Ловись, бандит, большой и маленький

МУР объявил войну уличным гангстерам

Уже в третий раз в МУРе воссоздан отдел по борьбе с бандитизмом. Впервые он появился в 1923 году, когда после революции столицу захлестнула волна преступности. Второй раз — в 1946-м, после войны. В этом году он возродился из-за участившихся случаев нападений на инкассаторов. И название получил соответствующее — отдел по расследованию серийных и резонансных разбойных нападений и грабежей на перевозчиков денежных средств. Эксклюзивное интервью “МК” дал начальник нового подразделения подполковник Александр Фрид.


— Александр Юрьевич, кто ваш главный враг? И много ли вы о нем знаете?

— Это устойчивые преступные группировки по 5—15 человек, которые занимаются нападениями на перевозчиков денег. У каждой из групп существует четкое распределение ролей: лидер, наводчик, бойцы, группа прикрытия, группа наблюдения.

Мы знаем их методику работы. Каждое утро будущие “клиенты” бандитов ищут в Интернете обменники, работающие с большими суммами по выгодному курсу. Таких немного — всего 30—40. Но Интернет просматривают не только бизнесмены, но и бандиты.

Дальше просто — человек едет к обменнику. А там его уже ждет “наблюдатель”. Каждый такой наводчик — прекрасный физиономист. Он смотрит на жертву и уже предполагает, какая сумма будет вынесена из банка. Как только клиент выходит из обменника, наблюдатель отзванивает бойцам и передает данные о человеке, его машине и направлении движения. После этого бизнесмену устраивают ДТП. “Боевики” выпрыгивают из своих машин, бьют стекла авто “клиента”, бьют его самого и забирают деньги.

— Кто заправляет этим бизнесом?

— Во главе группировок стоят воры в законе. На 90% члены группировок — аджарцы, мингрелы, абхазы. И тут нет никакой расовой ненависти. Это факты, подтвержденные документально. Кстати, в последнее время группировки используют в роли “бойцов” не только соплеменников, но и славян: украинцев, белорусов, русских, чтобы отвести подозрения у потенциальных жертв при первом визуальном контакте.

Одно из последних “громких” задержаний, проведенных оперативниками отдела, было 14 июня. Тогда при поддержке отдельной роты ДПС нам удалось поймать пять человек из группы вора Учамчиры. Все они абхазы и мингрелы. Группа пыталась ограбить человека возле обменного пункта при супермаркете. Наблюдатель бандитов видел, как потенциальная жертва вышла с деньгами и положила их в джип. Когда преступники пошли непосредственно на грабеж — их взяли.


В 2006 году отделом по борьбе с бандитизмом задержаны:

• группа Гурама Стуруа — Умара Кавтарашвили (чемпиона Европы по рукопашному бою); все члены группы — спортсмены, греко-римские борцы; 5 нападений;

• абхазская бригада Калашева; 14 эпизодов;

• группа Хундадзе, Золоташвили, Чангаева, Сарафанова; 7 эпизодов;

• группа братьев Чхапелия; пока 1 эпизод.


— Между самими бандитскими группировками бывают стычки?

— Бывают. И ссоры, и накладки, когда они работают возле одних и тех же обменников. Тут уж кто первый, тот и успел. Потом бандиты обсуждают свои проблемы на сходках.

— Несколько лет назад проблемы подобных грабежей не было. Тогда Москву захлестнула волна “барсеточников”, которые грабили владельцев машин. Они не пересекаются с вашими “клиентами”?

— 99% членов группировок, нападающих на обменники, — бывшие “барсеточники”. Просто это более легкий способ добычи. А когда за “барсеточников” взялись всерьез, они поняли, что надо менять сферу деятельности. Сейчас, когда мы начали активно работать, многие из бандитов возвращаются к старому бизнесу. Им там спокойней, хотя доход и поменьше. Они, кстати, наш отдел иначе как СС не называют.

— Удается ли вам нейтрализовать все эти группы, сколько их сейчас в столице?

— Большинство серьезных групп нам уже удалось нейтрализовать. Из крупных осталось 4—5.

— Нейтрализуете вы их — и что, отдел опять расформируют? Чем тогда займетесь?

— Кроме групп возле обменников наш отдел занимается “челноками”-оптовиками, которые на “Газелях” и фурах приезжают в Москву за товаром. Их тоже довольно часто грабят. В этом случае 100% потерпевших — приезжие из регионов.

Обычно их грабят с 4 до 9 часов утра, когда оптовики подъезжают к базам. Чаще всего ограбления происходят на юго-востоке, северо-востоке, юге и востоке Москвы. Здесь бандиты в основном армяне и украинцы. Они подходят к “челнокам” и предлагают свои услуги для физической защиты. В это время они выясняют, за каким товаром приехал человек, с кем, сколько у него денег. А потом отбирают наличность и уходят.

Для нас в этой ситуации главная проблема в том, что потерпевшие быстро, практически всегда в тот же день, уезжают домой. А преступников, если мы их ловим, можно держать в отделении только 3 часа. За это время мы потерпевшего для опознания вызвать не успеваем.

— А чем еще занимается ваш отдел?

— Мы занимаемся серьезными разработками бандформирований, которые используют при нападении оружие. Квалифицированными квартирными разбоями. Например, мы задержали в Южном округе группу из трех человек, которая созналась уже в 28 таких разбоях.

— Ваш отдел, всего-то 30 человек, существует пока только в МУРе. А в районах вы аналогичные структуры не будете создавать?

— У нас очень профессиональные сотрудники — одни из лучших в МУРе, хотя отдел небольшой. Все они люди “с земли”. Все с высшим образованием. Только три молодых сотрудника. Одна женщина-аналитик. А еще я могу опираться и во всем надеяться на своих заместителей — Андрея Сапина и Александра Окунева. Да и МВД нам здорово помогает. В округах же пока ничего подобного нет. Но жизнь покажет. Тем более что, по нашим данным, воры-законники уже призадумались и несколько раз собирались. Ищут пути и возможности, чтобы нам противостоять.

— Вы сказали: одни из лучших сотрудников. Как вы их отбирали?

— Главное, чтобы было чувство юмора. Если оно есть — значит, есть мозги. А еще очень важно, чтобы у человека были живые глаза.


СПРАВКА "МК"

Александр Фрид пришел в милицию в 1984 году. Тогда он жил в Тбилиси, где и проработал 10 лет, в основном в уголовном розыске. Затем в Грузии начались боевые действия. Два раза Фрид был ранен. Затем перебрался в Москву, простым оперативником. Дослужился до начальника уголовного розыска ОВД Хорошевского района. В 2002 году перешел в МУР. Работал в отделе, который занимается преступлениями против иностранцев.

На счету Александра Фрида участие в раскрытии серии нападений на именитых ученых зимой 2002 года, а также в поимке в 2003 году так называемой “банды сирот”, совершившей в Москве несколько десятков вооруженных нападений на офисы коммерческих фирм.


СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

Как обезопасить себя при обмене крупной суммы валюты.

• Пользуйтесь услугами инкассации. Перевозка стоит от 80 до 130 долларов.

• Ходите в обменник не в одиночку, а в компании с друзьями, если нет других возможностей. И, конечно, лучше нанять специализированную вооруженную охрану.

• Не носите деньги в целлофановых пакетах и барсетках. Надевайте сумки-пояса и носите деньги на себе, а не при себе.

• При возможности перейдите на валютные кредитные карты, чтобы не менять крупные суммы наличности.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру