“Черный квадрат” выскочил из рамы

У девочки на шаре рейтинг зашкаливает

26 мая 2006 в 00:00, просмотров: 212

Громкой художественной акцией в ЦДХ отметилась кукольная галерея “Вахтановъ”: выставила произведения Пикассо, Дали, Ренуара, Веласкеса, Магритта, Модильяни, Кустодиева. Шутка. Впрочем, правда этой шутки в том, что 80 кукольников представили здесь свои работы по мотивам полотен гениальных живописцев. Проект так и называется — “Сошедшие с полотен”.

Первое, что удивляет, — куклы буквально не похожи на своих картинных прототипов. То есть каждая из копий вполне узнаваема, но, естественно, дополнена исключительным авторским содержанием. Всего “сошло с полотна” чуть более ста двадцати персонажей — девочка с персиками, девочка на шаре, красный конь, которого искупали… Кто из фарфора, кто из текстиля, а кого в пластике воплотили.

— Как появилась такая необычная идея выставки? — спрашиваю директора галереи Ирину Мызину.

— Она витала в воздухе более пяти лет. Главный итог — художники перелопатили кучу альбомов по искусству и выбрали героя, близкого себе по духу. Есть даже кукла по мотивам стенной живописи в Риме.

Итак, герои. Ярким пятном смотрится версия знаменитого “Танца” Матисса — человечки из ткани цвета оранж замкнулись кольцом в своем вечном полете. Рядом “Всадница” Брюллова — дамочка в кружевной мантилье пришпорила игрушечную лошадку, да так, что прическа сбилась набок — не благообразная красавица, безумная Марго на помеле. Тему верховой езды продолжает миниатюрный юноша на красном коне — привет Кузьме Петрову-Водкину и его “Купанию красного коня”. Далее — многочисленные посвящения: купчихи — Кустодиеву; лошадь, девушка и петух из вяленой шерсти — Шагалу; фактурная женская спина с выдвижными ящичками — Дали; странный человек, похожий на ежика, — Норштейну; следующее посвящение от Романа Шустрова — Параджанову.

А вот “Верочка”. Верочка эта с персиками, точнее, то, как увидела “Девочку с персиками” Валентина Серова кукольница Ирина Захарова. На огромном спелом фрукте уселась девочка с хищным взглядом, сосредоточенным на собственном аппетите. Персики — в руках, на персиках — мухи. Кстати, и работы знаменитого чеха эпохи ар нуво Альфонса Мухи также вдохновили авторов, но на утонченных фарфоровых красоток. Самая же очаровательная из красавиц, конечно, Натали Гончарова. Мини-постамент супруге солнца русской поэзии намекает на что-то роковое — “О, Натали, он узнал…”. Так и хочется воскликнуть: “Что? Что узнал Александр?” Самая же сюрреалистическая — “Женщина с букетом цветов” Димы ПЖ по абстракции Пикассо.

На этой уникальной выставке можно составить рейтинг популярности шедевров у кукольных дел мастеров:

1-е место — у Пабло Пикассо (9 кукол). Причем представлены ранний, розовый и голубой периоды творчества гения. Больше всего “Девочек на шаре”. “Мальчика с трубкой” нет, но обнаружен “Мальчик с собачкой”.

2-е место — делят “Инфанта” Веласкеса и “Черный квадрат” Малевича (по 3 куклы).

3-е место — не определено. Творения Ренуара, Климта, Модильяни, Брейгеля, Мухи, Кустодиева, Тропинина воплощены в двух версиях. Узнавать их и сравнивать — сплошное удовольствие.

Но самые оригинальные кукольные трактовки у “Черного квадрата” Малевича. Их аж три. Квадрат №1 от Шпаковских — “Казимир по прозвищу Черный Квадрат”: загадочная фигура в кепочке с надписью “Ч.К.”, длинный кожаный плащ, пистолет. Квадрат №2 (автор Ольга Егупец) просто вышел из рамки и пошел… ножками, никаких зашифрованных посланий потомкам не оставив. А на третьем квадрате (автор Ольга Серая) расположились футуристические “Жители Черного квадрата”. Любопытно — цвет композиции совпадает с линиями, которыми испещрен шедевр супрематиста.

Выставка “Сошедшие с полотен” открыта по 11 июня.





Партнеры