“Мастер и Маргарита” не сдаются

Рукописи не горят. К сценариям это не относится

3 июля 2006 в 00:00, просмотров: 920

Незадолго до XXVIII ММКФ исполнитель роли Азазелло в фильме Юрия Кары “Мастер и Маргарита” образца 1994 года Владимир Стеклов в разговоре с корр. “МК” сказал: “У нашего фильма счастливая судьба. Без иронии. Он постепенно превращается в легенду. И если фильм Кары все-таки когда-нибудь покажут, эта красивая легенда рухнет”. Актер, что называется, сглазил. За два дня до закрытия Московского фестиваля на полусекретном показе Юрий Кара представил авторскую версию своей экранизации булгаковского романа. И все рухнуло.


— Я бы не назвал то, что мы сегодня увидим, полноценным фильмом, — признался “МК” перед началом просмотра режиссер Кара. — Скорее это рабочие материалы, смонтированные и озвученные. Полная версия идет 4,5 часа. На закрытом показе представлен двухчасовой вариант фильма. Но все равно для меня это большой праздник, и я ощущаю себя именинником. Роман Булгакова ждал своего часа 20 лет. Я тоже, признаться, думал, что наш фильм ожидает та же участь. Но мне повезло больше, чем Михаилу Афанасьевичу.

Немногие из актеров, снявшихся в фильме Кары, пришли посмотреть на свою работу: Сергей Гармаш (Бездомный), Николай Бурляев (Иешуа), Юрий Шерстнев (Афраний), Виктор Сергачев (Римский), Людмила Иванова (жена Босого), Вячеслав Шалевич (Каифа), Анастасия Вертинская (Маргарита) — вот, пожалуй, и все. Некоторых создателей — исполнителя роли Берлиоза Михаила Данилова, оператора картины Евгения Гребнева — уже нет в живых.

— Мне не верится, что такое происходит, — недоумевала в разговоре с “МК” Анастасия Вертинская. — Все, что связано с этим фильмом, кажется, уже потеряло в некотором смысле актуальность. Все было так давно, что мне и вспомнить нечего, кроме того, что на съемках сцены бала у Воланда было очень холодно и страшно болело колено. Вместе с тем раз фильм пришел к зрителю, значит, кому-то там на небесах понадобилось это маленькое чудо.

От знаменитостей, явившихся приобщиться к “маленькому чуду”, было по-настоящему звездно: сын Вертинской и президента кинофестиваля Никиты Михалкова Степан, актер Евгений Стычкин, телеведущие Катя Андреева и Вадим Верник, пришедший посмотреть на брата Игоря в роли Иуды, кинорежиссер Александр Митта, явившийся поддержать Кару, и многие другие.

Показанные “рабочие материалы” вряд ли можно назвать полноценным кинопрочтением романа. Хотя Юрий Викторович здорово оживил “Мастера и Маргариту”, добавив в свой фильм сцены из первой редакции первоисточника. Бездомный топчет на Патриарших лик Христа, нарисованный Воландом. Иуда впрямую называется тайным агентом и осведомителем Каифы. А Мастер не сам приходит в психиатрическую лечебницу. Его арестовывают, и доктор Стравинский спасает героя от лагерей, заявляя, что только сумасшедший мог написать роман о Христе и Пилате.

Но сокращенный вдвое вариант фильма Кары превратился, увы, в комикс. Бездомный пучит глаза и беспрерывно истерит. Коровьев (Александр Филиппенко) не в меру гуттаперчив. Мастер (Виктор Раков) то и дело лукаво щурит глаз и иронично усмехается. Как пел Высоцкий, “сумасшедший, что возьмешь”. Но при этом фильм Кары притягивает мудростью Пилата (Михаил Ульянов), неземной добротой Иешуа, наивной простотой Геллы (Александра Захарова), страшным франтовством Азазелло и всепроникающим сарказмом Воланда (Валентин Гафт).

Что ж, для любителей истории кино было забавно — киноязык начала 90-х в контексте нынешнем смотрится очень умилительно. Особенно спецэффекты — синие световые сполохи, призванные изображать сатанинские бездны, да полет Маргариты, запутанной в белые газовые занавески, как окно из Дворца съездов. На балу же она была вылитая королева садо-мазо — в черном газе и латексе. Но при чем здесь Булгаков?..




Партнеры