Между ног

“Кремлю понадобится партия власти №3”

В субботу состоится съезд, на котором мы будем наблюдать рождение новой “партии власти”. О том, что из этого может выйти и как будет развиваться борьба свежеиспеченной структуры с единороссами, мы расспросили экспертов — гендиректора Центра политических технологий Игоря БУНИНА и главу Центра политической информации Алексея МУХИНА.


— “Единая Россия” и партии Жизни-Пенсионеров-Родины уже вступили в жесткий клинч. Это борьба добра с добром или зла со злом?

Алексей МУХИН: — Это не борьба, а обыкновенная политическая ревность. Обе партии власти добиваются любви одного человека — президента Путина. И ждут от него ответных чувств. “Единая Россия” в этом любовном треугольнике — законная супруга. Проект “актуальные левые” — любовница. Законная супруга думает, что обладает большими правами. Сколько ведь вместе прожили с президентом душа в душу! И вот решают любовница с женой на кухне, как жить дальше. Соком обливаются, отнимают друг у друга тарелки и ложки...

Игорь БУНИН: — Проект под названием “партия власти №2” для Путина очень важен, потому что он хочет видеть в будущем как минимум две партии, а не одну, от которой бы зависел. Я согласен, что это все — немножко искусственно. Но появляется хоть какой-то плюрализм мнений.

* * *

— Надо ли ждать потока компромата с обеих сторон?

МУХИН: — Вообще, политическая борьба 2007—2008 годов, по замыслу Кремля, должна быть благопристойной, и на страже этой задачи стоят Сурков, Сечин, Иванов и прочие ключевые игроки. Но, по моему мнению, закончится все тем, что “ноги власти” запутаются и тело упадет.

Обычно вы, журналисты, представляете Кремль как группировки силовиков и либералов. Но на самом деле в Кремле отдельные группы, вступая в альянсы, меняя союзников, запутывают ситуацию до невозможности. Хитросплетения этой борьбы привели к тому, что сейчас уже никто не может понять: кто с кем и кто против кого?

Но когда две ноги пинают друг друга, понадобится… третья. И эта “трость”, на которую мог бы опереться президент, ближе к выборам-2007 может быть выделена из старого состава “Единой России”. Из нее выведут депутатов-народников (люди Геннадия Гудкова) плюс Социалистическая партия Подберезкина. Но главная там бомба — Сергей Глазьев. Все это бред, что Глазьев — супероппозиционный политик. Говорят, он ходит на консультации в Администрацию Президента. Сейчас идет ожесточенная дискуссия по поводу правящей партии №3, и все теперь зависит от Владислава Суркова.

БУНИН: — В Самаре (где на выборах мэра победил кандидат от Партии жизни Миронова. — “МК”) единороссы в конце концов осознали, что бодаться с другом Путина — себе дороже. Это же ведь прекрасный прецедент для многих региональных фигур, которые будут теперь “играть” в Партию жизни. Конфликт может принять достаточно ожесточенные формы. Даже ударить по вертикали власти, созданной Путиным. Но я думаю, что в дальнейшем президент примерит на себя роль эдакого мудрого арбитра: “Тебе вот это, а тебе — вот это”. Он поделит Россию по округам и регионам, где бы правили и единороссы, и “актуальные левые”.

* * *

— Как две партии будут делить медиаресурс? Неужели в одном выпуске новостей мы сможем увидеть сначала Грызлова, который кроет Миронова, а потом Миронова, который кроет Грызлова?

МУХИН: — Я полагаю, будут поделены не каналы, а время на этих каналах. Скажем, 10 минут занимается разгромом Грызлов, другие 10 минут — Миронов. Нас ждут веселые времена на ТВ.

БУНИН: — И Грызлов, и Миронов будут иметь равный доступ к пропаганде своих партий и ценностей. И они реально будут бороться друг с другом. Даже если оппозиция и искусственная, созданная руками кремлевских политтехнологов, она все равно нужна! Одни будут выступать за либеральные реформы, другие — за социальную политику. Уже есть некая конкурентная среда для партийной борьбы, и против них нельзя будет применить административный ресурс.

* * *

— Какие предвыборные козыри пустит в ход “Единая Россия”, а какие — новая “партия власти”?

МУХИН: — “ЕР” может предъявить свой немаленький электорат, большое представительство в органах власти в регионах и... перспективу. Дело все в том, что именно “ЕР” выдвинет преемником Путина Дмитрия Медведева.

Между тем, по замыслу, “партия номер два” должна была в свое время официально предложить Сергею Иванову статус преемника. Но Миронов побежал впереди паровоза, сделав предложение министру обороны несколько месяцев назад. Иванов с Дальнего Востока даже был вынужден ответить: “Чушь собачья!”. И был прав: Миронов настолько неуклюже “засветил” спецоперацию, что разом ее девальвировал. Партия должна была образоваться, пройти определенный путь в регионах, сделать себе федеральный статус, поднакопив жирок…

БУНИН: — У “Единой России” — преимущество. У людей есть ощущение, что это сила, которая может им что-то дать. У населения нет идеологии: все исследования показывают, что всем все побоку. Вот если пообещают конкретику — мост через речку, поликлинику, три школы, — то тогда да, проголосуют.

А мироновцы будут использовать другие ресурсы — антибюрократические настроения. Также они провозгласят лозунг: “Больше свободы в политике!” Есть довольно большая прослойка людей, которые не хотят воевать с Путиным, но ни за веселого балагура Жириновского, ни за бюрократов—“медведей”, ни за либералов они голосовать тоже не хотят. И таких людей в стране как минимум 10—15 процентов.

* * *

— Если обе партии пройдут в Думу, неужели они по-разному станут голосовать за законы, которые туда спускают из Кремля и правительства?

МУХИН: — Чему удивляться? И пример образцовый уже есть — ЛДПР. При внешней радикальной и оппозиционной риторике они всегда поддерживали Кремль в любых начинаниях. Обе партии могут хоть глотки друг другу публично грызть, но нажимать они будут на одни и те же кнопочки.

БУНИН: — А с КПРФ что, власть не договаривалась? Я заявляю, что коммунисты вообще косвенным образом поддерживали все демократические начинания, которые были в 90-е годы. Про жириновцев вообще молчу... Так что следующий состав Госдумы — это тоже будет большой сговор. Власть будет контролировать всех, а сама не будет зависеть от партий вообще.

* * *

— А Рогозина, который собирается идти с фашистским “Русским маршем”, — возьмут ли его в новую “партию власти”?

МУХИН: — Господин Рогозин уже окончательно испортил свою политическую историю. И теперь он точно маргинализируется. Раньше Рогозин пользовался у Кремля благоволением. Но после того как он подставил там нескольких персон, у него путь один: стать реальным оппозиционером. Есть маленький шанс, что Рогозин может реабилитироваться, став суперсекретным агентом Кремля в суперсекретных операциях. Но я все же думаю, что разумные кремлевские политтехнологи не готовы работать с ним далее. Слишком рискованно.

БУНИН: — Рогозин будет бегать по всему политическому пространству в поисках зацепки, чтобы встроиться в систему. Но перед его носом будут захлопываться все двери, по крайней мере те, за которыми сидят приличные люди. На нем — жирное клеймо, которое поставили ему в Администрации Президента, еще когда он начал голодовку в стенах Госдумы.

* * *

— Сколько сейчас стоит раскрутка новой партии российского масштаба?

МУХИН: — Абсолютных цифр нет. Не все в этой жизни покупается деньгами. Гораздо большую роль играет статус. В конце концов, в политику ведь идут богатые люди. Так что финзатраты — это не принципиальный вопрос. Были бы должности и перспективы — бабки найдутся по щелчку, и за ценой, уверяю, не постоят.

БУНИН: — Очень недешево, поверьте. Конкретные цифры не скажу.

— На дворе весна 2007-го. Вы приходите на свой участок, а в бюллетенях лишь две партии — “Единая Россия” и “ЖиРоПень”. Вы за кого галочку поставите?

МУХИН: — Боюсь, что свой бюллетень я заберу с собой...

БУНИН: — Совершенно такой сценарий исключаю — партий будет около десяти.


ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Как пикируются боссы

Борис ГРЫЗЛОВ: “Если объединяются “партия пива”, “партия водки” и “партия закуски”, то мотивы ясны. Но когда о союзе заявляют политические силы, еще вчера стоявшие на диаметрально противоположных позициях по ключевым вопросам развития страны, это по крайней мере странно. Пока мы не видим ничего, кроме демонстрации желания получить места в следующей Госдуме, получить во что бы то ни стало голоса избирателей”.

Сергей МИРОНОВ: “Мы не согласны, что для реализации курса в России должен существовать политический монополизм одной политической силы. Мы будем предлагать свои решения задач, стоящих перед страной. “Единая Россия” — это бюрократия без границ, это путь в никуда”.


“Тотемные животные” партий власти

Медведь белый (на официальном сайте “Единой России” он именно такой). Питается тюленями, рыбой, птицами. Конечности сильные, массивные, стопоходящие, пятипалые. Хвост очень короткий. Коренные зубы мощные, тупобугорчатые.

Выхухоль. Насекомоядное. Живет в стоячих и медленно текущих водах речных заводей. У основания хвоста имеются железы, выделяющие жироподобное сильно пахнущее вещество. Зверек счесывает его когтями задних лап и смазывает шерсть, благодаря чему превосходно бегает по дну.


“Медведи” = ЛДПР

8 июля 2006-го Дума голосовала по законопроекту, который расширил понятие экстремизма до невероятных пределов. Всего кнопку “за” нажали 338 человек. 305 из них — члены “Единой России”. Во фракции ЛДПР 31 человек проголосовал “за”, двое — “против” и двое (один из них — Жириновский) воздержались.

23 ноября 2005-го ГД голосовала за законопроект о некоммерческих организациях, который сильно ужесточил правила игры для гражданского общества. “За” были 370 человек. Конечно, львиную долю голосов дала “Единая Россия”. А ЛДПР? 33 депутата “за”, не голосовал один — ВВЖ.

Эта схема традиционна: по непопулярным вопросам очень дисциплинированная фракция или большая ее часть голосует, как надо, а лидер партии или не голосует, или даже голосует “против” — чтобы потом иметь возможность в дебатах с конкурентами кричать: “Я не поддерживал этот закон!”


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру