Сабо и Табаков стали “родственниками”

Иштван Сабо: “Моя задача — дать зрителю принять решение”

“Мне бы мешало, если бы вы меня не фотографировали”, — это, собственно, была единственная шутка, которая прозвучала от классика венгерского кино Иштвана Сабо. Он просил фотокора “МК” отключить вспышку, ссылаясь на уставшие глаза, но просил фотографировать — иначе что он за знаменитость. В среду Сабо прилетел, четверг посвятил интервью, а в пятницу вечером вышел на сцену кинотеатра “Октябрь”, чтобы представить новый фильм. “Родственники”. Фильм участвует в конкурсе, а одну из ролей сыграл Олег Табаков. Еще до премьеры с режиссером успел пообщаться корреспондент “МК”.


— Вы на прошлом фестивале получили приз за вклад в искусство, а в этом году участвуете в конкурсе…

— До сих пор я себя хорошо чувствовал в Москве, в этом городе есть несколько человек, которых я люблю.

— Жанр “Родственников” можно определить как ироническую комедию. Это так?

— Я не люблю давать характеристики произведениям, потому что я не критик. В нем есть, конечно, ирония, но я сам иронически отношусь к жизни. А если говорить еще точнее, то я испытываю чувство самоиронии.

— Вы не в первый раз работаете вместе с Олегом Табаковым. Чем он поразил вас?

— Я от него в восторге, я считаю его уникальным человеком. Мудрым, умным. Он большой актер, и с человеческой точки зрения он — замечательный. Я могу сказать, что я его очень люблю… Да, мы с ним работали вместе в Германии, снимали фильм. А знакомы уже более тридцати лет, когда я увидел его в фильме Митты “Гори, гори, моя звезда”. Но тогда он был еще очень молодым, а я еще моложе!

— На днях Олег Павлович говорил, что ему мешают его годы — он не может реализовать все возможности, что ему предоставлены сегодня. Вы согласны с ним?

— Во время работы не чувствовалось, что ему мешает его возраст. Силы у него есть — я это видел собственными глазами. А сутки состоят из 24 часов для всех нас, и в двадцать лет времени ничуть не больше, чем сейчас…

— Зимой появилась новость, что вы признались в своей связи с венгерскими службами госбезопасности. Почему вы сделали это и почему решили признаться?

— Действительно, я со многими своими сокурсниками был вынужден рассказывать о таких делах, в которых мы участвовали вместе. А почему сейчас вдруг надо было заговорить об этом? Политика, чистая политика, а мы не разбираемся в ней. Собственно, не я начал этот разговор тогда. Просто мы решили, что об этом можно говорить, потому мы чисты и можем говорить совершенно спокойно. Но в конце концов это всего лишь политическое дело.

— Вы часто говорите, что никого из своих героев не хотите ни осуждать, ни оправдывать. По-вашему, режиссер — зеркало действительности?

— Решение всегда должен принимать зритель, а мы лишь предлагаем ему возможности задуматься. Но мы, в данном случае я — режиссер, не можем принимать решение за зрителя, потому что это тогда будет мое решение.

— У вас есть призы Берлина, Канн, “Оскар”. Чего-то еще хочется?

— Теперь просто хочется, чтобы мой фильм посмотрело как можно больше зрителей.


Мария ДАВТЯН


Олег Табаков: “Мне было интересно сыграть коррумпированного чиновника”


— Комментировать фильм не буду. Я же имею некоторое отношение к фестивалю. А итоги еще не подвели, — скромно сказал “МК” Никита Михалков на вечеринке по случаю показа фильма Иштвана Сабо “Родственники”. — Главное, что Иштван впервые за много лет снял фильм на своем родном языке, — подчеркнул Михалков, поднимая бокал.

Но виновник торжества довольным не выглядел. Говорят, мэтр был против того, чтобы на вечеринке были журналисты. Помрачневший Сабо с Михалковым и Табаковым стоял в уголке. Настроение венгерского режиссера на собеседников не распространилось. Табаков поговорил с “МК”.

— Я сразу согласился сниматься в “Родственниках”, — рассказал он. — Потому что уже снимался у Иштвана. Было интересно сыграть коррумпированного чиновника. Мне показалось, что это очень современная и очень горькая история. Она в каком-то смысле очень похожа на “Обыкновенную историю” Гончарова, которую я играл лет 40 тому назад. “Родственники” — некое предупреждение молодым талантливым людям, идущим во власть.

— Сложно было учить венгерский?

— Нет. Я играл по-русски. (Улыбается.) Что создало дополнительные трудности для моего венгерского коллеги, который меня озвучивал. Так что мой герой говорит не столько чужим голосом, сколько на чужом языке.

— Вам часто предлагают международные проекты?

— В основном отказываюсь. Как вы догадываетесь, времени у меня не так много. Кроме двух театров я еще учу в Праге студентов, заведую кафедрой актерского мастерства. И еще у меня четыре ребенка и четыре внука. В таком режиме выкроить время для съемок весьма сложно.


Лариса РЕЗНИКОВА

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру