Вузы и метаморфозы

Как изменилось высшее образование

30 октября 2006 в 00:00, просмотров: 348

Российские ученые провели социсследование и доказали, что за последние два десятилетия высшее образование в России кардинально изменилось. И хотя многие вузы остались на прежних местах и даже не поменяли название, они превратились в совершенно новые по сути учебные заведения. И занимаются в них уже совсем другие студенты, не похожие на учащихся 1980-х годов. Некоторые выводы социологов показались нам интересными.


1. Российское высшее образование стало массовым. С 1990-х годов число вузов в стране увеличилось в два с лишним раза, а численность студентов — почти в 2,5 раза. Сегодня в них учатся более 7 миллионов студентов. Основной прирост произошел за счет открытия негосударственных университетов и академий и увеличения числа коммерческих студентов. И это на фоне общего демографического кризиса в стране!


СКОЛЬКО В РОССИИ ВУЗОВ?

1992 г. - 535

1998 г. - 914

2002 г. - 1039

2006 г. - 1300


В советское время на 10 тысяч населения приходилось около 170 студентов вузов, а сегодня — более 480.

2. Высшее образование стало фактически платным. Это, впрочем, не столько отечественное “ноу-хау”, сколько мировая тенденция. Рост платного обучения и увеличения числа частных учебных заведений началось в мире с 1980-х годов. В России коммерческий сектор образовательных услуг появился с начала 1990-х. Сегодня он развивается чрезвычайно быстро и успешно. Отечественные вузы все чаще превращаются в реальные рыночные предприятия и ведут себя соответственно.

В 1995 году число коммерческих студентов в стране составляло всего 10%, в 2000-м количество “бюджетников” и “платников” сравнялось, а сегодня за свой счет грызут “гранит науки” уже 56% учащихся. Из 1,2 млн. человек, поступивших в российские альма-матер в 2006 году, на бюджетных местах учатся всего 528,6 тыс.

Изменился и сам процесс обучения: сегодня вузы ориентируются на подготовку гибких специалистов, востребованных на рынке труда. Компаниям необходимы сотрудники, умеющие быстро перестраиваться и решать задачи, относящиеся к разным отраслям знаний. Поэтому студентам дают не только знания, но и практические навыки и умения. Отсюда вывод: ценность имеет не столько сам диплом вуза, сколько то, что реально стоит за ним.

3. Высшее образование стало гуманитарным. В Советском Союзе упор делался на инженерное обучение и технические специальности. В 1990 годы произошла резкая гуманитаризация российских вузов. Сегодня даже в сугубо технических институтах открываются гуманитарные факультеты — права, экономики, психологии, социологии. Появилось большое количество новых специальностей: маркетинг, менеджмент, логистика, туристический и гостиничный сервис и т.д. Прежние институты стали повсеместно университетами и академиями.

4. Появились новые формы обучения. Наряду с вузами с середины 1990-х годов стали активно развиваться такие новые для нашей страны учебные формы, как бизнес-школы, корпоративные университеты, тренинговые системы. Сегодня они занимают серьезную долю рынка платных образовательных услуг.




Партнеры