В Москве появился автобус с “племянником”

Для музея восстановили пассажирский чудо-агрегат

20 июля 2006 в 00:00, просмотров: 628

А нет ли у вас желания прокатиться в прицепе? И не в простом — в автобусном?..

На одном из ремонтных предприятий Мосгортранса закончено восстановление уникального прицепного агрегата, созданного почти полвека назад для перевозки пассажиров по столице. Этот раритет пополнил коллекцию музея городского транспорта.


В конце 1960-х годов на улицах Москвы появились первые “гармони”. А до них были “племянники”… Именно такие прозвища дали москвичи тогдашним новинкам — сочлененным автобусам и пассажирским прицепам.

— Проблему увеличения вместимости машин, работающих на линиях, пытались решить по-разному, — рассказывает зам директора музея Мосгортранса Михаил Егоров. — Несколько лет ходили по городу три двухэтажных автобуса, но испытания их дали отрицательный результат: для московских ухабистых улиц с крутыми поворотами, уклонами, с гололедом зимой такие монстры явно не подходили и были даже опасны. Существовал и другой вариант: пустить по наиболее загруженным маршрутам так называемые пассажирские автопоезда, то есть автобусы со специальными прицепами. Между прочим, первый такой эксперимент проводился в городе еще до войны. Но всерьез автопоездами занялись в конце 1950-х — тогда подобная техника получила распространение в Чехословакии, ФРГ, Италии, Венгрии…

В 1960 году по решению городских властей на заводе АРЕМКУЗ начали изготовление первых пассажирских автопоездов. Сперва размахнулись чересчур смело: сделали несколько прицепов из списанных автобусов “ЗИС-155” (выкинули двигатель, рулевое управление и вместо водительской кабины поставили дополнительные сиденья для пассажиров). Но “ЗИСовские” прицепы оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми. Тогда заводские конструкторы разработали иной вариант автопоезда. К автобусу “ЗИЛ-158” цепляли его укороченную “копию” — прицеп 2ПН-4, вмещавший до 40 пассажиров. Как вспоминают ветераны Мосгортранса, водители придумали для таких колесных агрегатов шутливое прозвище “племянник”. “Вон автобус с “племянником” пошел!”

АРЕМКУЗ собрал 50 пассажирских прицепов, которых эксплуатировали на наиболее загруженных маршрутах — например, по Можайскому шоссе. Из почти двух с половиной тысяч столичных автобусов — всего полсотни автобусных поездов. Капля в море! Однако дальнейшего развития такой техники в Первопрестольной не случилось. Более того — пассажирские автопоезда ходили по маршрутам недолго. Уже в середине 1960-х все “племянники” были сняты с линий. Почему?

— Причина точно не известна, — рассказывает Егоров. — Во всяком случае, можно сказать, что наши автобусные поезда были далеки от совершенства. Тягачам-автобусам не хватало мощности. Очевидно, отцы города попросту перестраховались и волевым решением убрали с улиц — от греха! — такую технику. А вскоре на маршруты вышли первые сочлененные автобусы-“гармошки” — венгерские “Икарусы”. По сравнению с автопоездами они были гораздо лучше.

Москвичи быстро забыли о существовании автобусных прицепов. Немногочисленные их экземпляры после списания оказались приспособлены под сараи, под бытовки на строительных площадках. Постепенно они разрушались, сгорали, уходили в металлолом… Наверное, этот примечательный эпизод из истории столичного городского транспорта мог и вовсе сгинуть бесследно, если бы не энтузиасты-поисковики из музея Мосгортранса. Не так давно они обнаружили на садовом участке под Электрогорском сарайчик, переделанный из пассажирского прицепа 2ПН-4 — одного из тех пятидесяти.

— Хозяин дачи согласился уступить нам этот раритет, — рассказывает участник “поисково-спасательной экспедиции” Алексей Волков. — Вытаскивали его с участка при помощи лебедки, но самые серьезные проблемы возникли во время буксировки прицепа в Москву. Перед поворотом на Ногинск вдруг треснула сцепка. Пришлось бросить нашу добычу на обочине и мчаться на завод — ремонтировать сцепное устройство… Впрочем, в итоге все завершилось благополучно.

Найденного “племянника” восстанавливали на спецавтобазе Мосгортранса. Работы длились почти год, и вот сейчас этот новый экспонат музея полностью отреставрирован.

— Пока для него нет тягача, — поясняет Михаил Егоров. — Но в дальнейшем мы планируем переоборудовать для этого автобус “ЗИЛ-158”, который уже имеется в музейной коллекции. Сейчас в мастерских депо им. Баумана идет восстановление и другого пассажирского прицепа — одного из тех опытных экземпляров, которые были переделаны из списанных автобусов “ЗИС-155”. Нам повезло найти его брошенный за ненадобностью кузов неподалеку от города Жуковского.

Отреставрированный прицеп-“племянник” москвичи смогут увидеть на выставке городского транспорта, устраиваемой в День города.




Партнеры