Цена лома

В Жуковском герои спасают самолет-легенду

2 июня 2006 в 00:00, просмотров: 305

В Жуковском продолжается эпопея с уникальным самолетом “Ту-144”, который общественность хочет спасти от переплавки. Работающий в этом городе Клуб героев (в него входят летчики-испытатели — Герои СССР, России и Соцтруда) провел акцию в поддержку идеи организовать на базе “Ту-144” городской музей. Но сначала самолет надо выкупить у фирмы, занимающейся утилизацией металлолома.

“МК” уже рассказывал про эту историю три месяца назад. Тогда ситуация была критической: сотрудники аэродрома, на котором хранится самолет-легенда, обнаружили рабочих, срезающих автогеном титановые капоты с двигателей. Выяснилось, что самолет продан на металлолом.

— Несмотря на то что участие в судьбе “Ту-144” приняли Клуб героев, губернатор Громов, депутат Госдумы Семенов, самолет остается собственностью коммерсантов, и они в любой момент могут его забрать, — рассказывал тогда “МК” инженер по эксплуатации “Ту-144” Алексей Амелюшкин — один из тех, кто первым забил тревогу. — Нам сказали, что за ним приедут, как только сойдет снег.

Теперь уже можно сказать: работники аэродрома специально позаботились, чтобы весной вокруг “Ту-144” сугробы были самые большие, — трактор чистил взлетную полосу регулярно.

С тех пор ситуация изменилась. Клуб героев заключил с нынешними владельцами самолета договор купли-продажи. Губернатор Громов уже выделил 3 млн. руб., еще миллион привлекли сами Герои. Но этих денег не хватает даже на выкуп. Не говоря уже о создании музея.

— Договор-то мы подписали, — говорит руководитель Клуба героев, Герой Советского Союза Геннадий Ирейкин, — но к договору продавец написал замечания: деньги должны быть перечислены до 17 июня. На сегодняшний день не хватает 6 млн. рублей.

Кроме финансового, всех без исключения Героев, а их собралось на аэродроме почти два десятка, волнует моральный аспект: как вообще могло случиться, что уникальный самолет, который считают шедевром инженерной мысли, продан по цене лома?

— Это все равно что картины Рембрандта продавать по цене холста! — горячится Герой Советского Союза Георгий Волохов.

Два других Героя — летчик-испытатель Эдуард Елян и летчик-космонавт Игорь Волк — были участниками самого первого полета сверхзвукового лайнера. Елян пилотировал собственно “Ту-144”, а Волк сопровождал его на “МиГе-25”. В кабине рядом с ним сидел кинооператор, снимавший исторический полет от начала до конца.

— 31 декабря 1968 года сразу после приземления мы выпили с Туполевым по 100 граммов, — говорит Волк. — Кто бы тогда мог представить, что буду потом вырывать “Ту-144” из лап металлоломщиков!

Эмоции летчиков-испытателей понятны. Но и для людей, далеких от авиации, вся эта ситуация — за гранью здравого смысла. Ведь руководство КБ им. Туполева еще несколько лет назад предлагало городским властям забрать самолет (бесплатно!) и установить его на главной площади. Тогда все радостно поддержали идею, но самолет так и завис на аэродроме еще на годы. И только когда фирма-владелец (в которой, кстати, госучастие больше 51%) продала реликвию и по ней уже прошелся автоген, все зашумели и начали собирать деньги. Все это так по-нашенски: создать трудности, и потом героически их преодолевать.

СПРАВКА "МК"

“Ту-144” — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Первый полет совершил 31 декабря 1968 года с аэродрома ЛИИ в Жуковском, последний — в 1999-м, в рамках сотрудничества с НАСА. Всего в СССР было построено 16 таких самолетов, до настоящего времени уцелело 7 или 8.




Партнеры