“Штука” для бака

К Новому году бензин подорожает до 25 рублей за литр

7 августа 2006 в 00:00, просмотров: 338

Затишье на бензиновом рынке подходит к концу. Автомобилисты, убаюканные почти незаметным ростом цен на топливо в первом полугодии (в одном месяце на 0,3%, в другом — на 0,2%, а бывало, что и не росли), уже в ближайшие месяцы вспомнят свои прошлогодние ощущения, когда цены подскакивали чуть не ежедневно. А бензобак станет олицетворением прожорливого чудовища, заглатывающего деньги без разбора и так и не могущего насытиться.


На прошлой неделе председатель совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник выступил перед журналистами и предсказал, что розничные цены на бензин могут подскочить до 20—22 рублей за литр. Но это еще весьма оптимистичный взгляд на предстоящие нам испытания. Ведь единственное, что не давало до сих пор ценам на топливо устроить свистопляску, — это административное давление со стороны власти. Мораторий на рост цен, заключенный в прошлом году, формально закончил свое действие 1 января 2006-го. Но все безошибочно расшифровали предсказание правительства, что цены на топливо могут в принципе повышаться, но чиновники-де не ожидают резких скачков.

И потому бензин в первом полугодии даже отстал от общих показателей инфляции. Если рост цен в стране составил за 6 месяцев в среднем 6,2%, то за тот же период заливка бака вздорожала всего на 2,6%. А между тем в июне по сравнению с началом января производители топлива стали продавать его оптовикам на 18,2% дороже. Кстати, именно сдержанное поведение бензиновых цен пока позволило чиновникам не до конца провалить план по инфляции.

С началом второго полугодия процесс роста цен стал гораздо заметнее. В рознице литр подорожал за июль еще на 0,9%, и литр на автозаправке к августу по сравнению с январем стал обходиться на 3,5% дороже. За несколько дней августа оптовые цены на бензин наиболее популярной марки Аи-92 подскочили еще на 5%. И сейчас сложилась ситуация, когда оптовые цены фактически сравнялись с теми, которые красуются на автозаправках. К примеру, закупка тонны Аи-92 обходится оптовику в 19 тысяч 719 рублей, а на заправках стоимость литра этой марки варьируется вокруг 18 рублей.

Совершенно ясно, что долго такая ситуация тянуться не может. При всем уважении к власти торговцы совсем не хотят разоряться. К тому же в данной ситуации на их стороне будут играть и крупные нефтяные компании, которые на своих предприятиях осуществляют весь производственный цикл: от добычи нефти до продажи бензина. С 1 августа правительство увеличило пошлины на экспорт нефти до рекордных 216,4 доллара за тонну. Виной тому — рекордно высокие мировые цены на нефть. Министры вот уже несколько лет уверены в том, что заградительные пошлины на экспорт переориентируют бензиновые реки на рынок внутрь страны, а конкуренция заставит производителей и торговцев снижать цены.

Но практические результаты их теоретического оптимизма не подтверждают. Что и неудивительно. С государством нефтяники спорить не могут, а потому весь груз дополнительных платежей и издержек они взваливают на рядового потребителя. К снижению цен на топливо не приводит и огосударствление нефтяного сектора. Сейчас та нефть, которую добывают государственные компании, уже может оказывать влияние на уровень цен, но никаких телодвижений от государства автолюбители в этом направлении так и не дождались.

Скорее всего до окончания уборочных сельхозработ повышение цен останется достаточно плавным, и к концу августа литр бензина вздорожает не больше чем на рубль. Примерно на столько же топливо поднимется в цене и на протяжении сентября. Но зато временная отсрочка с лихвой перекроется уже в октябре. Так что встреча Нового года с ценой литра Аи-92 в 23—25 рублей — это наиболее вероятный сценарий.

Единственное, что может хоть как-то сдержать рост цен на бензин, — грозный окрик из-за стен Кремля. В предвыборный год ни президент, ни избиратели уже не простят очередной провал по инфляции. Впрочем, 25 миллионов автомобилистов могут не простить и ту тысячу рублей, которая им потребуется для каждой заправки 40-литрового бензобака.




    Партнеры