Искатели приключений

Чтобы приехать на Южный берег Крыма, нужно въехать в Украину

Канувший было в Лету в смутные перестроечные времена автотуризм вновь становится популярным у моторизованных россиян. И одним из самых излюбленных маршрутов, как в добрые старые времена, становится дорога в Крым. Накануне сезона отпусков наш корреспондент провел разведку трассы в составе отряда из 40 машин, под флагами РФ отправившихся на полуостров...


Выбрали кратчайшую дорогу через Тулу, Орел и Курск на Харьков, где планировалась ночевка (“плечо” составило 800 км). Вечером первого же дня колонна выстроилась на рубеже России и Украины. Пограничный пункт обозначен как Гоптывка и одновременно Нехотеевка. Между двумя поселками — 500 метров ничейной полосы, на которой томятся автомобилисты, пересекающие кордон. Да, сколько бы высокие начальники ни убеждали журналистов, что проблем при пересечении границы у автолюбителей не бывает, реальность оказалась иной. Так случилось, что к таможне автоколонна подъехала в так называемый пересменок, который длился больше часа. Правда, как только открылись пропускные пункты, движение пошло, но не очень-то бойко. И это несмотря на то, что с дружественной стороны нас ждали местные власти на брифинг. Именно это обстоятельство помогло проскочить погранцов без украинского полиса ОСАГО (для вазовской “девятки” — $25). Сегодня его можно приобрести в любой крупной страховой компании, причем не только в столице. Но, как говорится, не все “чайники” это знают и надеются уладить все формальности непосредственно на месте. А вот тут-то и засада. По закону украинский пограничник уже при выезде из таможенной зоны может поинтересоваться наличием полиса и при его отсутствии повернуть автомобиль назад. Хотя оказалось, что страховки здесь все же продаются, только поменять рубли на гривны негде (1 гривна равна 5—6 рублям). Вообще обмен валюты, похоже, беда сопредельной стороны: обменников практически нет, а банки работают по-советски — то выходной, то время вышло и т.п. А когда вы узнаете, что имеете право ввезти в Россию всего два литра вина и литр крепких напитков (а пива — жалкие 5 л), то наверняка будете в недоумении. В конце концов, многие не прочь затариться в “незалежной” знаменитыми крымскими винами...

Второе “плечо” маршрута равнялось 600 км, но растянулось почти на весь световой день, ведь его намеренно удлинили, чтобы заскочить на... винный завод в Артемовске, некогда больше известном как шахтерский городок. Собственно говоря, предприятие и использует площади подземных штолен, на которых давным-давно добывали гипс. Постоянный микроклимат шахт — идеальный естественный холодильник для выдержки вин.

Следующий постой — в Днепропетровске. Конечно, можно было рвануть и подальше, но после дегустации рисковать не стали, ведь “даишники” (в Украине действует аналог ГАИ — ДАI) не дремлют. Кроме стационарных постов практически за каждым поворотом можно встретить патрульную машину. Суровые милиционеры строго блюдут правила движения, но за определенную мзду с радостью отпускают нарушителей. Интересно другое: не каждый наш водитель знает, что “даишники” не обладают полномочиями для наказания именно россиян. По словам заместителя начальника ДАI Харьковской области, местная дорожная милиция может лишь выписать протокол на нерадивого водителя и обязана отправить его в генконсульство РФ, которое и переправит бумагу по месту жительства автовладельца! Иначе говоря, у россиян ни за какие нарушения правил не изымаются “права”, а тем более номерные знаки и сам автомобиль. Даже нетрезвого водителя просто отстраняют от управления на том месте, где он попался.

Последние 500 верст до Крыма промчались с юношеским задором. Причем часть машин поехала не по основной трассе на Симферополь, а погналась за экзотикой, в качестве параллельного маршрута выбрав дорогу по Арабатской стрелке — песчаной полосе (в самом узком месте 500 м), разделяющей Азовское и Черное моря. На самом деле это 100 км самой настоящей проселочной дороги, на которую неподготовленный автомобиль лучше не выпускать. Не всем машинам удалось преодолеть участок без поломок, а времени ушло уйма — около 4 часов.

Но вот наконец и Крым, а точнее, автономная республика. Как ни странно, резко убавилось “даишников”, появилось больше русскоязычных указателей и чище стал воздух. Путешествовать по побережью на автомобилях — одно удовольствие, ведь не секрет, что на полуострове не столь развита железнодорожная сеть, немного и аэропортов. Поэтому стационарный отдыхающий отчасти лишен возможности переезжать из города в город, от одной достопримечательности к другой. Нет, есть, конечно, знаменитые симферопольские горные троллейбусы, маршрутки и такси, но свои колеса гораздо приятнее. Тем более во всех городах, которые захватил автопробег (а это Судак, Алушта, Ялта, Бахчисарай и др.), встречалось немало гостиниц с вместительными автостоянками, причем бесплатными для постояльцев (только в Днепропетровске с проживающих взимают 15 гривен за постой авто). Мобильные автотуристы за несколько дней могут объехать множество интересных мест (одних только винных заводов несколько, и все уникальны по-своему) и свободно вернуться к постоянному месту дислокации. Тем более что сегодняшняя автомобильная инфраструктура побережья очень хорошо развита. Довольно прилично обстоят дела с дорогами — самый отвратительный участок трассы попался в Запорожье, где сегодня вместо “мыльниц” “ЗАЗ-968” собирают Chevrolet Lanos. Нет проблем ни с ремонтом (хотя, например, в Судаке на Peugeot 206 радиатора не нашлось), ни с бензином — на всем протяжении трассы большое количество бензоколонок, причем многие из них принадлежат проверенным брендам, хорошо знакомым нашим согражданам. Что касается цены на топливо, то она практически такая же, как в Москве, — в среднем 3,80 гривны за литр 92-го (около 20 рублей). Хуже придется машинам, работающим на газу, — он здесь почти вдвое дороже.

Если говорить о ценах вообще, то, оказывается, в Крыму еще сохранились довольно бюджетные турбазы, когда-то активно заполняемые студентами и гражданами среднего достатка (множество мотелей предлагают апартаменты как за $15, так и за $40). Хотя подобные постоялые дворы в основном стоят подальше от моря, ближе к горным тропам, всевозможным пещерам и древним скальным городам, на которые теперь возят пешие экскурсии. Конечно, здесь и удобства могут оказаться общими, и питание — спорным, да и уровень сервиса покажется низковатым.

Сегодня в Крыму появилось немало частных пансионатов и четырехзвездочных отелей, упакованных шведскими столами, аквапарками и прочими атрибутами элитных курортов. Правда, в этом случае придется раскошелиться — как говорится, за удовольствие надо платить. Отдых в подобном месте обойдется в кругленькую сумму, порой превышающую затраты на поездку, скажем, в Турцию. Но, согласитесь, пара недель жизни у моря в отдельной вилле, спрятанной в уникальной можжевеловой роще, с личным автомобилем под боком — неплохая перспектива, если вы не боитесь преодолеть для этого почти полторы тысячи километров.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру