Жертва “Кинотавра”

Оксана Фандера: “Нас не испугал мат”

Итоги “Кинотавра” удивили всех. В том числе и само жюри, в котором жаркие споры шли ночь и день накануне закрытия фестиваля. Особенно вокруг главного приза. Тут, как утверждают сведущие люди, до самого конца шла борьба между сторонниками картины “Мне не больно” Алексея Балабанова и “Изображая жертву” Кирилла Серебренникова. Последний победил числом голосов. Председатель жюри драматург Рустам Хамдамов, объявляя его, заметил печально: “В жарких спорах и яростных дискуссиях победило большинство. Правда, все мы знаем, чем это закончилось в нашей истории…”

У Балабанова в фильме есть сцена, где главный герой в исполнении Саши Яценко говорит о том, что сейчас время излишней декоративности. Что ж, диагноз поставлен правильно, так и есть. Фильм Серебренникова, на мой взгляд, яркое тому подтверждение. Он хорош. Но не как главный фильм главного фестиваля нашего кино. Который, на мой взгляд, должен отражать время, чувствовать его, а не играть в него.

Немного странной была и сама церемония закрытия. С одной стороны, хорошо, что все было лаконично — без баранов и народных танцев до упаду на сцене, как это бывало в прошлые годы. С другой стороны, может, сказалась та жуткая усталость от напряженного графика, в котором мы работали эти дни, но то, как Федора Бондарчука, ведущего церемонии, все это раздражало, было видно, даже не приближаясь к мегазвезде. Народ же на площади перед Зимним театром, где была расстелена традиционная для фестивалей красная дорожка — которая в сочинском варианте была синяя, — взвыл от счастья, когда на ней показались Федор Сергеевич с супругой Светланой. Такие же аплодисменты достались только Александру Розенбауму, Максиму Галкину да мэру Сочи Виктору Колодяжному. Бондарчук же, загорелый до бронзы, и со сцены как-то особо не сыпал шутками-прибаутками, ограничиваясь выданным дежурным текстом, да и после церемонии недовольно разгреб камеры и журналистов и практически убежал, отказавшись от каких-либо комментариев. Зато член жюри, элегантная как всегда — до умопомрачения — актриса Оксана Фандера, не испугалась общения с прессой. Ниже — ее интервью “МК” по поводу раздачи призов.

Что еще запомнилось? Как Авдотья Смирнова, благодаря за награду, говорила: “Спасибо моему другу и учителю Алексею Учителю. И еще спасибо Денису Евстигнееву за то, что он в день премьеры налил мне первые 50 граммов коньяка”. Как ведущая с Бондарчуком церемонию Маша Шукшина обратилась к нему: “Нет ничего страшнее, чем быть актрисой, правда?” И Федор согласно закивал головой. Как, принимая торжественный вид, набрасывая пиджак перед самой сценой, появился продюсер Сергей Сельянов получать приз “За лучшую женскую роль”: “Я не Рената Литвинова, но Рената сейчас, как настоящая звезда, в Париже. А выйти должен был Алексей Балабанов, который сказал, что без нее не будет фильма”.

Фандера же, с которой на “Кинотавр” тоже по делу — представлять свой новый фильм “Меченосец” — приехал ее муж Филипп Янковский, дала предельно откровенное интервью, за что ей, конечно, спасибо.

— Ваше мнение целиком совпадает с вердиктом жюри?

— Скажем так, три приза из семи, которые получили картины, — мои фавориты. И я рада, что кто-то считает, как и я.

— Какие именно?

— Хотите правду? Хорошо. Это “Эйфория”, “Связь” и “Изображая жертву”. Один заставил меня плакать, другой — смеяться, третий — задуматься. Мы договорились изначально, что можем спорить между собой, но не допустим никаких влияний извне. На нас действительно никто не давил, и у нас был замечательный председатель жюри, который смог нас в каких-то моментах примирить, потому что порой было очень сложно.

— Вы каждый день заседали?

— Мы обменивались мнениями каждый день, заседали подолгу после каждой пятерки фильмов. И плотно сели уже по окончании конкурса — спорили полночи и с утра до четырех часов дня в понедельник.

— И никому ничего перед открытием не намекнули?

— Может, это очень по-детски, но нам хотелось, чтобы было как никогда. Чтобы было для всех как откровение.

— Даже Филипп не знал?

— Нет, конечно. Мои коллеги по жюри даже говорили мне: “Какая вы строгая!” Он не знал ничего, даже моего мнения ни по одному из конкурсных фильмов.

— Как вы считаете, почему фильм-лидер, как считали с самого начала критики, его видевшие, — “Живой” Александра Велединского — получил только приз “За лучший сценарий”?

— Но давайте посмотрим правде в глаза: критики же дали два приза фильмам, набравшим равное количество голосов — “Живому” и “Изображая жертву”. Это у нас начинается беседа для “Искусство кино”, это сложный момент. Я могу сказать свое отношение, которое мне с вами как раз обсуждать не очень ловко, потому что я с самого начала была с вами предельно честна и назвала три картины, которые меня действительно, по-настоящему тронули. “Живой” — совершенно чудесная история, потрясающий сценарий. Но, как мне кажется, были некоторые моменты… Даже не знаю, как вам объяснить, но настораживали…

— Мат?

— Нет. На этом фестивале было пять картин с нецензурными выражениями, что нас никоим образом не смутило. Помимо “Живого” — “Свободное плавание”, “Эйфория”, “Странник”. Тот же монолог Виктора Хаева в “Изображая жертву”, когда он не мог накипевшее выразить цензурным языком. Он был там не для того, чтобы показать: мол, авторы достаточно смелые, а потому что оказался действительно нужен. И он мне, например, не резал слух. Нам повезло, что ханжей в жюри не было.

— Что у вас у самой впереди?

— Картина “Красный жемчуг любви”. Полный метр, мелодрама. Осенью он должен появиться. Я вообще очень сложно подхожу к предложениям — я оставила еще за собой право по-детски реагировать на сценарии…

— А “Меченосец” вас не заинтересовал?

— Это потрясающая история. И мне очень хочется посмотреть фильм на большом экране. Но героиня — не моя роль, и очень точно найдена Филиппом актриса, которую он и так безумно любит, — Чулпан Хаматова. Поэтому обо мне даже не стоял вопрос.


ПРИЗЫ “КИНОТАВРА”-2006

•Специальный диплом жюри — “За яркое, экспрессивное изобразительное решение” — Иван Вырыпаев, “Эйфория”.

• Приз им. Г.Горина “За лучший сценарий” — Игорь Порублев и Александр Велединский, “Живой”.

• Приз им. М.Таривердиева “За лучшую музыку к фильму” — Андрей Сигле, “Гадкие лебеди”.

• Приз “За лучшую мужскую роль” — Александр Яценко, “Мне не больно”.

• Приз “За лучшую женскую роль” — Рената Литвинова, “Мне не больно”.

• Приз “За лучший дебют” — режиссер Авдотья Смирнова, “Связь”.

• Приз “За лучшую режиссуру” — Борис Хлебников, “Свободное плавание”.

• Главный приз — “Изображая жертву”, режиссер Кирилл Серебренников.

• Приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ — впервые разделился на два: “Изображая жертву” (режиссер Кирилл Серебренников) и “Живой” (режиссер Александр Велединский).


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру