Прокатиться на блондинке

Московских велорикш предпочитают даже индусы

С 1 мая на улицах Москвы появился новый вид транспорта — велокэб. Пока трехместное трехколесное транспортное средство работает всего в нескольких местах. За неполный месяц работы у велорикш уже появились и свои поклонники, и проблемы. Корреспондент “МК” на собственном опыте решил выяснить, легко ли быть водителем современного кэба.

С инструктором по вождению велокэба Антоном мы встретились во время грозы.

— Пока идет дождь, потренируйтесь здесь, под аркой, — сразу приступил к делу Антон. — Принцип езды простой, как на велике.

— Давно не ездила на велосипеде, — призналась я, с некоторой опаской оглядывая внушительный кэб. Одно дело крутить педали легкой двухколесной конструкции, другое — двигать около 150 килограммов пластика да металла. “А если ко мне еще сядут пассажиры, точно с места не сдвинусь”, — обреченно думала я, пока Антон регулировал сиденье под меня.

Но отступать некуда, уселась на водительское место. Показалось вполне комфортно, только спинка немного непривычно откинута назад.

— Чуть прокрути педали назад, чтобы создать рычаг для движения, и снимай кэб с ручного тормоза, — показал мой инструктор рычаг на левой ручке, — все, теперь двигайся!

Я медленно стала крутить педали — машина с легкостью двинулась по мостовой. Куда ехать было непонятно, даже в будний дождливый день толпа плотным потоком проходила под нашей аркой.

— Ничего-ничего, езжай прямо, люди расступятся, — шел рядом мой учитель. — Вообще народу очень нравятся кэбы. Почти за месяц работы был только один недовольный пенсионер, который ворчал, что некуда людям деньги девать, и вообще ногами надо ходить.

Люди действительно с улыбкой расступались, парочка детей и стариков остановились посмотреть. Я быстро освоилась и запросилась “в поле”.

— А ты боялась, — ободрил меня Антон. — Говорю, очень умная и легкая в управлении машинка. Хотя мы все равно целый день тренировались — все-таки людей возим, все навыки должны быть отработаны на “отлично”. Даже на права класса А экзамен сдавали. Для начала давай я тебя довезу до площадки поспокойнее.

Я с трудом протиснулась на пассажирское сиденье.

— Вообще-то вход с другой стороны, — поправил меня инструктор, — видишь, там пространство побольше — специально для прохода. Даже красный ремешок для пассажира справа предусмотрен, чтоб, не дай бог, не выпал на ходу.

В велокэбе предусмотрено, кажется, все: легкая замена всех деталей, съемные чехлы на сиденья и пластиковое окошко от дождя, звонки автомобильный (который, правда, сильно пугает пешеходов) и велосипедный, поворотники с музыкой — чтоб не забывать выключить. Однако стоят эти машинки подороже “Жигулей” — около 8 тысяч евро.

В Европе велорикши появились где-то в 98-м году. Только в Берлине курсирует около 200 таких машин. В качестве транспортного средства их используют даже для свадеб и разных рекламных, торжественных мероприятий. Жители тоже любят прокатиться на велорикше: минут 20 езды там стоит 5 евро, и от желающих отбоя нет. Москва остановилась на немецкой конструкции кэба, которая хорошо зарекомендовала себя в Голландии и Германии. А прибыли в Россию первые 11 машин в апреле этого года. Конечно, этого мало. По расчетам, Москве нужно штук 50 кэбов, чтобы они работали на 5—10 площадках для массового гулянья. Все-таки пока велокэб — не реальный транспорт, а скорее увеселительное летнее мероприятие, как, к примеру, детские карусели.

...Быть пассажиром мне тоже понравилось — кэб катил плавно и мягко, несмотря на отсутствие амортизаторов. В какой-то момент почувствовала себя ребенком в прогулочной коляске, захотелось откинуться на спинку и уснуть под тихий гул передаточной цепи. Антон, чтобы показать возможности кэба, развил достаточно большую для этой машины скорость — километров 15—16 в час. От холодного влажного ветра моя сонливость мгновенно улетучилась, захотелось покрутить педали и согреться.

— Здесь еще поучись, — остановился Антон около фонтана. — И можешь начинать искать клиентов.

Я огляделась — народу никого. Только стайка подростков катила на роликовых коньках. Увидев их, мой рикша вспомнил, как на днях в него врезалась девочка на роликах — ребенок отделался легким испугом, а у колеса кэба отлетел кусок диска.

— А вообще велокэб — самая безопасная и экологически чистая машина, — на всякий случай сказал Антон, видимо, вспомнив, что имеет дело с прессой. — Читал, в Штатах таксисты даже устроили забастовку, устав от конкуренции с кэбами. Там у рикш много налоговых поблажек, и к тому же они легко справляются с любыми пробками. Из-за того, что многие пассажиры стали предпочитать кэб, таксисты в Нью-Йорке терпят убытки.

Вспоминаю, как велорикша Рома рассказывал, что многие клиенты нанимают его, чтобы объехать заторы:

— Бывает, везешь клиентов по тротуару, а какой-нибудь водитель из 600-го “мерса” с такой завистью смотрит вслед!

Пока мы с Антоном рассматривали поврежденный диск, около нашего кэба остановился худощавый дедок. “Неужели мой первый пассажир!” — екнуло сердце. Я, как в рекламе, сделала широкий жест рукой:

— Садитесь, прокачу с ветерком!

— Нет, я только посмотреть, — испуганно отпрыгнул старичок.

— Предсказуемый ответ для пенсионера, — успокоила я сама себя, хотя было жаль, что “клиент ушел”. — По твоим наблюдениям, Антон, что за люди пользуются велокэбом?

— Самое удивительное, что обычные, далеко не самые богатые: родители с детьми, влюбленные парочки, кстати, те же пенсионеры.

А вот богачи, наоборот, не прикалываются — наверное, за границей наездились. Ну разве что в ресторан или на встречу просят подвезти.

— Иностранцы бывают?

— Часто. Я возил американцев, финнов, поляков. Был и индус. Сказал, что наши рикши ему понравились куда больше, чем родные, индийские. Там, говорит, ехать не так удобно, очень тряско. Принцип езды тоже немного другой: велорикша не откидывается назад, на спинку, а подается вперед и сильно работает ногами.

Я снова села за руль. В это время Антон с заднего сиденья помогал мне разобраться с передачами. Всего их 21 штука, но реально используются только 5. Вспомнила, что, когда сдавала на права, все эти передачи (а главное, момент, когда их надо переключать) давались мне непросто. Поэтому старательно выясняю, на какой скорости какую передачу включать.

— Расслабься, — успокоил меня инструктор. — Здесь проще, чем в машине. Чувствуешь — педали легко прокручиваются, можешь переключаться на следующую передачу. Видишь, вокруг левой ручки идет кольцо с цифрами. Вот, правильно, уже вторая передача. А если тебе надоело велоспортом заниматься, можешь повернуть на себя правую ручку — заработает мотор.

Я послушно поворачиваю ручку — педали начинают крутиться так быстро, что мои ноги едва успевают за ними. Поняла, что пора переключать передачи. Третья, четвертая, пятая. Захотелось лихачить. Сделала один резкий поворот, другой — кайф.

— А экстрим на кэбах бывает? — совсем уж осмелела я.

— Это если на плохую дорогу съедем, — пошутил Антон. — Насчет экстрима сложно что-то придумать, машина все-таки громоздкая. Разве что на двух колесах можно проехаться — третье будет в воздухе висеть. Ощущение прикольное.

Выехали на перекресток. Все машины весьма галантно пропустили мой кэб. Я завернула на широкую аллею и стала активно высматривать клиентов. “Езжай против потока, так проще набрать людей”, — посоветовал Антон. Снова пошел дождь, и редкие прохожие кататься не собирались. Мой инструктор пригласил было двух барышень, но они ответили столь резко, что больше у нас с Антоном желания кого-то зазывать не было.

— Не повезло тебе — погода плохая и будний день, — констатировал Антон.

На белом велокэбе меня обогнал 31-летний Иван. Парень перепробовал много разных профессий: от электрика до актера, но говорит, что именно здесь нашел свое призвание. Ему с клиентами повезло больше, чем мне: на заднем сиденье расположилась щуплая кореянка с двумя малышами.

— А вообще сколько человек может поместиться в кэбе? — интересуюсь у своего инструктора.

— Он рассчитан на семью: двух человек среднего веса и ребенка, — отвечает Антон. — То есть килограммов на 120—150. Было дело, возил и две пары одновременно. Девушки сидели у ребят на коленях — все поместились и лихо проехались.

Припоминаю рассказ бывшего велорикши Виктора:

— Как-то на Охотном Ряду сел ко мне гражданин весом явно за 150 кг, кэб аж прогнулся. Наш менеджер кивнул: “Вези”. Ехать в горку до Тверской. Как раз и аккумулятор сел, его хватает часов на шесть работы, а был уже вечер. Вот тут мне было реально тяжело. Хотя я много лет плаванием занимался, ноги вроде накаченные. Ну ничего, доехали.

Недалеко от нас ждут ездоков еще три кэба. Все их водители — ребята-студенты, работа их устраивает еще и тем, что всегда можно договориться со сменщиком и спокойно сдать сессию. А вообще среди рикш есть и две девушки, и один дедушка.

— У нас сразу сложилась дружная команда, — рассказывает Виктор, — хотя я вот уволился, но прихожу к ребятам очень часто. Тянет сюда. Ни за что бы не ушел, если бы не деньги. Например, в дождь даже на 9 Мая желающих прокатиться так мало, что мы, можно сказать, трудились себе в убыток. Работа, конечно, приятная, но хочется все-таки и деньги получать.

— Простите, кто водитель? — прервал мои размышления невысокий мужчина в светлом пиджаке.

— Я за него! Куда ехать? — обрадовалась я своему первому клиенту.

— Перекусить хочу. Не подскажите, где здесь кухня получше.

— Конечно, подскажем, — представившись, вмешался в разговор мой инструктор.

— Согласен, — кивнул парень, залезая в мой кэб, — всю жизнь мечтал на блондинке прокатиться.

Уже как заправский рикша я быстро, на пятой передаче (благо моторчик не успел разрядиться) повезла пассажира по пути, который указывал Антон. Когда около маленького ресторанчика клиент расплатился и вышел, инструктор остановил меня:

— Не спеши разворачиваться, нас здесь ждет шаурма по спецзаказу, — многозначительная пауза, — с двойной порцией мяса. Как-то подвез хозяина этого заведения, и он предложил: вы мне — клиентов, я вам — бесплатную шаурму.

После сытного перекуса мы с Антоном, словно гоголевские персонажи, долго раскланивались — кто кого повезет до выхода.

— Дай еще покататься, не волнуйся, я совсем не устала, — уговорила я своего инструктора.

Еще с полчаса покатавшись по разным аллеям, мы вернулись к главному входу. Расставаться с умной машинкой не хотелось. За несколько часов работы я настолько сроднилась с велокэбом, что по дороге домой ощущала себя современным кентавром: ноги с легкой дрожью встречали землю, руки просили руля, а в голове звенело: “Сейчас поворачиваешь направо, не забудь включить поворотник!”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру