Министр от доски

Андрей Фурсенко: “В 2008 году зарплаты российских педагогов вырастут в два раза”

5 октября 2006 в 00:00, просмотров: 209

На этой неделе министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко вышел на прямую телефонную связь с читателями “МК”. Это уже вторая “горячая линия” Андрея Александровича в нашей редакции. На этот раз общение приурочили ко Дню учителя — все-таки хороший повод узнать ответы на самые злободневные вопросы у самого министра.

“На поборы указа не давал”

— Михаил Анатольевич из города Дзержинский Московской области беспокоит. У меня два ребенка учатся в гимназическом классе. Чуть ли не ежемесячно я должен за их уроки по 2 тысячи рублей наличными отдавать. Это что, прямое указание министра — взимать плату за обучение, не составляя никаких договоров?

— А вы сами-то как думаете? Можете представить, чтобы министр дал такое указание? То, о чем вы рассказали, — форменное безобразие. Устраивать любые поборы запрещено. Тем более собирать деньги, которые не проходят через счета. Это противоречит российскому законодательству.

— Как же воздействовать на директора школы?

— Нужно обратиться к руководителю органов образования Московской области. Например, в Москве после того, как родители обратились с такими же претензиями в Департамент образования, была открыта “горячая линия”, и в итоге 26 директоров школ сняли с должностей.

“Покупая учебник, проверяйте гриф”

— Елена Фомина, город Иваново. У меня ребенок в 5-м классе учится, им предлагают покупать некоторые учебники, в частности “Русский язык” Разумовской. Но много поддельных учебников. По каким критериям нужно выбирать книги, чтобы не нарваться на подделку?

— Есть две возможности подделки: первая — это контрафактные учебники. То есть учебник напечатали в типографии, которая не имеет соответствующего разрешения. Если печать плохая, скорее всего учебник изготовлен подпольно, в “неофициальном издательстве”. Так же, как подпольно шьют одежду, делают паленую водку. В этом случае надо обращаться в службу Роспотребнадзора.

Вторая ситуация, когда учебники изданы легально, но не прошли необходимую экспертизу. Покупая учебник, надо смотреть, чтобы у него был гриф “Допущено Министерством образования и науки” или “Рекомендовано Министерством образования и науки” (гриф ставится на первой странице). Желательно, чтобы это одобрение было получено авторами в течение последнего года. Потому что как раз сейчас мы по-новому проверяем практически все учебники.


— Мы живем в светской стране. Объясните, почему тогда в двух российских регионах ввели уроки “Основы православной культуры” как обязательные? Как к этому относится Министерство образования и науки?

— Я за то, чтобы школьники изучали культуру и историю православия. Человек, не знающий культуру и историю религии своей страны, вряд ли может называться культурным, а главное, он не в состоянии понять и отечественную литературу, и искусство. Но при этом культуру других религий тоже надо знать. Поэтому правильным будет преподавание в школе истории и культуры мировых религий без упора на какую-то одну из них. Эти знания по возможности должны получаться в рамках обязательной программы.

Что касается существующих уроков православия на местах, их ввели в рамках регионального компонента обучения. Так что министерство формально влиять на ситуацию не может. Но я все-таки обратился с официальным запросом в Общественную палату, чтобы услышать и ее мнение по этому поводу.

“Только по почте специалистов не готовят”

— Добрый день, Наталья из Подольска. Сейчас много говорят о дистанционном образовании. Скажите, с документом после “дистанционки” можно будет устроиться на хорошую работу?

— Это зависит не столько от документа, сколько от того, как хорошо вы овладеете специальностью. Сейчас есть ряд вузов (МЭСИ, например), где эффективно занимаются новыми технологиями в системе образования, используют дистанционные методики. Но я думаю, что исключительно по почте — хоть электронной, хоть обычной — хорошее образование получить не удастся. Наверняка помимо этого вам придется какие-то части курса изучать очно.


— У меня все подружки собираются после 9-го класса уходить из школы в экстернат. Может, и вправду это разумнее: не сидеть над учебниками весь день, а ходить на курсы в вуз или начать работать?

— Массовый отток школьников в экстернаты я считаю явлением ненормальным и вредным. В некоторых ситуациях обучение экстерном действительно оправданно. Например, если дети загружены занятиями спортом или музыкой. Но одновременно экстернат разрушает очень важную вещь — социализацию ребенка. А во взрослой жизни не обойтись без умения работать в команде и устанавливать контакты с разными людьми.


— Светлана из Москвы. Раньше были такие хорошие телевизионные передачи для тех, кто учит английский, французский. Появятся новые программы?

— Главное, чтобы нам такую возможность предоставило ТВ. Сейчас ведем переговоры со спутниковыми каналами. Интересно запустить учебные программы не только по английскому, немецкому, французскому, но и по более редким языкам. Чтобы люди в отдаленных городах могли самостоятельно изучать их.

“Деньги в школу принесут дети”

— Здравствуйте, это Анатолий Егорович из Орехова-Борисова. У нас в колледже на улице генерала Белова, д. 4, такая текучка кадров, какой ни в одном учебном заведении нет. Неукомплектованность огромная. Студенты группами уходят. А директору — все нипочем. В советские времена его бы давно выгнали, проверку провели.

— Проведем проверку “в наши времена”! В целом искоренить подобные вещи поможет переход на нормативно-подушевое финансирование. Когда бюджет колледжа будет зависеть от количества студентов, директору будет самому невыгодно, если учащиеся разбегаются.


— У меня наболевший вопрос — про зарплату. Учитель даже 12-го разряда в Москве получает около 10 тысяч рублей. А средняя зарплата учителя по стране — 6 тысяч рублей в месяц.

— За последние 6 лет зарплата педагогов увеличилась в 5 раз — с 1240 рублей до 6000. Но это повышение не было связано с повышением качества преподавания. Я считаю, что опережающими темпами должна расти дифференциация в оплате труда учителей в зависимости от качества их уроков, и заработок лучших учителей должен составлять 20—30 тысяч рублей. Путь решения этого вопроса — переход на отраслевую систему оплаты труда. К 2008 году реальная зарплата в школе повысится на 60—70%, может быть, даже в два раза. Кроме того, в рамках отраслевой системы у директоров школ, управленческих советов школ будет гораздо больше свободы в определении размеров зарплаты.


— Нина из Химок звонит. У меня скоро дочка в школу пойдет. Волнуемся с мужем: как хорошую выбрать? Как вы для своих детей выбирали?

— Мой ребенок давно школу закончил. Я сам в детстве поменял несколько школ, но со всеми везло: каждый раз попадал к хорошим учителям и в хорошие классы.

Сегодня мы пытаемся сделать так, чтобы родители могли более жестко требовать от школы добросовестности. Если ваш ребенок пришел в школу — это не вам одолжение сделали, что приняли на учебу. Наоборот, вы сделали одолжение школе, выбрав именно ее. Поскольку ученик приносит за собой государственные деньги. В этом смысл подушевого финансирования школ. И учителя поймут: больше зарабатывает тот, у кого больше учеников. А чтобы к тебе шли ученики, надо лучше учить.

“Здоровье — прежде всего”

— Это Сергей Юрьевич. Слышал, что занятия по физподготовке в вузах собираются перевести в разряд факультативов...

— Это не так. В рамках образовательного стандарта четко оговорено, что физвоспитание — обязательный предмет в вузах, на него отводится более 400 часов за весь период обучения. И сокращения не должно быть.

— А как вы оцениваете отмену отсрочек от армии для студентов физкультколледжей? Ведь там воспитывают будущих преподавателей физкультуры. А теперь молодежь туда не идет.

— В связи с сокращением срока службы по призыву до года отмена отсрочек происходит в большинстве вузов. А если единственная цель поступления в физкультурный колледж — отсрочка от армии, скорее всего выпускник и так потом преподавать физкультуру не пойдет. Просто хочет переждать время.


— Это Дмитрий Иванович, дедушка второклассника. Роспотребнадзор недавно обнародовал свои рекомендации по поводу веса школьных портфелей: у младших классов — до 2 килограммов, у старших — 4,5 кг. Что-то сделано в этом направлении министерством?

— Если говорить о Москве, то сделано очень много. Например, учебники разбиты по четвертям. Весь вопрос в цене: многие регионы не могут себе этого позволить.

“Умный в гору пойдет!”

— В прошлом году дочь поступила в МГУ по акции “МК” “Покори Воробьевы горы!”. Я так надеялась, что поскольку акция продолжается, то через три года попробует поступить и младший сын. А теперь говорят, в 2009 году везде будут принимать только по ЕГЭ?

— Одна из важных составляющих закона о ЕГЭ, который внесен сейчас на рассмотрение в Госдуму, касается как раз возможностей расширения олимпиадного движения. Я положительно отношусь к таким проектам, как “Покори Воробьевы горы!”. И считаю, что за такого рода конкурсами необходимо официально закрепить статус всероссийских. Чтобы по их результатам победителей зачисляли в вузы без экзаменов. Главное, чтобы олимпиады не утратили духа подлинного соревнования и не превратились в формальные мероприятия.

“Обойдемся без дуэли!”

— Это Наталья Владимировна, кандидат педнаук, доцент. Я пришла работать в начальные классы 1 сентября 1945 года. Вся работа школы у меня как на ладони. По-моему, сейчас идет полное разрушение всех достижений педагогики. Что такое ЕГЭ? Педология, тестирование! Еще в 36-м году это осудили. Разве без ЕГЭ выпускники всей страны не сдавали экзамен по единой программе? Я даже хотела вызвать вас на дуэль “К барьеру”...

— Наталья Владимировна, я готов обсуждать разные вопросы, но при одном условии: если оба собеседника согласны, что их точка зрения может быть неправильной. Если вы готовы к такому разговору, оставьте свои координаты, и в течение 2 недель мы выйдем на вас.

— Верю, что от нашей беседы будет польза.

— С Днем учителя, успехов и здоровья вам.


— Добрый день, это студент 3-го курса РГГУ Дмитрий. Мне нравится учиться, и я тоже хочу стать министром образования. Что для этого нужно сделать?

— Во-первых, советую десять раз подумать. Эта должность имеет разные стороны, и не все они замечательные... Я пришел на госслужбу всего 5 лет назад, до этого никогда руководящей государственной работы у меня не было, я занимался наукой. Специально ведь на министров нигде не готовят. Но думаю, если вы хотите посвятить себя госслужбе, вы можете попробовать поработать в каком-нибудь подразделении нашего министерства и посмотреть, насколько интересна и хороша жизнь госслужащего. Как вам кажется, разумное предложение?

— Да. А вам тяжело работать?

— Вы приезжайте и посмотрите. Думаю, непросто. У вас как здоровье?

— Хорошо.

— Тогда есть шанс выжить.


— Это Мария из Москвы. Скажите, а вы сами преподавали в школе?

— Учителем не работал, но кружки вел.

— У меня мама педагог. Не могли бы вы что-нибудь ей пожелать на День учителя, а я потом ваши слова передам.

— Пожелайте ей каждый день радоваться, получать удовольствие от работы. И скажите, что чиновники Министерства образования, в свою очередь, стараются сделать так, чтобы работа педагогов вознаграждалась должным образом.


Связь предоставлена компанией “Роснет”.




Партнеры