В городе Сочи хорошо не очень

Россия не договорилась по газу с Евросоюзом

После саммита Россия—ЕС наши чиновники хромали, а европейские — распускали руки. Чувствовалось, что торг по вопросам энергетического сотрудничества, которое стало главной темой обсуждения, был жестким. Впрочем, договориться, что получает Россия в обмен на допуск европейских компаний к нашим газовым месторождениям, гостям и хозяевам так и не удалось. Тем не менее Владимир Путин попытался извлечь выгоду из пребывания европейцев в Сочи, сагитировал их продвигать город в качестве столицы Олимпийских игр 2014 года.

Накануне саммита гостей развлекали как могли. На торжественном ужине на берегу Черного моря перед ними выступили Кубанский казачий хор, цыгане и певица Пелагея. При каждом удобном случае европейцы восторгались славным городом Сочи.

Подведя итоги сотрудничества с ЕС и обозначив тему нынешних переговоров, Путин добавил: “Я чувствую, многим здесь понравилось. Если вы не против, мы и дальше будем расширять географию наших встреч”. Это прозвучало угрожающе. Не удивлюсь, если в следующий раз саммит состоится где-нибудь на Севере. Глядишь, на морозе европейцы станут разговорчивей…

За закрытыми дверями саммит шел несколько часов. После его окончания проголодавшихся переговорщиков повели на обед. Наблюдая за ними из окна, я увидела дивную картину: сильно хромающий министр транспорта Игорь Левитин с костылем, следом — хромающий Дмитрий Козак и хромающий Герман Греф. Такое чувство, что чиновники дружно, но неудачно пытались пнуть Евросоюз…

Через пару часов сытые европейцы и россияне пришли на пресс-конференцию. Глядя на некоторых граждан, я грешным делом подумала, что они не ели, а закусывали. Иначе чем объяснить, например, странное поведение комиссара ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы, который бульдожьей хваткой схватил Путина за шею в ответ на какую-то реплику с его стороны? Если бы не добродушная улыбка господина Соланы, я бы решила, что он хочет президента задушить…

Говоря об итогах саммита, Путин поведал, что заключены соглашения об упрощении визового режима и о реагнессии. Он говорил мало и складно. Но о том, чего все ждали — о результатах переговоров по энергетическому сотрудничеству, — ни слова не сказал. А между тем торг по этому вопросу идет уже не первый день: европейские компании хотят получить доступ к российским газовым месторождениям, а “Газпром” в свою очередь желает продавать газ непосредственно европейским потребителям, минуя поставщиков. И молчание ВВП по газовой проблематике было красноречивее всяких слов. Достигнуть компромисса явно не удалось.

Подтверждением этого стали ответы Путина на вопросы журналистов. Австрийскую журналистку волновал вопрос: не собирается ли Россия выбрать в качестве альтернативного покупателя газа Китай. Но ВВП снова заговорил про сотрудничество с Европой. “Если наши партнеры ждут, что мы дадим им доступ к инфраструктуре, добыче и транспортировке, то возникает вопрос: а что получим мы? — страстно вопросил президент. — Может, тоже доступ к инфраструктуре, добыче и транспортировке? Но к каким? Где у вас добыча, в какие вы нас пустите месторождения, какие у вас есть магистральные трубопроводы? Если этого нет — а этого нет, — тогда мы должны найти способ адекватному возмещению. У нас нет здесь никаких секретов от общественности”, — добавил президент.

Позже Путин развил свою мысль: “Это как в детстве было: во двор вышел, конфетку держишь, а тебе говорят: “Дай конфетку”. В потный кулачок зажал и спрашиваешь: “А ты мне что?”

Похоже, в детстве ВВП никого не угощал конфеткой просто так…

Под занавес пресс-конференции, когда все уже поднимались со своих мест, президент вдруг спохватился и произнес: “Надеюсь, всем нашим друзьям в Сочи понравилось. Рассчитываю, что все вы активно включитесь в работу, продвигая кандидатуру Сочи в качестве столицы Олимпийских игр 2014 года”. Теперь понятно, почему саммит Россия—ЕС состоялся именно здесь.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру