Правительство ершит судьбу россиян

Вместо джин-тоника нас заставляют пить водку с пивом

31 июля 2006 в 00:00, просмотров: 369

Видимо, нашим властям стал известен способ распития лака для волос или дезодоранта, поскольку они законодательно приравняли эту химию к… алкоголю. Иного объяснения свершившегося производители этой продукции найти не могут и по сей день. И хотя “насладиться” вкусом “напитка”, находящегося в металлическом баллоне под давлением от 6 до 12 атмосфер, задачка нереальная, “счастье” в виде ЕГАИС все равно свалилось и на водочников, и на “безобидных” аэрозольщиков — как производителей, так и продавцов. Проблемы и у других «баллонщиков» — производителей слабоалкогольных коктейлей. Баночки с их продукцией стремительно исчезают с прилавков.

Первого июля на все аэрозольные заводы (а их после развала СССР выжило всего шесть) нагрянула налоговая инспекция и опечатала производство. Заводчики запоздало кинулись лицензироваться и внедрять упорно не желающую “заводиться” ЕГАИС. Но от паралича производства и реализации это не помогло. Аэрозольные заводы встали, отправив работников в вынужденный отпуск. А иностранные партнеры, размещавшие ранее производство своей продукции по контракту на российских предприятиях, отправились искать партнеров на Украину и в другие страны...

— Получать лицензию и устанавливать ЕГАИС требуется не только производителям, но и дистрибьюторам, — объяснил исполнительный директор Российской аэрозольной ассоциации Виктор Гришин. — Но для многих это оказалось просто неподъемно. Прибыль отдельно взятого оптовика — от 120 до 600 тысяч рублей. Чтобы внедрить ЕГАИС, ему придется раскошелиться следующим образом: 250 тысяч на лицензию, 500—800 тысяч на установку самой системы, да еще и более 20 тысяч выкладывать каждый месяц за ее обслуживание. В результате опт и розница встали перед дилеммой — платить эти деньги или вовсе отказаться от продажи спиртсодержащей продукции, в том числе и аэрозольной. Сбывать продукцию в этой ситуации просто некому — разве что крупным сетевым магазинам (впрочем, и они не поголовно обзавелись лицензиями). В результате и возник этот ступор.

Аэрозольщики опасаются худшего — полного исчезновения их продукции с прилавков, засилья импорта и контрафакта из Индии и Турции. “Эти силы могут просто выкинуть нас с рынка”, — прогнозирует Гришин. ЕГАИС сильно ударит и по потребительским кошелькам — аэрозоли подорожают. За спирт производителей обязали платить акциз 23 рубля за литр. И введение такой акцизной ставки, и внедрение ЕГАИС взрастят цены на основную продукцию аэрозольных предприятий — лаки для волос. Страна производила около 211 миллионов баллонов аэрозолей в год. После всех передряг, когда ЕГАИС все же заработает, из этого объема останется не более 84 миллионов. А полностью отказаться от использования этилового спирта производители пока не могут, хотя и работают усиленно над этим вопросом.

— Мы попали под каток, — утверждает Леонид Коромыслов, один из производителей. — Депутаты отложили решение нашей судьбы до осени, уйдя на каникулы. Но пока они будут отдыхать, предприятия будут нести колоссальные убытки и разваливаться. Да и в бюджете образуется дыра в 350—400 миллионов рублей из-за отсутствия поступлений от реализации продукции.

Вывести оборот продукции из-под акцизов, отменить лицензию на продажу для торговых предприятий — только эти законодательные решения, по мнению производителей, могут спасти от уничтожения отечественных производителей аэрозолей. А вот производители коктейлей на законотворцев не надеются. Они решили не взывать к правительству, а написали письмо президенту и председателю Совета Федерации с просьбой вернуться к прежней ставке акцизов (на письме стоят подписи глав девяти предприятий)

— Сейчас у нас проблемы из-за ЕГАИС, — вздыхает один из них. — Но через некоторое время мы упремся в другую проблему. Которая может похоронить чуть ли не всю отрасль.

Другая — это поднятие ставки акцизов. Слабоалкогольщики забили тревогу, еще когда Госдума приняла закон об индексации акцизов. Раньше для всех действовала дифференцированная ставка акциза, учитывавшая процент содержания спирта в продукте. Теперь для всех производителей алкоголя вводится единая ставка акциза — 162 рубля за один литр этилового спирта. И начиная с 1 января акцизы составят до 60% стоимости банки. А это поднимет цены на 30%. “МК” решил уточнить, за сколько рублей россияне смогут заливаться коктейлями: “Да их пить просто перестанут! “Благодаря” новому закону средняя стоимость пол-литровой банки взлетит с 31 до 42 рублей”. При средней цене пива в 22 рубля производители “разноцветных слабоалкогольных пузырьков” конкурировать с ним просто не смогут. А ведь до недавнего времени коктейльная “индустрия” чувствовала себя очень даже кучеряво. И если раньше, в середине 90-х, медики хором ругали эту “химию”, то сейчас ситуация в корне изменилась. “Спирт, он и в Африке спирт”, — машут рукой наркологи. Тем более что предприятия наперегонки стали внедрять в свои напитки “натуральные компоненты”.

— Мы же видим, кто пьет нашу продукцию. Это люди со средним и небольшим доходом. И они явно не “пересядут” на французское вино, — возмущается один из производителей коктейлей. Одним словом, есть все основания полагать, что вскоре наши соотечественники массово вернутся к традиционному российскому коктейлю на основе водки и пива. Так называемому “ершу”, перед которым слабоват в коленках оказался забугорный джин.






Партнеры