Родина-мать устала ждать

Когда появится реальный бюджет развития

Время бежит так быстро, что его уже не замечаешь. Не успели утихнуть страсти по “бюджету развития-2006”, а правительство приступает к разработке главного финансового документа на год грядущий. Стартовым сигналом послужило очередное бюджетное послание президента.

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…

Многочисленные толмачи президентских речей, особенно те, кому что-то перепадает с сырьевого стола, в ближайшие дни наверняка расскажут про “путинские тезисы”, в которых определены основные направления бюджетной политики. Может, даже назовут их “путинскими ударами” или “прорывами”. Хотя в них нет ничего нового.

Суть очередных тезисов Путина весьма проста: в стране реализуются национальные проекты, снижаются налоги, увеличивается оплата труда бюджетников, улучшается социальная поддержка населения. А еще создан Инвестиционный фонд, сокращается внешний долг, увеличены пособия по материнству и воспитанию детей. Средства Стабфонда сверхбазового объема, как и прежде, будут направляться на погашение внешнего долга.

Есть в послании указание на отдельные недочеты, вроде затянувшегося перевода социальной сферы на “вольные хлеба”, недостаточного активного вывода “из тени” доходов граждан или инфляции, не снижающейся несмотря на все усилия правительства. Но это так, по мелочи. В целом же все убаюкивающе хорошо. Как и должно быть в сырьевой экономике накануне спада.

Даже те акценты, которые президент расставил в послании и по которым призвал ускорить работу, уже, что называется, “перезрели”. К примеру, разработка критериев оценки недвижимости. Это надо не только для того, чтобы увеличить налог на недвижимость, но и для предотвращения многочисленных мошенничеств на рынке жилья и легализации “черных” капиталов.

Заслуживают особого контроля и схемы ухода от налогов. Они до сих пор широко используются в “нефтянке” — нефть продается своему оффшору, например по 100 долларов за тонну, а оффшор толкает ее уже за рыночные 150, а то и за все 400. Из-за подобных схем Стабфонд сегодня составляет 70 млрд., а не 170 или 200 млрд. долларов.

Правительству предложено задуматься над реформой системы акцизов. Чтобы потребителям было интересно покупать более качественные товары.

Но главным пожеланием президента к разработчикам нового бюджета стало по возможности более точное определение необходимых расходов. Чтобы не получилось как в 2005 году, когда первоначальная цена монетизации льгот составила немногим более 170 млрд. рублей, а уже через полгода потребовалось еще 300. Или как в бюджете нынешнего года, в котором при определении расходов на повышение зарплат бюджетникам “не учли” единый социальный налог и районные коэффициенты. А из нацпроектов выпали целые категории врачей и учителей.

Придет серенький волчок…

Впрочем, все это — милые детали. Главное, к сожалению, в том, что “проводимая бюджетная политика в целом” не соответствует стратегическим целям экономического развития страны, повышения качества жизни и безопасности ее граждан. Сиюминутные дыры затыкаются нефтедолларами, а насчет будущего голова не болит. Оно же с каждым днем все ближе, а оттого перспективы страны все не радостней. Начнем по пунктам.

Россия окончательно превращается в сырьевую державу. За последние пять лет экспорт нефти и газа возрос с 54% до 65%. Среди общего объема экспорта сырьевая группа составляет свыше 80%. Зато с 2000 года в 3 раза вырос импорт. А половину иностранных товаров составляет продукция машиностроительной и легкой промышленности. Минсельхоз рапортует о повышении урожайности и продаже зерна за границу, а за это время объем импортируемого продовольствия увеличился с 10 до 23 млрд. долларов.

Вроде неплохая ситуация с внешним долгом. Но лишь на первый взгляд. Госдолг России за 2005 год действительно сократился, однако совокупный внешний долг, включающий обязательства не только государства, но и предприятий, вырос на 20% и составляет более трети ВВП. При этом большая часть корпоративного долга иностранным кредиторам приходится на крупные госкорпорации. А в это время российские банки не могут пустить в дело свои деньги. Общая сумма невостребованных банковских ресурсов в прошлом году превысила 25 млрд. долларов. Причина понятна: занимать в России слишком дорого по сравнению с дешевыми западными кредитами. Вроде снизили налоги, чтобы развивать экономику. Но вот снижение получилось призрачное и на бизнес не повлияло. И инвестиций оно не прибавило. Наоборот, за прошедший год инвестиционная активность в экономике снизилась с 11,7% до 10,7%. А окончательно решение о проведении широко анонсированной налоговой амнистии никак не может родиться.

И, наконец, самая насущная для народа проблема — жилищная — тоже не решается. Пусть никого не вводят в заблуждение 44 млн. кв. метров введенного в прошлом году жилья. Примерно половину этих площадей составляют индивидуальные коттеджи, на которые народ в массе может лишь облизываться. Не говоря уж о том, что значительное число ипотечных кредитов выдается для “отмыва” нелегального капитала. А как может быть иначе, если процентная ставка по рублевым ипотечным кредитам не опускается ниже 12%, а в реальности и всех 14% годовых. В то же время в окрестностях российских городов строятся все новые дворцы чиновников, силовиков и уголовных авторитетов.

Не могу я спать у стенки…

А теперь то, чего в бюджетном послании мы не услышали. И, соответственно, чего не увидим в бюджете будущего года.

Президент оставил борьбу с инфляцией в центре внимания правительства на следующий год. С этим трудно спорить. Как буквально позавчера огласил министр экономического развития и торговли Герман Греф, за 5 месяцев этого года она уже составила 5,9%. Что означает только одно: меры по борьбе с инфляцией, которые применяет правительство, не приносят эффекта. В стране увеличивается объем сбережений граждан, которые некуда вкладывать. Но это полбеды. Другие полбеды в том, что растут расходы на государственное управление и коррупционные издержки бизнеса.

Получается так, что российская экономика находится, образно говоря, на столе с четырьмя ножками. Ножки весьма простые: растущий импорт, неэффективное внутреннее производство, растущий курс национальной валюты и инфляция. Стоит подломиться хоть одной из них, как столик потеряет свое неустойчивое равновесие и завалится, вдребезги разбивая то, что на нем находится. Наибольшая угроза в видении президента — инфляция, с которой бороться необходимо. Но отнюдь не так, как это делает правительство.

Начать хотя бы с сокращения расходов госаппарата. Слов много, а расходы только растут. В 2006 году финансирование главы государства было увеличено на 40%, налоговых и таможенных органов — на 50%, правительства — почти в два раза. Нет сомнений, что примерно такие же темпы роста расходов мы увидим и в следующем году. Однако реальные денежные доходы граждан — тех, ради кого работают госчиновники, — в 2005 году увеличились всего на 8,9%. Вряд ли этот год принесет народу более радужные результаты.

Вплотную к непосредственно госаппарату примыкают государственные корпорации-монополисты, расходы которых способны вогнать в трепет небольшое европейское государство. Как по абсолютным величинам, так и по их эффективности. Их тоже надо урезать. Для чего следует напрямую переподчинить главе государства Федеральную антимонопольную службу, установить режим специального налогообложения естественных монополий, а при необходимости вводить прямой контроль правительства за их деятельностью.

Третья предлагаемая мера, что называется, из разряда непопулярных. Необходимо ограничить потребительское кредитование. И вовсе не из-за того, что привычка жить в долг доводит многих россиян до разорения и расшатывает банковскую систему. Уже сейчас невозврат потребительских кредитов составляет до четверти от объема выданных ссуд.

Вопрос приобретает иную цену, если мы сопоставим рост импорта и кредитование населения. Нынешний рост потребительских кредитов не увеличивает предложение российских товаров, а лишь способствует росту импорта и инфляции. Кстати, было бы логично возобновить практику декларирования крупных покупок и введение единой процедуры оценки недвижимости по рыночным ценам. А для того чтобы исключить злоупотребления и “теневые операции”, в 2007 году необходимо внедрить прогрессивное налогообложение всех сделок, которые заключаются по ценам ниже рыночных.

Четвертое предложение касается увеличения производства в базовых потребительских отраслях. Для этого необходимо рассмотреть вопрос о выделении возвратных государственных инвестиций, ввести режим адресного льготного налогообложения. Возможно, что здесь не обойтись без государственных инвестиций для приобретения высокотехнологичного современного оборудования, без других форм госучастия в экономике. Но бояться этого не стоит. Подобное использование средств Инвестфонда мало того что принесет высокую доходность, но и позволит сдержать инфляцию.

И, наконец, самое главное — развитие социальной ипотеки. В рамках национального проекта “Доступное жилье — гражданам России” надо кредитовать не только молодые семьи, а все, имеющие двух и более детей, государственных служащих, работников науки и социальной сферы. При этом плата за пользование средствами не должна превышать 4% годовых, а конечная плата за ипотечный кредит — 6% годовых.

Лягу я на край…

Зарубежные инвестиции, которыми так гордятся отдельные чиновники, остаются в основном оффшорными или спекулятивными. Лишь малое количество составляют прямые инвестиции, а основной поток денег из-за рубежа идет в российскую банковскую систему и на фондовый рынок. Последний, кстати, уже пострадал от спекулянтов. Недавний одномоментный вывод активов “иностранными инвесторами” уменьшил капитализацию российских предприятий более чем на 30%. И не стоит радоваться восстановлению курсовой стоимости акций. Спекулятивный рост бумаг российских компаний в скором времени приведет к тому, что надо будет выплачивать весьма серьезные дивиденды. Иначе от акций опять начнут избавляться. Крайне необходимы законопроекты, которые финансово ограничат деятельность иностранных компаний на российском фондовом рынке. Да и для российских банков надо несколько ужесточить условия выхода на фондовый рынок. Не надо забывать, что большинство из них имеет обязательства перед вкладчиками. Резкие колебания фондового рынка могут поставить под угрозу сохранение ликвидности в банковской системе, а с потерей ликвидности многие российские банки не смогут выполнить условия заключенных договоров.

Совсем другая картина с бюджетными инвестициями, проводимыми на возвратной основе. Они должны показать бизнес-сообществу серьезность намерений государства, инициировать волну оптимизма у граждан страны. Ведь сейчас увеличение денежной массы привело не просто к превышению заработной платы над производительностью труда, а в первую очередь к перераспределению львиной части сверхдоходов в пользу наиболее богатых. Вот почему важно сбалансировать возрастающую денежную массу с реальной экономикой.

Надо искать адреса для таких инвестиций. Пока мы будем испытывать дефицит проектов, капитал не перестанет убегать из страны, какие бы прелестные отчеты ни составляли чиновники. Наличие государственных инвестиционных проектов с обязательным залоговым обеспечением позволит переориентировать банковский сектор с потребительского кредитования на развитие производства товаров и услуг.

Бюджетное инвестирование сможет решить и проблему безработицы, составляющей во многих регионах более 30% трудоспособного населения. И, конечно, оно должно быть поддержано экономической политикой государства в области внешней торговли: повышение пошлин на отдельные группы товаров, введение экспортных субсидий и импортных квот.

Главное, что не найдет отражения в бюджете следующего года, так это ответственность государства перед своим населением. В бюджете необходимо предусмотреть средства для погашения государственных обязательств перед теми, кто имел вклады на 20 июня 1991 года. Долг государства должен быть погашен и перед другими согражданами, прежде всего — ветеранами ВОВ. Но этого тоже не будет.

Часть нефтяных доходов сверх цены отсечения целесообразно направить на увеличение бюджетов специализированных медицинских учреждений для проведения плановых операций, отложенных по финансовым причинам. Любое медицинское обслуживание детей в возрасте до 16 лет должно стать бесплатным.

Вот такими могли бы быть основные направления бюджета развития. Могли, но не будут. Не в этой жизни.

“Дитям мороженое, бабе — цветы”

Расходы на нацпроекты увеличатся со 116 млрд. руб. в 2006-м до 196 млрд. руб. в следующем году. По словам главы Экспертного управления Администрации Президента Аркадия Дворковича, они могут буть увеличены еще на 10%. В частности, на демографическую программу в 2007 году потратят 40—50 млрд. рублей (до этого глава Минфина Кудрин говорил о 30—40 млрд.). Правда, первичный “базовый материнский капитал в размере 250 тысяч рублей” счастливая мама увидит не скоро. Но это еще президент в своем Послании Федеральному собранию сказал, что “деньги пойдут лишь с 2010 года, когда детям, рожденным в 2007 году, исполнится три года”.

Доходы и расходы

Бюджет нынешнего года правительство начало считать еще прошлым летом. И все время приходилось пересчитывать, а то цифры не сходились. Если сначала доходы планировались гораздо менее 5 трлн. рублей, то в конце концов министры вышли на “стабильную” цифру доходов бюджета-2006 в 5 трлн. 374,8 млрд. рублей. “Обновленные” расходы выросли до 4 трлн. 270 млрд. рублей. Профицит бюджета этого года сейчас запланирован в 1 трлн. 104,8 млрд. рублей. При этом прогноз размера Стабфонда на начало 2007 года составляет 1 трлн. 756 млрд. Интересно, что уже сейчас в Стабфонде накоплено 1 трлн. 929 млрд. рублей. И понятно, что если даже Россия вернет все долги Парижскому клубу, как заявил министр финансов Кудрин, в конце декабря Стабфонд заметно перекроет цифру прогноза.

В бюджет 2007 года пока заложены доходы в 5 трлн. 828 млрд. руб., а расходы — в 4 трлн. 892 млрд. руб. Профицит будущего года запланирован меньше, чем на 2006-й, но все равно приличный — 967 млрд. руб. На военные нужды в 2007 году израсходуют около 800 млрд. руб. против 666 млрд. в 2006-м.

Сладкий сон бюджетника

Зарплаты бюджетников будут проиндексированы. И не только в следующем году. Сначала бюджетников дважды осчастливят в нынешнем — их уровень жизни повысится на 15% и 11%. Следующие индексации уже произойдут 1 сентября 2007 года — на 15% и 1 сентября 2008 года — на 5,5%. Все в полном соответствии с принципом “лучше реже, но меньше”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру