Гольфстрёмное дело

Спецкор “МК” в составе научной экспедиции отправился изучать погоду

Нездоровый интерес москвичей к погоде замечен уже давно. Фазиль Искандер как-то даже воскликнул: “Можно подумать, что весь город с вечера готовится идти на охоту или рыбалку!”

Чтобы знать о климате как можно больше и не огорчать россиян неточными метеосводками, сегодня, 26 июня, научно-исследовательская экспедиция Института океанологии РАН отправилась на работу в район 60-го градуса северной широты, к нашему природному калориферу — течению Гольфстрим. С учеными на судне “Академик Иоффе” вышел и спецкор “МК”.

— Мы будем изучать систему течений Северной Атлантики, — рассказал перед выходом руководитель экспедиции, заместитель директора института Алексей Соков. — Наш маршрут протянется от северной оконечности Англии до южной точки Гренландии. Плавание завершится примерно через месяц на Канадском архипелаге.

Пока что наше судно “Академик Иоффе” грациозно покачивается на водах польского порта Щецин. “Иоффе” — современный научно-исследовательский корабль, поработать на нем считают за честь и французские, и немецкие ученые, которые покупают места на судне: изучение водообмена на Гольфстриме удовольствие не из дешевых даже для развитых европейских стран.

Правда, на сей раз в плавание российские ученые выходят в гордом, так сказать, одиночестве — в состав морского десанта включены 15 докторов и кандидатов самых разных наук. За месяц барражирования в водах Северной Атлантики предстоит исследовать температуру воды от поверхности до дна океана (в тех местах глубина приближается к 4000 м), определить ее соленость, интенсивность водообмена и провести еще целую кучу гидрологических и гидрохимических исследований.

Все эти данные позволят прогнозировать климат на будущее и ответить-таки на архисложный вопрос: что происходит с Гольфстримом — он теплеет или, наоборот, замерзает? Не так давно вылазку в Северо-Атлантическое течение совершили англичане. Их результаты неутешительны: по сравнению с работой 12-летней давности Гольфстрим ослабил течение аж на 30%. Частично этим обстоятельством они объясняют пришедшие 2—3 года назад в Западную Европу суровые и снежные зимы.

Как удалось выяснить нашему корреспонденту, маршрут “Академика Иоффе” дерзко пройдет и в тех местах, где в 1914 году затонул знаменитый “Титаник”, столкнувшийся с айсбергом. “МК”, конечно, понимает, что наука требует жертв, но все же хочется, чтобы наш вояж состоялся без всяких проблем и чтобы мы не наступили на те же грабли.

Стоящие на борту судна ученые и капитан корабля Геннадий Посконный (как и положено капитану, он суровый, но справедливый) гарантий, к сожалению, дать не могут. В отличие от британцев они уверены: из-за увеличившегося за последние годы притока теплой воды в район Северного полюса вечные ледники стали не такими уж и вечными. Они активно тают. И мне прямо сказали, что айсбергов на нашем курсе будет встречено немало. В общем, обещаны и штормовые ветра, и открытия…

Звучит команда: “Отдать швартовы!” И наше судно мягко отчаливает от гостеприимного щецинского берега. О, польская земля, ты уже за холмом! Мы отправляемся навстречу настоящим морским приключениям…


(Репортажи о научной экспедиции читайте в ближайших номерах “МК”.)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру