вкладывать свои деньги в специальные фонды жилищных сбережений. И присовокупив потом к этим накоплениям еще и жилищные субсидии, они могут получить свою квартиру. И эта программа касается только тех, кто состоит на жилищном учете и на сегодняшний день, уже значительное число семей, включились в эту программу. Могу сказать, что 600 семей проживает сейчас в таких домах револьверного типа, 87 семей уже сумели решить свою жилищную проблему, накопив деньги и получив уже свое жилье. Остальные продолжают работать в рамках этой программы, накапливать средства и ожидать получения своего собственного жилья. Вторая программа, в рамках этой программы, она связана с льготной куплей-продажей, с рассрочкой платежа молодых семей собственного жилья. Здесь принцип такой: 30% вы вкладываете сразу, дальше вам дается рассрочка. Раньше давалась она на пять лет, теперь на 10 лет, то есть, это более удобно для молодой семьи. И 5% годовых. Это минимальные проценты, которые установлены для выплаты рассрочки. При рождении одного ребенка, идет погашение стоимости 10-18 кв. м будущей квартиры. При рождение второго ребенка, естественно, количество метров увеличивается, третьего и так далее. Если в семье рождаются дети, то она получает, естественно, преимущество в выплате за то жилье, на которое они претендуют. С 2003 до 2005 года, фактически за три года, на эту программу было выделено 50 с лишним миллионов рублей из Московского бюджета, и 90 миллионов из бюджета Российской Федерации. Таким образом, эта программа продвигается активным образом. Третья подпрограмма, - это опережающее предоставление жилья молодым людям, которые работают в бюджетной сфере. Это учителя, врачи, это работающие в социальной сфере. Здесь масштабы не такие большие, но это особые люди, которых мы хотим сохранить в нашей бюджетной сфере и сегодня уже 800 молодых учителей, врачей, получили жилье по этой программе. Здесь, в основном, свою очень большую роль играют наши префектуры, которые находят способы решения этой проблемы. На 2006-2008 год у нас эта программа уже проработана. Мы планируем в городе 1100000 кв. м жилья построить специально под программу молодой семье достойное жилье. И мы планируем, что 22 тыс. молодых семей, а если эта семья полная, то это 44 тыс. молодых людей, а если еще посчитать их ребятишек, могут быть счастливы тем, что они будут иметь свое жилье. Конечно, очень большое значение имеют и проблемы отдыха молодых детей и самих молодых людей. В частности, я хочу рассказать, что мы, буквально на этой недели, проводили лагерную комиссию, подвели итоги подготовки города к летней оздоровительной компании. Миллиард двести шестьдесят миллионов рублей город выделяет в этом году на организацию летней кампании. Около 600 тысяч ребят смогут принять участие в этой кампании на очень льготных, а часть этого контингента, на бесплатных условиях, - получения путевок, город берет эту работу на себя. Я могла бы, конечно, привести целый ряд других примеров из жизни города, которые впрямую сориентированы на решение молодежных проблем, но закончить я свое повествование хотела бы на следующей информации. Сейчас мы анализируем итоги выполнения программы “Молодежь Москвы” за прошлые годы. И анализируем их впервые, может быть, в нашей истории, не только в кабинетах чиновников, не только на Правительстве Москвы, а также мы вынесли итоги работы по этой программе на обсуждение самой молодежи. Мы совсем недавно, по инициативе студенческого правительства участвовали в таких общественных молодежных слушаниях. Может быть, многие из вас присутствовали тогда в зале Мэрии. На этих слушаниях, с участием молодежных организаций, мы обсуждали итоги исполнения программы и предложения к концепции будущей программы. Она будет рассматриваться в августе месяце на заседании Московского Правительства, когда оно будет происходить в режиме заседания правительства дублеров. И вот это предварительное обсуждение, которое было, на мой взгляд, очень интересным, свободным, с интересными предложениями и идеями. На нем было высказано очень много интересных проектов и суждений, которые сейчас, как раз находятся в работе, и мы готовимся к тому, чтобы самым широким образом обсудить эту программу на августовском заседании правительства. Поэтому программа эта готовится. Она у нас, надеемся, получится интересной, более продвинутой, чем та, которую мы уже выполнили, и я приглашаю всех вас к обсуждению этого проекта. Мы в Интернете опубликуем проект программы и, я думаю, что и вы, и ваши читатели смогут быть также участниками интерактивного обсуждения этого проекта программы, которая будет приниматься на будущие годы в нашем городе. Спасибо.


Рогожкин: Уважаемые коллеги, просьба задавать вопросы коротко и исходить из того регламента, который складывается у нас сегодня в работе.


Вопрос журналиста: Людмила Ивановна, скажите, пожалуйста, сейчас в Москве уделяется очень большое внимание развитию и поддержке среднего и малого бизнеса. Там не хватает квалифицированных рабочих кадров, и просто есть очень большие ниши, чтобы заполнить их. Какие идеи есть для того, чтобы привлекать туда молодежь и что сейчас уже делается?


Швецова: Очень хороший вопрос. Просто замечательный. Действительно, малый бизнес в Москве развит, развит он основательно, у нас существует более 200 тыс. малых предприятий. В них занято порядка двух миллионов человек. Миллион — основная занятость, и миллион — это вторичная занятость, то есть это совмещение со своей основной работой. Молодежи работает в малом бизнесе довольно много. Но речь идет не только о том, чтобы молодежь работала на предприятиях малого бизнеса, но чтобы молодежь имела возможность сама создавать предприятия малого бизнеса. Проявляться, как руководители малых предприятий. Вносить сюда свои идеи и эти идеи реализовывать. И я считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы мы особо обратили внимание на участие молодежи в малом бизнесе. И дали молодежи особые знания, профессионализм, чтобы они могли в опережающем режиме на этом рынке себя позиционировать, и поэтому у нас существует специальная молодежная программа развития малого бизнеса в Москве. Она предусматривает специальные профессиональные занятия с теми молодыми людьми, которых хотят открыть свое дело, получение льготных кредитов, которые могли бы дать возможность раскрутить ту или иную программу. Когда мы говорим о подготовке кадров в системе профессионального образования для нашего городского хозяйства, мы ведем речь не только о промышленных предприятиях, не только, о сфере образования, но мы ведем речь о том, чтобы ребята пришли в систему малого бизнеса. И пришли профессионально подготовленные. У нас не хватает сегодня швей, у нас не хватает парикмахеров, у нас не хватает тех людей, которые работают в малых предприятиях, в сфере услуг. Причем, нам нужны люди, которые придут туда, и там будут хорошо зарабатывать, будут себя реализовывать как настоящие профессионалы. Поэтому мы стараемся по всем направлениям и в сфере общего образования, и в сфере высшего образования и в рамках подготовки и переориентации молодежи направлять их на работу, именно в малый бизнес. Это очень материально перспективно для молодого человека, потому что он может там хорошо зарабатывать, и это перспективно для города, потому что развитие малого бизнеса это и создание устойчивого контингента людей, которые будут в обществе, как раз вот этим средним, базисным, звеном. И это нужно для города, потому что малый бизнес нам дает очень большие доходы в бюджет города, на основе которых мы и строим потом свои расходы.

Вопрос журналиста: В соответствии с вступившими поправками в федеральный закон «об образовании» за нарушение устава в учреждении школьники, достигшие 15-ти лет, могут исключаться из учебных учреждений. Дальнейшая задача трудоустройства переходит в Комиссию по делам несовершеннолетних. Куда предполагается устраивать, трудоустраивать этих ребят?


Швецова: Ну, во-первых, я сказала вам о том, что Закон об образовании, московский Закон об образовании, требует, чтобы все дети школьного возраста получили обязательно среднее образование. И мы будем в первую очередь думать даже не о трудоустройстве этих молодых людей, а о том, чтобы они обязательно получили образование. Или совмещено с трудом, или получили целевым образом образование. И для этого у нас есть много возможностей в городе, в том числе, в системе профессионального образования, в системе наших экстернатов, и в системе других форм поддержки получения образования. В том числе, индивидуальное получение образования. Поэтому, в первую очередь получение образования. Конечно, трудоустройство. Но трудоустройство в первую очередь это промышленные предприятия, строительство и малый бизнес.


Вопрос журналиста: Людмила Ивановна, вы знаете, что подвиг поколения моего, так сказать, навсегда останется в памяти Россиян. Что делается для того, чтобы улучшить патриотическое воспитание молодых людей? Чтобы они понимали, то, что совершили их деды и отцы, это достойно подражания, это достойно уважения, и достойно того, чтобы из поколения в поколение память о подвиге народа, был поднят на века. Что делается вот в этом?


Швецова: Хорошо, я не буду делать полного отчета о том, что делается, потому что мы имеем не только формы организации этой работы, но и результаты вполне конкретные по Москве, которые могут нас удовлетворять, с точки зрения того, что в ценностной ориентации наших молодых людей. Но ваш вопрос очень созвучен с той постановкой задачи, которая прозвучала у президента в его Послании. Вы знаете, что он дал поручение подготовить серьезную программу гражданского воспитания молодежи, воспитания на примере старших поколений, воспитание в духе уважения к своим обязанностям по защите Родины, по отношению к армии и так далее. Мы этой работой занимаемся на принципе реализации программы гражданского воспитания молодежи. В ближайшее время, на заседании правительства Москвы мы будем рассматривать проект новой программы. В этой программе есть все: создание и работа школьных музеев боевой славы, истории нашего города, истории отечества. Проведение различных акций воспитательного плана. У нашей молодежи очень популярны поезда памяти, которые ходят в разные точки, где происходили битвы Великой Отечественной ( в Берлин вот на 9 мая выезжал такой поезд памяти). Это проведение уроков мужества и многие другие массовые мероприятия. Это издание книг, которые повествуют молодежи об этих уроках истории. Это все для того, чтобы молодежь правильно, адекватно, на основе исторических фактов изучала историю своего Отечества. Надо печатать все точки зрения и все страницы истории, которые для нас когда-то было мало известны, а сегодня становятся известны. Они должны быть достоянием всего нашего общества, но в этом не должно быть тенденциозности. Должна быть правда истории, которую должны знать наши молодые люди. Вот об этом должны все вместе заботиться.


Вопрос журналиста: Спасибо. Скажите, как обстоит дело с устройством молодых специалистов в государственные учреждения, в частности, я говорю о школах и больницах. Нет ли сейчас конкуренции с частными школами, с частными клиниками? Сколько получает молодой специалист и есть ли у него стимул идти работать именно в государственную поликлинику?


Швецова:Нам удалось принять целый ряд мер, которые позволили нам выйти на лучшие результаты. У нас существует проблема кадров в этих учреждениях, и в том числе кадров высшей квалификации, то есть врачей и учителей. Поэтому мы создали свои педагогические учебные заведения и эти педагогические учебные заведения выпускают специалистов, которые приходят работать в обязательном порядке в наши школы, в наши дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. Студент, поступая в наш педагогический университет и другие педагогические учебные заведения, подписывает контракт о том, что после завершения обучения он минимум 3 года должен проработать в наших школах. И эти ребята обязательно приходят в школы. Они, кстати, приходят уже в школу имея не самый низкий разряд, они получают следующий разряд и приходят уже на более высокие оплаты, не на самую низкую бюджетную ставку. За счет этой программы нам удалось ликвидировать ту сложность, в обеспечении педагогическими кадрами наши школы, которая у нас была прежде. Далее стоит задача перед педагогическими коллективами — закрепить этих специалистов. Они должны полюбить свою работу, их должны хорошо принять в коллективе. Кстати, для самоутверждения, организации работы молодых специалистов, в частности, в образовании, у нас создан Совет молодых специалистов. Член Совета молодых специалистов является членом коллегии департамента образования и все проблемы молодых специалистов изучаются в рамках этого совета и потом ставятся перед московскими властями. Когда мы принимали постановление о дополнительных мерах по закреплению педагогических кадров, мы предусмотрели и подъемные для молодых специалистов, когда они приходят работать в наши московские школы, и вопросы социальной поддержки, связанные с отдыхом, и с детьми, и так далее. И все это неплохо сработало. Что касается здравоохранения. Сейчас тоже, у нас появилась новая возможность, связанная с учреждением московского факультета во Втором Медицинском Институте. Теперь это медицинский университет, и там также работает контрактная система, и специалисты, которые заканчивают медицинский университет, придут работать в наши московские больницы и поликлиники. Кстати, конкуренция коммерческих учреждений, она, конечно, присутствует, зарплаты в нашей системе здравоохранения сегодня значительно выше, чем в федеральных медицинских учреждениях. Я совсем недавно, например, была в одном нашем госпитале, который работает с ветеранами, и спросила, сколько получают медицинские сестры, сколько получают врачи. Средняя зарплата медицинской сестры в этом госпитале составляет 14-17 тыс. рублей, а врачей — 24-26 тыс. рублей. Это неплохие заработки, особенно, если сравнивать это с теми заработками, которые есть сегодня в учреждениях федерального подчинения. Кстати, в коммерческих учреждениях, для молодых специалистов зарплаты тоже не очень высокие, там не сразу дают высокие зарплаты. Поэтому мы должны делать все для того, чтобы не только на словах создавать условия достойной заработной платы и решать социальные проблем, но и выстраивать таким образом политику, чтобы молодые люди захотели работать в наши учреждения. Заставить мы никого не можем , но делаем все возможное, чтобы они не только пришли, но и закрепились в наших медицинских учреждениях.

Сегодня по специалистам, примерно около 25% у нас нехватка кадров. Особенно, конечно, страдает сегодня звено участковых, педиатров. Там, в основном, работают люди либо пред, либо уже пенсионного возраста. Молодых специалистов по здравоохранению, например, около 10% всего-навсего. Поэтому мы должны все сделать, чтобы молодые люди, профессиональные врачи и учителя пришли работать в наши отрасли. Ну а средняя зарплата в сфере образования, по прошлому году, у нас была 10,5 тыс. рублей. В этом году средняя зарплата учителей также будет увеличена.


Вопрос журналиста: Людмила Ивановна, правительство Москвы проводило своего рода акцию — “Очистим клубы от наркотиков”, тогда клубы, где продавали наркотики получали знаки отличия своего рода. Проводится ли что-то подобное сейчас и какой процент московских клубов уже проверен.


Швецова: Эта акция была инициативой многих наших деятелей культуры. Это была скорее такая, нравственно-эмоциональная акция, для того, чтобы поддержать те коллективы молодежных клубов, которые сами заботятся и принимают необходимые меры для того, чтобы распространение наркотиков было абсолютно исключено, во время проведения мероприятий. И если мы, например, такому молодежному клубу выдаем сертификат: “Чистая зона», в смысле чистое от употребления наркотиков заведение, то это может быть для них в определенным смысле и рекламой. Для того, чтобы именно туда приходили молодые люди, которые не хотят иметь ничего общего с употреблением наркотиков. Но кроме этих мер, принимаются и другие, уже правовые меры, связанные с работой наших правоохранительных органов, которые просто проводят рейды, проверяют молодежные клубы и, в случае определения виновности организаторов этих клубов в распространении наркотиков, предписывают либо их закрытие, либо к серьезные штрафы. Я имею информацию о том, что во время проведения этих рейдов достаточно большое количество молодежных клубов наказываются до их ликвидации. Надо проводить еще более строго и активно проверки, потому что более половины тех, кто в социологических опросах сообщают, что первый раз они употребили наркотики, именно, в молодежных клубах. Это очень серьезный фактор, являющийся очень рискованным, с точки зрения приобщения молодых людей к употреблению наркотиков, поэтому, естественно, мы этим занимаемся и будем заниматься еще более активно в будущем.


Вопрос журналиста: Людмила Ивановна, вы сегодня не совсем подробно остановились на летнем отдыхе, оздоровлении и студенческих отрядах. Но еще существует категория подростков, так скажем, до 14 лет, которые хотят летом, временно, куда-то пристроиться. В прошлые годы правительство Москвы очень много делало вместе с центром занятости “Перспектива”. Какие шаги планируется предпринять этим летом и куда бы вы посоветовали ребятам обратиться.


Швецова: В этом году мы будем делать все то же самое, но еще более активно. Около 14 тыс. ребят уже сейчас записались в такие трудовые объединения школьников. Московское правительство дотирует организацию таких лагерей. Причем мы дотируем укрепление материальной базы, проводим специальные ремонтные работы и доплачиваем ребятам до среднего заработка, который они должны получить после работы к тому, что они получат непосредственно работая в трудовых объединениях. Потому что они должны оплатить, как минимум, свое пребывание, питание и так далее. Поэтому из городского бюджета выделяются на это средства, а всю информацию можно получить в нашем центре “Перспектива”, как всегда, в Комитете общественных связей, который курирует эту работу и во всех других доступных источниках, в районных управах, префектурах и так далее.


Вопрос журналиста: Известно, что в Москве проводилась вакцинация птиц от птичьего гриппа, она сейчас закончена? И если, может быть, какой процент провакцинирован и не планируете ли вы в будущем ввести вакцинацию людей?


Швецова: Нет, что касается вакцинации людей, то таких предписаний специалисты не выдавали. Единственное, что мы считаем, и это абсолютно точно, что любая профилактика гриппа вообще, ОРВИ вообще, это создание иммунитета организма по отношению и ко всем другим заболеваниям. Поэтому программу по вакцинации от сезонных простудных заболеваний мы, естественно, будем реализовывать и эта задача остается на повестке дня. Что касается вакцинации птиц, то она в плановом порядке уже проведена. Мы сделали уже соответствующие прививки. Вчера, например, у меня была Наталья Юрьевна Дурова, у которой есть довольно много птичек в ее театре зверей. И она мне сказала, что все птицы привиты. То же самое мы сделали и в Уголках пернатых, которые есть в дошкольных учреждениях. Ну, естественно, зоопарк, водоемы и так далее. То есть эта работа, в плановом порядке завершена.


Рогожкин: Дорогие друзья, я хотел сказать, что Людмила Ивановна, конечно же, не исчерпала круг того, что она знает о проблемах молодежи, их действительно настолько много и они все интересные. Поскольку у нас, через несколько минут, начинается «прямая линия», я хочу ее поблагодарить, за то, что она так уверенно и замечательно эти проблемы осветила и также уверенно ими занимается.


Швецова: А я, со своей стороны, хотела бы, уважаемые коллеги, привлечь ваше внимание еще к одной теме, которая касается непосредственно развития молодежной активности у нас в городе. И напомнить, что в августе месяце правительство Москвы уходит в отпуск и под руководством мэра города в зале заседания правительства будет заседать молодежное, студенческое правительство-дублер. Этот проект очень интересно и очень конструктивно реализуется в городе и я, как человек, который может быть наиболее подробно знаком с тем, как этот проект идет, могу сказать, что мы не ошиблись. Все идет по плану и даже интересней и более творчески, чем мы предполагали. Очень серьезные ребята пришли вот в это правительство-дублеров. Они очень активно работают. Я хочу им пожелать, чтобы они обязательно хорошо сдали сессию, потому что они так много времени уделяют этой своей общественной работе, но чтобы учеба их при этом не пострадала. Но август месяц будет чрезвычайно интересным временем, потому что вопросы жизни города, вопросы жизни молодежи будут находиться под руководством мэра в руках самой молодежи. Это очень любопытно, но об этом, как говорится, потом, не будем сейчас на это тратить много лишних слов, потому что это ждет нас с вами впереди. Спасибо большое всем.



Партнеры