Не нефтью единой

Мир ищет альтернативу нашим энергоресурсам

30 августа 2006 в 00:00, просмотров: 368

Никакая вещь не обходится нам так дорого, как ее нехватка. Сейчас уже можно констатировать, что главным дефицитом наступившего века для всей планеты будет недостаток энергоресурсов. Специалисты расходятся лишь в оценке того, когда закончатся локомотивы современной экономики: нефть, газ, уголь — через 10, 30 или 50 лет. Эксперты-геополитики уже предсказывают: все будущие войны на планете развернутся из-за доступа к энергоресурсам.

Если они правы, то будущее человечества действительно можно рисовать только в мрачных тонах. Впрочем, человечество любит пугать себя разными страшилками. На самом деле есть все шансы, что зловещие прогнозы не будут иметь к реальности никакого отношения. Потому что мир начал искать альтернативу тому, что составляет основу нынешней мировой экономики.

“Голодающая” планета

Прошедшие шесть лет нового столетия это уже наглядно продемонстрировали. Нефть и остальные виды энергетического сырья если и падают в цене на мировых рынках, то лишь на короткий период и только для того, чтобы затем взять очередную вершину. Пока страшилки экономистов о том, что стоимость барреля сначала в 50, потом в 60, а затем и в 70 долларов приведет к коллапсу мировой экономики, не сбываются.

Вряд ли стоит доверять и тем, кто считает, будто в ближайшие годы “черное золото” одномоментно и надолго рухнет в цене до 25—30 баксов. Объяснения, что-де удорожание сокращает спрос, а значит, создает невостребованные излишки нефти, можно было бы счесть приемлемым, если бы Европа и США отгородились от остального мира. Между тем сейчас любые излишки со стола развитых стран готовы подобрать Китай, Индия и ряд других государств Азиатского региона с их растущими экономиками. Китай вообще вышел на второе место среди мировых импортеров этих углеводородов, оттеснив Японию, и в последние годы обеспечивает спросом не менее 36% от всего роста нефтепотребления на планете.

Запасы ресурсов, которыми сейчас располагают страны, являются стратегической тайной каждого из государств-энергоэкспортеров. Чиновники из соответствующих ведомств в любом таком государстве отделываются многозначительными, но туманными фразами: “Некорректно говорить о том, на сколько лет хватит нам нефти, потому что это зависит от рентабельности добычи. Повышение цен делает рентабельными даже те месторождения, на которые в других условиях никто не взглянет”.

Но какие бы увертки и дипломатические увиливания ни шли в ход, пора признать, что новые нефть, уголь, природный газ и прочие продукты, которые кидают в ту или иную топку, природа больше не производит. А значит, рано или поздно они кончатся. А человечество, если смотреть на будущее оптимистично, все же останется. Вопрос — с чем?

Закаляйся, если хочешь быть здоров

И хочется добавить: если хочешь быть богат и энергонезависим. И речь даже не о том, что в нашей стране потери того же тепла при доставке потребителю из-за дырявых труб и прочей прогнившей инфраструктуры доходят до 35%. Недалеко от нас ушла и Украина, которая с ее чуть более 40 миллионами населения потребляет газа больше, чем пол-Европы вместе взятой. Дотошные американцы, умеющие считать деньги как никто на планете, подсчитали, что если жители США снизят зимой температуру внутри своих помещений всего лишь на 1 градус, это позволит сэкономить почти 30 миллионов кубометров газа.

Но дешевые энергоресурсы на протяжении 80-х и 90-х годов ХХ века разучили всех нас экономить и повышать эффективность используемого топлива. К примеру, в тех же США в результате нефтяного кризиса 70-х годов были для автомобилей разработаны двигатели, у которых потребление бензина снизилось в два раза. Увы, с тех пор никаких революционных изменений более не произошло. Впрочем, автомобили — лишь часть чудища, которое сжирает энергоресурсы планеты. Большая часть того же природного газа, например, сжигается в топках электростанций. Но в силу подорожавшего газа себестоимость производства 1 кВт/часа, полученного с помощью газовых турбин, выросла в среднем на полтора цента — до 5,5 цента. Про цены на бензин говорить не будем — сами видим все на заправках. И есть все основания полагать, что худшее еще впереди.

В прошлом году мировое потребление нефти составило 83 млн. баррелей в сутки, в нынешнем уже перевалило за 84,4 млн. По данным Международного агентства по энергетике, в 2010 году эта цифра уже составит 90, а к 2030 году — 115 млн. баррелей. Положение пока спасает лишь то, что китайцы и индусы потребляют энергоресурсов в расчете на одного человека на порядок, а то и на два меньше, чем жители развитых стран. Как подсчитали ученые, если бы среднестатистический китаец жил по американским энергостандартам, только для удовлетворения потребностей одного Китая потребовалось бы уже сейчас более 90 млн. баррелей нефти в сутки. То есть больше, чем ее добывается в мире.

Das ist fantastisсh!!!

Круче всех по придумыванию новых видов топлива выступают до сих пор уроженцы Германии. Один добропорядочный немецкий бюргер подсчитал, что заправка трактора обходится ему слишком дорого. И не только разработал, но и собрал двигатель внутреннего сгорания, который работает… на дохлых кошках. Рекорды скорости он, конечно, не ставит, но заправки четырех кошек вполне хватает на 100 километров. В другом германском городе, Штутгарте, такие же альтернативщики выбрали в качестве топлива отходы от производства сыра. А в Пригнитце местные немцы с 1999 года экспериментируют с альтернативными источниками энергии. И там дело поставлено уже на промышленные рельсы: они заправляют 400-литровые баки рейсовых автобусов соевым и рапсовым маслом. В некоторых городах Бельгии автобусы тоже ездят на растительном масле, а вот в Канаде разработали двигатель, работающий на рыбьем жире. Говорят, что после проезда автобуса на рапсовом масле в воздухе надолго остается аромат жареной картошки.

Впрочем, не надо думать, что голову над этой проблемой ломают предприимчивые личности только в Европе. В Сингапуре местный бизнесмен вообще постарался обойтись без исходных издержек и стал производить топливо… из кухонных отходов. В ресторанах и кафе после жарки растительное масло обычно просто сливают в канализацию. Так он забирает такие отходы, перерабатывает и на их основе выпускает вполне качественный биодизель. Как заверяет предприниматель, на таком топливе его собственный автомобиль ездит уже почти два года.

Еще один китайский умелец вспомнил опыт предков (или воспользовался историческими наработками народов Средней Азии, которые издавна топили печи кизяком — высушенным навозом). Технологию превращения дерьма (в том числе и соседей по кварталу) в “конфетку” умелец держит в тайне, но стоит поразиться долготерпению тех, мимо кого он проезжает на своем самодвижущемся экипаже. Вряд ли после него в воздухе остается аромат жареного картофеля…

И не надо думать, что это все отдельные чудачества, осуществляемые по принципу “каждый сходит с ума по-своему”. В той же Германии даже организован Союз содействия развитию альтернативных источников энергии. И сейчас в стране — более тысячи автозаправок, которые продают топливо растительного происхождения. Разработкой новых видов топлива заняты крупнейшие корпорации по всему миру, самые передовые и высокоразвитые государства принимают программы и открывают гигантское финансирование на подобные проекты в расчете на будущую отдачу.

Так, по подсчетам, опубликованным Worldwatch Institute, мировые инвестиции в возобновляемые источники энергии достигли в 2004 году рекордных 30 млрд. долларов. И в первых рядах подобных поборников нового, как бы странно это ни выглядело на первый взгляд, — крупнейшие нефтяные концерны. Что вполне объяснимо: они хотят получать прибыль и в те времена, когда истощится последняя нефтяная скважина.

Например, один из нефтяных монстров ВР уже через пару лет хотел бы продать электроэнергию, полученную от солнечных батарей, не меньше чем на миллиард долларов. Shell вместе с компаниями Siemens и Eon организовали совместную компанию по поиску экономичных способов создания и эксплуатации солнечных батарей. Англо-голландская корпорация Royal Dutch/Shell запланировала направлять в разработку альтернативной энергетики от 500 млн. до 1 млрд. долларов ежегодно — в основном на освоение ресурсов Солнца и ветра.

Вопрос государственной важности

Разработкой и внедрением альтернатив “черному” и “голубому золоту” занимаются не только гиганты мировой экономики, но и на самом высоком государственном уровне.

Евросоюз, например, поставил задачу: к 2010 году увеличить долю альтернативных источников до 12% от общего объема потребления. И в Европе есть у кого перенимать опыт. Для этого даже не надо лететь за океан, в ту же Бразилию, а достаточно посмотреть, как обстоят дела в Швеции. В 1970 году в этой скандинавской стране доля нефти в общем топливном балансе составляла 77%. А сейчас ею отапливается меньше 10% всех домов в стране. На альтернативные и возобновляемые источники энергии в Швеции приходится уже более 26% всего энергопотребления.

В российской прессе можно частенько встретить ухмылки и зубоскальство по поводу интеллекта и общей развитости нынешнего американского президента. Про то, как Буш падает с велосипеда или как давится пончиками, знает даже самый неграмотный россиянин. А вот про распоряжение главы администрации США об опережающем развитии экологически чистых и возобновляемых источников энергии — только единицы. Между тем в планах американской администрации поставлена цель: к 2012 году нарастить производство биодизеля с нынешних 30 млн. галлонов в год до 124 млн. галлонов. Кроме ускорения перехода на биодизельное топливо президент США предложил ускорить разработку технологий для повышения эффективности солнечных и ветряных электростанций. А еще сделал ставку на гидроэнергетику.

И первые результаты не заставили себя ждать. Только за прошлый год мощности ветряных электростанций в США выросли на 35%. Так что в Штатах делают упор не только на строительство новых атомных электростанций. Тот же сенат США одобрил первый в истории страны закон, который гарантирует налоговые льготы производителям растительного топлива.

Австралия, Америка, Азия, Европа интенсивно ищут новые возможности, чтобы обеспечивать свою экономику более дешевой энергией, чем получается сейчас. И, что характерно, даже нефтеносный арабский Восток не остался в стороне от общемировых процессов. Так, недавно шейхи Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и несколько транснациональных энергетических гигантов решили совместно построить центр развития альтернативных источников энергии.

В общем и целом, разработками альтернативной энергетики и внедрением ее у себя сейчас занимаются ученые более чем в 50 странах по всему миру, в том числе как минимум в 14 развивающихся странах. Большинство из них хотят уже через пять лет производить от 5 до 30% электричества за счет возобновляемых источников энергии. Все понимают, что будущее именно за ними. Хотя бы по той простой причине, что они практически никогда не закончатся.

Das ist fantastisch-2

Что биоэтанол, что биодизель производят из растений, которые мало того, что можно постоянно сажать, — поглощая углекислый газ, в процессе своей жизни они выделяют в атмосферу кислород.

Те же бразильцы гонят свое горючее из сахарного тростника. А для изготовления биодизеля годятся практически все масличные культуры: и кукуруза, и лен, и рапс, а уж тем более — подсолнечник. Одна из японских компаний объявила, что собирается построить на Филиппинах завод по производству биодизеля из кокосовых орехов. На Тайване собираются производить биотопливо из риса.

Неисчерпаемыми являются и другие источники альтернативной энергии. Те же вода, ветер и Солнце. Главным вопросом до сих пор остается ценовая конкуренция новых источников энергии с традиционными. Всем понятно, что пока электричество от ветряка будет стоить дороже, чем от ближайшей тепловой электростанции, все заклинания про возобновляемые источники и про экологию не будут стоить и ломаного гроша по сравнению с реальной экономией на деньгах. Но и здесь процессы идут навстречу друг другу. С одной стороны, стоимость нефти, газа и производных из этих углеводородов постоянно растет. С другой — ученые разрабатывают новые технологии, которые удешевляют получаемую энергию. Так, цены на солнечную энергию за 10 лет снизились почти вдвое. И хотя она обходится еще дороже традиционной солярки, в ближайшие годы ситуация может измениться. А ведь Солнце всего за три дня посылает на Землю столько энергии, сколько ее содержится во всех разведанных запасах ископаемых.

Другим перспективным видом топлива считается водород. Опять же экологически чист: в процессе горения получается вода. И КПД водородного двигателя потенциально гораздо выше (экспериментаторы добивались показателя в 75% по сравнению с теоретическим КПД традиционного двигателя внутреннего сгорания 40%). Тем более что такое топливо — синтетическое, и его можно получать из той же нефти, угля, газа, в конце концов, разлагая воду. Да вот беда — дорог. Впрочем, и здесь в последние годы наметились точки для прорыва. Некоторые ученые, например, считают возможным использовать одни нетрадиционные энергоисточники для получения других. Так, есть идея разлагать воду на водород и кислород за счет электроэнергии, полученной от ветряных двигателей.

Внутренняя энергия самой нашей планеты тоже не поддается никакому исчислению. Эксперты подсчитали, что за всю Вторую мировую войну ее участниками было поднято столько пыли, сколько выбрасывает в атмосферу планеты всего лишь одно серьезное извержение “хорошего” вулкана.

А у нас — в квартире газ

И вот ведь что интересно. В ряду Австралий и прочих Японий нет ни одного упоминания о России. Судя по последним действиям нашего правительства, оно просто не замечает тех процессов, которые происходят в окружающем мире. Более того, даже те скромные наработки в ветро-, солнечной и прочей энергетике, которыми занимались в Советском Союзе, окончательно заброшены с приходом рыночных реформ и построением капитализма.

Впрочем, заброшена не только альтернативная энергетика. После окончания Второй мировой войны в СССР, как и в США, были в качестве репараций вывезены заводы по производству синтетического бензина из угля. В Третьем рейхе эту технологию изобрели еще в тридцатые годы, и если бы не синтетическое топливо, производство которого составляло примерно 3 миллиона тонн в год, бронетанковые армады Гудериана просто бы не сдвинулись с места. Но… с тех самых пор, как освоили газовые месторождения Западной Сибири, в СССР об этих технологиях предпочли забыть. А ведь перспективная вещь! К примеру, Южно-Африканская Республика (ЮАР), когда ей объявили всемирный бойкот из-за режима апартеида, сумела экономически выжить, только используя такую технологию. Которую довела до совершенства. Сейчас, кстати, в Китае строится 5 заводов, которые будут использовать юаровские технологии. Нефти в Китае нет, зато с углем — полный порядок.

В России сейчас известно лишь об одной компании, которая производит топливо из рапсового масла. Хоть и полей у нас больше, чем в любом другом государстве, и рапс расти может. Причем, по оценке руководства компании, это топливо вскоре обойдется минимум в четыре раза дешевле, чем солярка. Вот только всех мощностей этой компании на Россию не хватит. А государство не хочет вкладывать в эту область ни денег, ни сил, ни ума.

Между тем день, когда нефть и газ станут анахронизмами, уже не за горами. Вот только как бы в России единственным источником альтернативной энергии не стала к тому времени лучина. Песню о которой и будет тоскливо исполнять сидящее в темноте население.


Что на что меняют

К перспективным альтернативным источникам энергии сейчас можно отнести водород, солнечную энергию, ветряную, энергию приливов и отливов, геотермальную и так называемую биотопливную энергию. Последнюю можно поделить на биодизель (топливо получают из масличных культур) и биоэтанол (по сути спирт, который можно делать из всего, что содержит целлюлозу, хоть из табуретки). В Бразилии, где нефти нет, биоэтанол стали применять еще в 70-х годах прошлого века, а сейчас им удовлетворяется более 40% всех потребностей в топливе. И стоимость такого заменителя бензина не превышает 16 центов за литр.




    Партнеры