Прощай, мелок

Школу, где учился Валентин Гафт, сотрут с лица земли

Сегодня в школе №378 прозвенит последний звонок в прямом смысле этого слова. Пока выпускники репетируют праздничный концерт, 70-летняя школа-старушка доживает последние деньки. Сразу после выпускных экзаменов она опустеет. Старое здание идет под снос.

Посреди шумной столичной улицы Стромынки, на зеленом холме, усыпанном желтыми одуванчиками, еще стоит эта школа. Как только проходишь калитку в заборе, окунаешься в тишину. Несмотря на сотни газующих машин за спиной, тут слышны только детские крики и пение птиц. Кроны деревьев зеленеют где-то в вышине, заглядывая с любопытством в окна школы. Раскидистый жасмин притулился к фасаду. Около него все так любят фотографироваться…

На первом этаже на стене облупилась штукатурка. Звонок еще старый, оглушительно дребезжащий. Спортзал — неуклюжая пристройка на левом боку 9 на 18 метров — просто насмешка в контексте современной Москвы.

Школа открылась еще в 1936 году. Во время ВОВ в ее стенах формировались специальные части войск связи — больше двадцати мальчиков ушли на фронт после выпускного вечера и не вернулись домой. До 1954 года школа №378 оставалась чисто мужской.

“Здесь одновременно обучалось больше тысячи оголтелых сорванцов со всей округи. На некоторых параллелях доходило до восьми классов. Конечно, для учителей работа в мужской школе была сущим адом”, — вспоминает 67-летний Юрий Коднир. Натереть классную доску воском, стол учителя — чесноком, подпилить ножки стула, а в лампочку в классе подложить мокрую бумажку (когда она высохнет, свет погаснет и контрольной не будет) — учитесь, нынешние детки! Седовласые хулиганы из его выпуска отмечают в этом году пятьдесят лет со дня окончания школы.

Одноклассница Коднира Мила Жиляева великое смешение полов в 1954-м помнит прекрасно: “Первый день все сидели очень напряженные. Мальчики — как мыши, мы — вжавшись в парты. Но вскоре хорошо освоились”.

В 1953 году эту школу закончил Валентин Гафт. В спектаклях школьного театрального кружка ему доставались сплошь женские роли. Мила Жиляева со смехом вспоминает, как из-под многочисленных юбок торчали ботинки 43-го размера.

Снести и построить новую школу на месте этой собираются уже давно. Теперь готов новый индивидуальный проект, который позволит увеличить площади в три раза. Главный инженер проекта — выпускник школы Леонид Мельников. На переменах вся начальная школа будет гулять во внутреннем дворике, старшие и средние — на специально оборудованных крышах. Два спортзала, один тренажерный, рядом спорткомплекс, огромная библиотека и читальный зал.

Новую школу должны открыть 1 сентября следующего года. Но как сохранить память? Один из выпускников школы, Ваня Филькин, стал начальником соседнего, 101-го отделения милиции. Он всегда говорил директору: “Как будут ломать школу, первую ступеньку лестницы заберу себе. Я когда заходил в школу, все десять лет обязательно наступал на первую ступеньку”. Иван Филькин умер несколько лет назад — школу снесут без него…

На выпускной вечер родители заказали огромный торт в виде старого здания школы. Директор собирается снять фильм о школе — про каждый родной уголок. В новую, напичканную современным оборудованием школу учителя хотят взять с собой все хорошее старое. И символическую коробочку мела. Они очень переживают, что нельзя выкопать и пересадить шикарный жасмин…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру