Куда деваться мигрантам?

“Если мы будем только кавказцев клеймить, то задача не решится”

Что делать, чтобы Кондопога не повторилась? Где в России есть острая нужда в мигрантах? Нужно ли вводить в школах обязательный предмет — основы православной культуры?

На вопросы читателей “МК” в ходе прямой телефонной линии ответил председатель подкомиссии Общественной палаты России по проблемам борьбы с ксенофобией, национализмом и экстремизмом Мавлит БАЖАЕВ.


— Сейчас в Москву ринулось много всяких других национальностей: таджики, азербайджанцы. Москва и так переполнена, еще эти пробки. Может быть, стоит какое-то количество иностранцев пускать, а остальных — нет? Столица ведь не резиновая.

— Москва действительно не резиновая. И миграционные потоки должны регулироваться как местными, так и федеральными властями. У нас сейчас уже заканчивается разработка концепции, связанной с миграционной политикой. В Думе находится закон о миграции, который будет жестче и четче регламентировать вопросы. Конечно, в Москву приезжает много людей. А нужно, чтобы они ехали туда, куда наиболее целесообразно с точки зрения развития государства. Это регионы Зауралья, Сибири, Дальнего Востока, где нам нужны рабочие руки. Когда мы начнем четче регулировать эти потоки, конечно, мы снимем это “напряжение” в столице.

— В Сибирь? Но деньги-то можно заработать хорошие только в Москве…

— Самое главное, что нам нужно сделать, — выравнять норму прибыли. Ведь в Москву едут потому, что здесь крутятся сумасшедшие деньги. Но если в рамках больших госпроектов начнется освоение этих перспективных регионов, то государство получит возможность сбалансировать эту норму прибыли. И если, допустим, кавказцу или азиату можно будет зарабатывать такие же деньги в Сибири, какие он зарабатывает в Москве, — ну какая ему разница, куда ехать? У нас сегодня в той же Сибири или на Дальнем Востоке, которые примыкают к Китаю, живет всего лишь 17 миллионов людей, когда за границей с китайской стороны — больше 120 миллионов...


— На рынках правят азербайджанцы — они же фактически вытеснили русских с рынков! Как вы к этому относитесь?

— Я думаю, они не вытесняли никого. Дело в том, что у разных людей есть разная специфика. Например, среди кавказцев трудно конкурировать с азербайджанцами, допустим, чеченцам или осетинам, потому что у них эта работа не получается. С другой стороны, трудно конкурировать с русскими в плане именно научных направлений, потому что здесь русские преуспевают.

А насчет культуры... Мне кажется, что мы являемся опять же приверженцами единой культуры, которая в основном базируется на ценностях русской культуры. Мы все воспитаны на Пушкине, Лермонтове, Чехове, Толстом. Другое дело, что есть особенности, присущие тем или иным национальностям. И в этом смысле те люди, которые приезжают в Россию, которые находятся сегодня вдали от своих домов, которые нашли приют среди людей русской культуры, русских традиций, должны с предельным уважением к ним относиться.

— Ну вот они приезжают сюда: зарабатывают деньги и считают себя круче всех. А потом возникает национальная рознь, потому что они считают себя как бы хозяевами России, хозяевами Москвы…

— Нам надо обращаться все-таки к тем базовым ценностям и позициям, которые могут нас сблизить и сделать терпимее друг к другу. Если мы будем кавказцев только клеймить, то сама задача не решится. Я вырос в советское время. И в советское время также жили и в Москве, и в других городах кавказцы, азиаты, но никогда не возникало никакого межнационального напряжения. Все потому, что делить было нечего, все были трудоустроены. В основном наши проблемы, мне кажется, от нашей неустроенности.


— Я думаю, что погромы в Кондопоге случились из-за бездействия силовых структур. Из-за этого все вылилось в крупномасштабный межнациональный конфликт, СМИ обвиняют только представителей чеченской национальности, что неверно. Нужно, чтобы в СМИ была достоверная информация!

— Нам надо действительно уйти от каких-то произвольных толкований и надо, чтобы ситуация подавалась без всяких наслоений. И если люди действительно будут в курсе того, что конфликт произошел на криминально-бытовой основе, я думаю, что они с пониманием отнесутся ко всему.


— Сейчас активно обсуждается введение основ православия в школах. Вы за или против?

— Я не поддерживаю идею введения православного урока или любого другого урока, который учит основам той или иной религии. Я считаю, что все-таки было бы правильнее изучать основы мировых религий. Ведь наша беда-то в чем? Как раз в том, что мы начинаем друг друга делить по цвету кожи, по разрезу глаз. Сейчас еще будем делить по вероисповеданию.

Если взять американское общество, то мы видим, что и в романах писателей, и в фильмах есть и черные, и белые, которые спасают друг другу жизни. У них считается нормой, когда представители разных рас вместе отстаивают единые американские ценности. Если взять Россию, то у нас представители одного, как говорят, титульного народа противостоят представителям других народов и в фильмах, и в литературе, и в различных статьях. Стабильности и доверия друг к другу это не добавляет.


— Я учусь в университете, и примерно 1/9 часть студентов у нас родом из Чечни. Живут в общагах и чувствуют себя хозяевами: погромы устраивают, девушек унижают. На них нет никакой управы. Сколько мы ни обращались… Что нам делать?

— Скажите, это что за учебное заведение?

— Это частный университет в Московской области.

— Мы непременно туда приедем с представителями, наверное, каких-то других структур, чтобы оценить это все, и если необходимо — принять какие-то меры. Если они себя так ведут — это, конечно, очень плохо. Если эти студенты приехали из Чечни сюда, то они должны с уважением относиться как к местным традициям, так и к тем людям, среди которых они нашли возможность учиться.


— Мы сможем узнать, кто виноват в трагедии Беслана?

— На мой взгляд, собственно, известно уже. Работала комиссия по расследованию причин бесланской трагедии, как вы помните, которой управлял Александр Торшин, зампред Совета Федерации. Также были параллельные расследования депутатов осетинского парламента. Возможно, это все уже опубликовано. Конечно, виноваты те люди, которые захватили школу. И, конечно, в определенной степени виноватыми признаны и те правоохранительные структуры, которые не смогли уберечь наше общество от этой трагедии.

— А кто стоял за теми, кто захватил школу? Они будут наказаны и когда?

— Основной заказчик той трагедии — Шамиль Басаев. Он уже ликвидирован. И с того момента ликвидировано очень много главарей бандформирований, и об этом регулярно сообщается.


— На заседании Общественной палаты был уже рассмотрен вопрос о противодействии экстремизму?

— Да.

— Хотелось бы понять, что из рекомендаций палаты уже применяется.

— В апреле было пленарное заседание палаты, посвященное вопросам противодействия ксенофобии, экстремизму, национализму. Там были выданы рекомендации как общественным организациям, так и органам государственной власти. Эти замечания были учтены и учитываются при разработке концепции миграционной политики России. И также при принятии закона, который сейчас проходит различные чтения в Госдуме, — это закон о миграции. Естественно, времени прошло не так много, но эти рекомендации доведены и до правоохранительных органов, с тем чтобы улучшить правоохранительную практику и практику правоприменительную.

— Будем надеяться, что они будут выполняться…

— Мы будем, конечно, стараться. И, конечно, здесь и само общество не должно оставаться в стороне.


— Мне 23 года. Хотел бы узнать ваше мнение о случаях, когда на улицах нападают на, скажем так, лиц кавказкой национальности, на корейцев и так далее. Что нужно сделать, чтобы таких случаев было меньше?

— Это прискорбные случаи, и, чтобы их исключить из нашей жизни, нам нужно строже спрашивать с правоохранительных органов. И нам, конечно, надо вернуться к тем основам интернационального воспитания, которое на протяжении десятков лет существовало в Советском Союзе.

Эти нападения, конфликты имеют очень серьезную политическую составляющую. Они подрывают устои российской государственности.

— Вы хотите сказать, что такие акции, грубо говоря, кем-то заказаны, заранее запланированы?

— Есть, наверное, и заказанные акции, и такие акты, которые происходят из-за какой-то несдержанности или недостатков конкретной культуры какого-то человека. Плохо, что мы даем возможность эксплуатировать эту тему недобросовестным людям, которые хотят получить свои политические дивиденды от этого.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру